Требования к учебной книге | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мендубаева, З. А. Требования к учебной книге / З. А. Мендубаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 340-343. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1694/ (дата обращения: 16.11.2024).

Требования к любым учебникам и учебно-методическим комплексам, на наш взгляд, определяются требованиями современного общества, предъявляемыми через требования к образованию (школьному, вузовскому), достижения в области наук, теории образования, методики обучения, а также теории учебной книги.

Рассмотрим данный актуальный вопрос о содержании требований современного образования, предъявляемые к учебникам и учебно-методическим комплексам. В данном исследовании нас интересуют требования, которые предъявляются к учебникам по общеобразовательным дисциплинам в вузе, но ради необходимости соблюдения логической структуры и преемственности в раскрытии вопроса, уделим внимание и требованиям, относящимся к школьным учебникам, а также к вузовским учебникам по профилирующим дисциплинам.

Анализ зарубежных школьных учебников, проведенный коллективом авторов РГПУ им. А.И.Герцена, позволил выявить следующие позитивные черты, которые могут быть использованы в разработке новых подходов к созданию школьной учебной литературы: построение учебника по модульному принципу, введение сюжета в учебник, разнообразие современного иллюстративного материала, основной текст учебников составлен с учетом современных тенденций развития экранной культуры, установление содержательных линий между разными предметами, реализация такого основополагающего дидактического принципа как возрастосообразность, составление учебников для профильной школы [2].

Возможные направления совершенствования учебников для российской школы выглядят следующим образом: конструирование авторами линий учебников на основании разных психологических концепций учебной деятельности (например, теория деятельности А.Н.Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, концепция обучения на высоком уровне трудности Л.В.Занкова и др.), конструирование учебников на основании разных дидактических теорий и технологий обучения (развивающее, проблемное, модульное, дифференцированное, личностно-ориентированное, проектные технологии, технологии работы с текстом и т.д.), совершенствование методических подходов к содержанию и структуры учебника.

Переходя к освещению вопроса по вузовским учебникам отметим, что требования к учебной литературе определяются изменившейся ситуацией в образовании современного студента, что выражается влиянием социокультурных факторов:

  • информатизация жизни общества, что требует от человека умений работать с информацией, используя различные ее источники и технологии обработки;

  • демократизация, понимаемая в первую очередь как становление гражданского общества, что, с одной стороны, предполагает предоставление человеку большей свободы, а с другой стороны, ориентирует его на проявление большей ответственности по отношению к обществу, семье и самому себе;

  • становление нового культурного типа личности (тип личности, соответствующий современной культуре, характеризуется самостоятельностью, творчеством, ответственностью и готовностью к обучению в течение всей жизни);

  • реализация компетентностного подхода в образовании (умение сотрудничать; способность к общению, жизни в обществе и участию в общественной жизни; способность к решению проблем; способность самостоятельно организовывать свой труд; способность к сотрудничеству с людьми различных национальностей и уровней культуры; способность к использованию новых технологий, в первую очередь информационных. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах).

Итак, исходя из необходимости реализации компетентностного подхода в образовании и влияния социокультурных факторов на образование, обозначим общие требования к учебной литературе:

  • учебник реализует деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, практической, творческой и рефлексивной деятельности, на приобретение студентами опыта деятельности;

  • учебник направлен на становление ключевых компетенций – готовности студентов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • учебник обеспечивает вариативность и свободу выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей и образовательных учреждений).

В значительной степени современный учебник должен быть практикоориентирован, освоение учебного материала в нем построено на активной деятельности студентов не только репродуктивного характера. Более того, учебник, ориентированный на становление компетентностей, должен предлагать студенту возможность самостоятельно решать различного рода задачи на основе предметного материала.

Создание произведений учебной литературы сложный и многогранный процесс, который к тому же имеет и субъективный характер и определяется научным и преподавательским опытом и мировоззрением. Автор, при работе над произведением, может руководствоваться собственными критериями отбора знаний, определяет меру и глубину их представления в том или ином учебном издании. При всем при этом он должен соблюдать федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по конкретной дисциплине и руководствоваться учебной программой, которые имеют управляющее значение для содержания и структуры будущего издания.

Представим общие требования, предъявляемые к учебной книге:

  1. Высокий научно-методический уровень содержания, отражающий в нем этические и эстетические нормы конкретной человеческой деятельности и соответствующий основным направлениям и итогам развития научной мысли, ее современному состоянию.

  2. Соответствие требованиям ФГОСов ВПО, определяющих обязательный набор дисциплинарных знаний.

  3. Учебник должен удовлетворять как сложившейся системе организации учебного процесса, так и перспективе.

  4. Дидактический уровень учебной книги, обеспечивающий необходимый обучающий эффект, т.е. доступность, связь с лекционными и практическими знаниями, стимулирование самостоятельной работы.

  5. Четкое обозначение тем, необходимый справочный аппарат, литература.

  6. Учебник без особых затруднений должен вписываться в научную и педагогическую концепцию преподавателя, быть инструментом, соотносимым с рабочим планом, графиком учебного процесса. Содержать структурно-логическую связь с компьютерной техникой.

  7. Объем учебников должен быть соразмерен с ролью и местом дисциплины в учебном плане и, соответствовать времени, отводимому на изучение данного курса.

В зависимости от предлагаемой области учебной книги требования к ней должны дифференцироваться.

При создании учебных книг по циклу математических и естественно-научных дисциплин необходимо помнить, что главная задача фундаментального образования – сформировать у студентов научный способ мышления, под которым понимаем развитие способностей и навыков анализа, классификации, обобщения основных признаков явлений, их свойств, а также объектов окружающего мира. Учебная книга по этому циклу должна быть адаптирована к основному профилю специальности. Системный подход к проблеме естественно-научного образования заключается в том, что автор учебника должен, с одной стороны, обладать достаточным объемом знаний по своей дисциплине, а с другой стороны – быть в курсе проблем основной специализации студентов, для которых предназначена учебная книга.

К другим требованиям к учебникам по этому циклу можно отнести:

  1. Учебники по фундаментальным наукам (физике, математике, химии и др.) не должны дублировать основные разделы школьного учебника.

  2. Акцентируя внимание на принципиальных вопросах развития науки, необходимо также соблюдать общую логику построения учебной дисциплины, обеспечивать устойчивые междисциплинарные связи внутри своего блока.

  3. Учебник должен содержать достаточное количество справочной информации, обеспечивать логико-структурную связь с компьютерными средствами обучения, прививать студентам вкус к самостоятельной работе, развивать у них логическое мышление, способность к решению практических задач.

  4. Учебник по фундаментальным дисциплинам должен отличаться строгостью и общностью доказательств и положений, а также обоснованностью применяемых методов и получаемых результатов.

Кратко опишем основные требования к учебной литературе гуманитарного и социально-экономического цикла:

  • соответствие ФГОСам ВПО;

  • соблюдение принципов историзма и преемственности, этических и эстетических норм при изложении материала;

  • полнота и объективность библиографических сведений;

  • включение необходимого справочного аппарата.

Учебники по профилирующим дисциплинам обеспечивают изучение предметов, входящих в два цикла стандарта:

  • цикл общепрофессиональных дисциплин, которым завершается обучение на втором уровне высшего образования – подготовка бакалавров;

  • цикл специальных дисциплин, которыми овладевают студенты на третьем уровне обучения – подготовка специалистов и магистров.

Отметим некоторые особенности наиболее часто предлагаемых авторами подходов (Л.Г.Тюрина) к конструированию учебных книг по общепрофессиональным и специальным дисциплинам [1]:

1) Использование системной методологии, включающей моделирование (системный подход). В эпоху компьютеризации студент должен свободно оперировать системными понятиями, подходами, исследованиями. Системное рассмотрение объекта позволяет выявить совершенно новые связи, качества, отношения. Системный подход к изучению разделов той или иной дисциплины предполагает продвижение от общего к частному. Ориентировка учебника на моделирование процессов (математизацию курса), содействует развитию интуиции и конструктивному профессиональному мышлению будущих специалистов.

2) Проблемное изложение материала (проблемный подход). Использование объяснительного принципа вместо описательного. Изложение программного материала, когда автор не просто сообщает знания, а показывает пути, которые привели к данным выводам, является проблемным изложением. Проблемные ситуации ставят студента перед необходимостью проанализировать расчетные параметры, установить причинно-следственные связи, т.е. по ходу изложения материала осуществляется сравнение с ранее изученным. Конечно, проблемный подход усиливает познавательный интерес у студентов, но и от автора требует серьезной методической работы, высокой научной компетентности, умения системно и доказательно излагать учебный материал.

3) Вариативная часть учебной книги должна содержать разделы, главы посвященные новым технологиям, типовым прикладным программам. Полученные знания будут способствовать успеху выпускника вуза на рынке рабочих мест благодаря его быстрой адаптации к производственной или научной деятельности.

4) Гуманитарная компонента предметной области учебника по профилирующей дисциплине должна быть направлена на формирование гуманитарной культуры бакалавра, специалиста, магистра. Надо понимать, что речь идет не только о содержании гуманитарного плана, а скорее об определенной ориентации профессиональных знаний на понимание духовных начал всякой деятельности, этических, эстетических позиций субъекта по отношению к окружающему миру.

Идеологией стандартов высшего профессионального образования предусмотрено, что гуманитарные основания, влияющие на ценностные ориентиры системы знаний выпускника, обеспечиваются общими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами. Но дисциплины общеобразовательного характера слабо влияют на духовный облик студента как будущего специалиста, поскольку мало связаны с профессиональной деятельностью, к которой он готовится. Необходимо, чтобы гуманитарная составляющая каждой профессии находила отражение в предметной области учебников по профилирующим дисциплинам, т.к. наибольшее внимание студент уделяет изучению специальных дисциплин. Очень важно, чтобы гуманитарные знания имели управляющее значение по отношению к профессиональным, органично взаимодействуя с ними и в то же время, задавая определенную направленность рассмотрению предмета.

5) При разработке учебников по профилирующим дисциплинам необходимо учитывать используемые в системе образования модели обучения. Предметно-онтологическая модель обучения формирует репродуктивный тип отношения к профессиональной деятельности, который является одним из необходимых условий производства и воспроизводства в той или иной области. Гносеологическая модель обучения формирует у обучаемых продуктивный, творческий тип отношения к профессиональной деятельности. При создании учебников по общепрофессиональным и специальным дисциплинам следует учитывать обе модели обучения, разумно дифференцируя тот или другой подход в зависимости от того, для какого уровня образования создается учебник. Например, гносеологическая модель обучения применима для второго и третьего уровней образования, когда речь идет об овладении знаниями и навыками в широком поле профессионального направления.

Переход ВПО на многоуровневую подготовку бакалавров, магистров и дипломированных специалистов привел к изменению целевого назначения учебной книги, т.к. на каждом уровне обучения цели и задачи подготовки различные. При подготовке учебных книг для каждого уровня необходимо учитывать условия непрерывного образования: знания и умения, полученные на первом этапе являются базовыми для следующих.

Особенности подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров накладывают соответствующие требования на учебные книги каждого уровня.

В основе подготовки учебных книг для бакалавров по дисциплинам, формируемым преимущественно по системам наук, лежит принцип предметности. В их структурах соблюдаются принципы поступательности и цикличности изложения материала, соответствующие традиционной структуре классических учебников. Учебный процесс обладает системностью, логичностью и завершенностью как результат использования комплексного информационно-методического обучения на уровне подготовки бакалавров.

Предметная область учебника, предназначенного для подготовки бакалавров, должна быть шире предметной области учебника, ориентированного на обучение специалистов. В учебнике, предназначенном будущему бакалавру, важно выявить тенденции и обозначить перспективы развития практической или научной деятельности, тогда как в учебник, предназначенный будущему специалисту, необходимо, прежде всего, включать актуальные знания, характеризующие данную область, раскрывая их практическую значимость в контексте тенденций развития отрасли.

В учебниках по общепрофессиональным и специальным дисциплинам информационное поле по многим параметрам будет совпадать, но информационные базы будут отличаться, для бакалавров она стабильна, а для специалистов более динамична (учебник постоянно должен пополняться новой информацией). Отбор фактов, их особенности, глубина характеристик происходящих процессов в учебниках для будущих бакалавров и специалистов, конечно же, различны.

Преемственность содержания этих учебников отчасти может обеспечить единая терминосистема: термины, с которыми обучаемый впервые знакомится при изучении общепрофессионального учебника, должны быть дополнены новыми понятиями специального учебника с учетом задачи углубления и конкретизации профессиональных знаний и их практической направленности.

Для дисциплин, изучаемых на третьем уровне приемлемо использование нескольких учебников и учебных пособий различных авторов, которые отражают, как правило, разные подходы и традиции в преподавании, благодаря чему специалисты получают более разносторонние знания.

В основе подготовки учебных книг для магистров лежит деятельностный принцип: автор учебной книги отбирает научные и профессиональные знания и систематизирует (структурирует) их с учетом потребностей конкретного вида и формы деятельности будущего специалиста. При создании учебных книг для магистров следует учитывать уровень их подготовки: хорошую базовую подготовку, возможность реализации вариативного (индивидуального) обучения, способность к самообучению и саморазвитию, междисциплинарный характер обучения. Авторам учебников для магистров рекомендуется сочетать линейные и циклические способы изложения, то есть учебники должны иметь комбинированную структуру. При этом доля учебных книг для магистров в системе учебных изданий должна быть минимальной, т.к. магистр – это специалист, обладающий продуктивным мышлением, высокой информационной культурой, поэтому он должен активно использовать научную периодику и монографическую литературу.

Литература:

    1. Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. Создание учебной литературы нового поколения. М., 2001 с. 21.

    2. Учебник фиксированного формата: концепция создания и материалы к разработке / О.В.Акулова, В.В.Барабанов, Е.В.Баранова и др.; Под ред. Г.А.Бордовского. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 351 с.


Основные термины (генерируются автоматически): учебник, учебная книга, дисциплина, знание, требование, учебная литература, будущий специалист, профессиональная деятельность, системный подход, учебный процесс.