Универсальные творческие действия студентов в ситуациях технологических решений: элементы концептуального подхода к работе над курсом «Окружающий мир» в начальной школе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Подоляк, Д. О. Универсальные творческие действия студентов в ситуациях технологических решений: элементы концептуального подхода к работе над курсом «Окружающий мир» в начальной школе / Д. О. Подоляк. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 204-209. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1706/ (дата обращения: 16.11.2024).

Концепция – это особый способ осмысления, оформленный в систему принципов и представлений, определенный способ понимания, проектирование собственного образовательного подхода, отход от стандартов [3]. Означенные нами в заголовке раздела элементы концептуального подхода к работе над курсом «Окружающий мир» в начальной школе представляют творческую рефлексию по поводу собственного личностно-ориентированного образования как технологических решений образовательного пространства, в которое вписываются зоны перспективного развития студента, будущего учителя. Преподавание курса «Окружающий мир» требует от учителя определенного знания экологических проблем. Формирование экологического сознания предполагает поиск решения экологических проблем в следующих направлениях:

  • поиск ответа на вопрос о природе человека и постепенное осознание триединости – как существа биологического, социального и духовного;

  • эволюция человека как субъекта (носителя сознания: от индивидуального субъекта и субъекта семьи до субъекта этноса, государства, Планеты, Космоса [5, с.1-15].

Окружающая человека природа представляет собой целостную систему сложнейших взаимоотношений. Человек выступает лишь как одна из ее многочисленных подсистем.

Методологическая основа науки о природе и человеке, по мнению В. А. Ясвина, предполагает два логически противопоставленных подхода:

  1. Логика антропоцентрического представления о том, что человек – это высшее звено в развитии природы.

Природа – среда обитания человека. Гносеологическое отношение подхода: «субъект (человек) – объект (природа)». Человек выступает по отношению к природе в качестве субъекта гносеологического типа.

  1. Онтологическое понимание субъекта: человек и природа – субъекта – носители всеобщих, универсальных закономерностей саморазвития природы, в том числе и человека как общеприродного (а не только биологического или социального явления).

Универсальными являются закономерности развития Планеты, Общества и Человека (индивида). Это переход к природоцентрическому (экоцентрическому) мировоззрению, в основе которых лежит субъектификация природных объектов и мира природы в целом [7].

Подход к человеку как общеприродному существу (субъекту общеприродного развития) означает рассмотрение проблемы с точки зрения самоосуществления общеприродных форм бытия и универсальных принципов их развития. В таком случае природа

Врезка2Врезка1



Наиболее употребительно толкование Природы как совокупности естественных условий существования человеческого опыта [филос.энциклоп.словарь].

Парадигма системы «индивид – среда» («субъект – объект», «субъект – субъект») сменяется на парадигму целостного представления системы «индивид – среда» как единого совокупного субъекта.

Структура экологического сознания есть совокупность (система):

  • представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек – природа», а также в самой природе;

  • субъективного (личностного) отношения человека к миру природы;

  • соответствующих стратегий и технологий взаимодействия человека с миром природы;

  • жизненных ценностей этического плана, диктующих необходимость экологически-ориентированных [5].

*Универсальные творческие действия (далее УТД) парадигмы экоцентрического типа экологического сознания:


УТД взаимосвязи, сопостовления

УТД субъективного восприятия природы,

становления отношений к ней как субъекту

УТД осмысления и осознания себя субъектом,

мыслящим и действующим в масштабе всей Планеты

*Мониторинг предполагает единый параметр – субъективного (личностного) отношения к отдельным природным объектам:

Схема «образно-оценивающего картирования мира»




Исходная ценность,

результат-предпосылка единого мира

Врезка3



Врезка4Врезка5







Врезка6Врезка7









Врезка8Врезка9





*УТД студентов как будущих учителей, становление их в процессе преподавания курса «Окружающий мир», нацеленного на проектирование творческих действий младших школьников предусматривает:

Врезка11Врезка10







«Человек и природа» «Человек и общество»

Врезка13Врезка12











«Человек и природа» «Человек и общество»

Врезка14

Врезка15















«Человек и природа» «Человек и общество»



Врезка17Врезка16









«Человек и природа» «Человек и общество»

Врезка18Врезка19















Философские основы построения нашей технологической системы – материалистические, диалектические, гуманистические.

Подходы к ребенку строятся на основе философии свободного, экзистенциального воспитания.

Преобладающие технологии – проективные, метапредметные.

Идеи (направления) и принципы деятельности: идея переключения на саму личность человека; идея главной цели образования как обеспечения опережающего развития качеств человека, его личностного становления, безопасного комфортного существования в современном динамическом мире; идея наполненности личной жизни социальными смыслами; идеи учебной деятельности в адаптационных процессах к учебной деятельности студентов (осмысление будущих требований к специалисту, вступающему в жизнь, предупреждение стремительно устаревающей информации; развитие способности к анализу и синтезу, развитие интуитивного мышления), овладение проективными технологиями (А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, М. А. Селезнева, В. А. Сластенин, А. Е. Субетто, А. Н. Тубельский и др.).

Концептуальный подход предполагает систему принципов, на которых выстраивается изучение курса «Окружающий мир»: принцип позиции личности как сложной системы ее отношений к обществу, труду, другим людям, самому себе (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев); принцип построения знания как испытание мира, «экспериментирования» над ним, испытание самого себя (Г. Г. Шпет); принцип развития школьного экологического образования в интересах устойчивого развития Забайкальского края (Е. А. Игумнова).

Проблема исследования – поиск путей становления готовности студентов к обеспечению системы овладения младшими школьниками универсальными творческими действиями, способствующими самостоятельному свободному применению знаний для решения жизненных задач, самообразования и сотрудничества.

Цель исследования – конструирование модели и обоснование педагогических условий становления и реализации готовности студентов к проектированию УТД младших школьников в системе обучения предмета «Окружающий мир».

Становление готовности студентов к проектированию творческих действий младших школьников в учебной и внеучебной деятельности по предмету «Окружающий мир» – предмет исследования.

Гипотеза исследования основана на идее взаимосвязи УТД обучающих и обучаемых в следующих условиях:

если будут заложены общие способы порождения творческих инициатив полисубъектов, учитывающих лучшие традиции образования прошлого и инновационные технологии настоящего, прогнозирующее развитее будущего;

если образно-оценивающее «картирование мира» (термин Э. А. Кацинадзе) будет представляться на уровне ассоциативных связей между явлениями действительности в условиях метапредметного подхода;

если моделируемая система становления готовности студентов к проектированию УТД школьников будет представлена как мягко управляемая и самоуправляющаяся, вписанная в развивающую образовательную среду, стимулирующую «живое знание» (наблюдение игр, опытничество, диалоговое общение, создание схем, рисунков, проектов и т.д.).

Ориентиром в работе со студентами, будущими учителями, должна стать школа нового поколения (далее ШНП). В гипотетическом аспекте ее представляет З. А. Малькова как «школу завтрашнего дня» [4]. Это проекты, которые определились в результате аналитической работы ученых-исследователей. Термин «школа нового поколения» вытекает из научного направления – инноватики, которая изучает развитие и саморазвитие сложных систем в целях повышения эффективности и качества их деятельности. «Новое вырастает из научных идей, концепций, открытий и органически вплетается в систему, не отторгая и не разрушая традиционных, доказавших действенность механизмов и связей между ними» [2, с.27]. Это научно обоснованный поиск, применение новых принципов и подходов, педагогических технологий, отвечающих радикально меняющейся картине мира.

Цель изучения курса «Окружающий мир», как констатируется в Программе, – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Педагогика в поисках модели школы нового поколения в настоящее время основывается на современных смыслообразующих представлений о мире, о месте человека в этом мире и определяет качественно иной экологический и культурный уровень развития по созданию «общества гуманистической социо-экономики». Осмысливается необходимость формирования уклада жизни школы, отвечающей вызовам современности. Идеи модернизации российского образования нашли свое развитие в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Рассматривая проблемы становления и тенденции развития уклада жизни отечественной школы, Т. П. Хренова пишет: «Демократический уклад школьной жизни предполагает превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса, широкое участие общественности и учащихся в решениях школьных, местных и общественных проблем» [6, с.19]. Исследователь анализирует опыт конкурсного движения образовательных учреждений. В Конкурсе образовательных инициатив наибольший интерес представляют школы, которые могут быть названы авторскими. В основе авторских школ – концепция, определенный педагогический подход. Но опыт авторских школ «не тиражируется», они не возникают «по приказу», не копируются, потому что эти школы авторские и обязаны своим рождением Личности с ее собственной глубинной философией. Создатели авторских школ – новаторы, но они не разрушают, не ломают традиции. Они строят новое знание, выбирая лучшие прогрессивные идеи прошлого и настоящего, ориентируясь на будущее.

Мы считаем «авторской» МОУ Узонскую среднюю общеобразовательную школу с ее культурой, традициями, системой ценностей и отношениями, отражающими нормы и ценности села, где приоритетными являются активная общественная жизнь, здоровье, познание, красота природы и искусства, творчества, уверенность в себе, общественное признание успехов совместной деятельности школы, семьи и жителей села. Раскрывая вопросы становления системы совершенствования творческого опыта школьников в работе сельского учителя, Ц. Л. Дондокова раскрывает поэтапно моделирование системы: этап взаимодействия с Миром Природы и Людей [1].

Итак, в центре внимания модель, где образщими являются «Природа», «Рукотворный мир», «Мир другого (других)», «Я сам» (В. А. Петровский). Элемент концептуального подхода мы выстраиваем на основе исследования В. А. Петровского о смысле понятий «Идея», «Я», «Мир», «Развитие», «Личность», которые легли в основу анализа категории «развивающего образования» как возможного пути его построения. Так, понятие «Мир», по словам ученого, – это мир, в котором живет человек («внешний», «окружающий» мир). Это также и «внутренний мир», «актуальный синтез моментов пережитого во времени», область соприкосновений «внешнего» и «внутреннего». Идея «Я = Мир» – это личностно-ориентированное образование, где развитие личности есть «самодвижение», экзистенциальные отношения, космичность бытия человека, его слитность с природой, микрокосмосом его самости [там же, с.33].

Критериями реализации идеи «Я = Мир» являются познание, воля, переживания. Показатели – истина, добро, красота, ценности собственного опыта.

На основании сказанного мы рассматриваем блок «Человек и Природа» в значительной мере как становление личностного восприятия, эмоционального отношения в оценках обучаемых и обучающихся к миру природы и культуры в единстве в условиях метапредметного подхода. В плане реализации этого подхода значимым является метапоэтический текст в метафорическом дискурсе преподавания предмета «Окружающий мир» младшим школьникам. Такой подход предполагает реализацию, проектируемую нами программу становления универсальных творческих действий студентов как будущих учителей.


Литература:

  1. Дондокова Ц. Л. Становление системы совершенствования творческого опыта школьников в работе сельского учителя // Автореферат…к.пед.н. Чита, 2010. 23с.

  2. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. М.: Изд.центр «Академия», 2001. 192с.

  3. Крылова Н. Б. Разнообразие конструктивных идей – шаг в будущее образование / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. 154с.

  4. Малькова З. А. Педагогика в поисках модели нового поколения // Известия РАО, 2001. с.23-34.

  5. Панов В. И. О предмете психологии экологического сознания // Прикладная психология. №6, 2000. с.1-15.

  6. Хренова Т. П. Становление и тенденции развития уклада жизни отечественной школы // Автореферат…канд.пед.наук. Чита, 2010. 23с.

  7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: 2001. 365с.

Основные термины (генерируются автоматически): Окружающий мир, мир природы, Природа, концептуальный подход, Мир, общество, субъект, экологическое сознание, изучение курса, метапредметный подход.

Похожие статьи

Развитие навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов студентов в условиях инновационного обучения (на примере курса «Жизненная навигация»)

Концептуальные подходы в педагогическом проектировании метапредметных действий младших школьников (образовательная область «Филология»)

Стратегические идеи содержательного аспекта универсальных творческих действий студентов как направление проектирования работы над курсом «Окружающий мир» в начальной школе

Применение метода проблемных ситуационных задач в преподавании дисциплины «Сестринский уход в педиатрии» у студентов Тверского медицинского колледжа на основе компетентностного подхода к обучению

Реализация личностно ориентированного подхода в современном школьном образовании (на примере уроков русского языка и литературы)

Опыт современной российской школы в вопросе формирования познавательных универсальных учебных действий

Эмпирические аспекты организации и контроля самостоятельной работы студентов с применением рейтинговой системы обучения

Конструирование современного урока: формирование УУД и инновационные технологии в их реализации

Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир»

Мастер-класс «Лэпбук как универсальное дидактическое пособие по формированию интегративных качеств личности детей дошкольного возраста и позитивного взаимодействия с их родителями»

Похожие статьи

Развитие навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов студентов в условиях инновационного обучения (на примере курса «Жизненная навигация»)

Концептуальные подходы в педагогическом проектировании метапредметных действий младших школьников (образовательная область «Филология»)

Стратегические идеи содержательного аспекта универсальных творческих действий студентов как направление проектирования работы над курсом «Окружающий мир» в начальной школе

Применение метода проблемных ситуационных задач в преподавании дисциплины «Сестринский уход в педиатрии» у студентов Тверского медицинского колледжа на основе компетентностного подхода к обучению

Реализация личностно ориентированного подхода в современном школьном образовании (на примере уроков русского языка и литературы)

Опыт современной российской школы в вопросе формирования познавательных универсальных учебных действий

Эмпирические аспекты организации и контроля самостоятельной работы студентов с применением рейтинговой системы обучения

Конструирование современного урока: формирование УУД и инновационные технологии в их реализации

Формирование исследовательских умений у младших школьников в процессе практических работ по предмету «Окружающий мир»

Мастер-класс «Лэпбук как универсальное дидактическое пособие по формированию интегративных качеств личности детей дошкольного возраста и позитивного взаимодействия с их родителями»