Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи
Автор: Абдракипова Гульназ Рустемовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1315 раз
Библиографическое описание:
Абдракипова, Г. Р. Роль культурно-образовательного пространства вуза в формировании социальной ответственности молодежи / Г. Р. Абдракипова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1710/ (дата обращения: 16.11.2024).
С самого рождения человек оказывается в окружении социальной среды, в ходе взросления происходит его интеграция в различные виды деятельности: учебную, досуговую, трудовую и пр., а вместе с тем, и вступление в соответствующие социальные общности. Совершаемая деятельность и окружающая общественная среда способны формировать в человеке как положительные, так и негативные нравственные качества, что обусловливает активизацию социальных институтов в поиске новых методов и средств воспитания, актуальных для современного социально-экономического развития государства.
Анализ научной литературы показывает, что воспитать всесторонне развитую, социально ответственную личность возможно путем создания соответствующей среды, активизирующей индивида в различных направлениях деятельности, в процессе которых происходит раскрытие и утверждение его во всем спектре личностно-человеческих качеств.
Поскольку в основе любого общества находится некоторая система социальных норм и духовных ценностей, усвоение их определяет уровень социальной ответственности личности.
Социальная ответственность – это гуманистически направленный компонент внутренней потенции личности как субъекта жизнедеятельности, основанный на интериоризации аксиологических понятий конкретной общественной среды, сопровождаемый чувством долга, совести, свободы, и реализуемый в исполнении социально-ролевых обязанностей, общественно полезной деятельности, а также сознательной деятельности по оказанию помощи окружающим, сопереживании, доброжелательности и нравственном контроле своих мыслей и поступков с готовностью дать отчет за их последствия.
Наиболее перспективной социально-демографической группой является молодежь, поскольку именно в этот период личность осваивает основной объем социальных ролей. Одной из таких ролей, в русле которой происходит как профессиональное, так и личностное становление молодежи является студенчество. Личностное и профессиональное развитие студенческой молодежи обусловлено ее интеграцией в новые социально-культурные и профессиональные общности, изменением интеллектуальной структуры, формированием учебно-профессиональной деятельности. Поскольку, как полагает В.Ш. Масленникова, в процессе усвоения индивидом социальной роли выстраивается «личностная композиция социально-ценностных отношений», представляющая отношение человека к самому себе, к обществу, ценностям, культуре, природе, именно она определяет индивидуальность, неповторимость личности. Количественная и качественная степень личностной композиции социально-ценностных отношений, по мнению автора, является результатом ее социализации, ее социального становления.
Социальный потенциал молодежи, частью которого является и досуговый потенциал, согласно исследованию Р.Н. Азаровой, раскрывается в зависимости от личностных особенностей и условий, в которые она попадает. В частности, ученый называет в качестве одного из условий раскрытия потенциала молодежи её социальное самочувствие, определяя его как «состояние комфортности-дискомфортности, обусловленное степенью удовлетворенности или неудовлетворенности собственным положением в социуме»[1, с. 98]. Автор приходит к выводу, что молодежь представляет социальное явление, а потому и является активным субъектом социализации. Личностное формирование студенческой молодежи происходит в той мере, в какой у нее развиваются социальные качества, определяющие её как члена конкретно-исторического общества. Таким образом, социальное воспитание, в процессе которого формируется социальная ответственность, выступает важным элементом в формировании личности молодежи.
Развитие личности студента осуществляется в ряде векторов: система взглядов приобретает устойчивый характер; развиваются необходимые способности; повышаются чувство долга, ответственность за успех учебно-профессиональной деятельности; растут притязания личности студента в отношении будущей профессии; в процессе усвоения социального и профессионального опыта растут общая зрелость и устойчивость; повышается уровень самовоспитания личности студента.
Между тем, как отмечает А.В. Толстых, «Нередко молодость воспринимается самими молодыми людьми, во-первых, как своеобразный «аванс на будущее», во-вторых, как право на ошибки (от которых, конечно же, никто не застрахован), в-третьих, на недомыслие (и отсюда, как следствие, на заниженность требований к себе, на неразвитое чувство ответственности за себя, свои поступки, саму свою жизнь — мол, молоды еще)»
[ 4, с.230]. Об этом свидетельствуют и результаты исследования современного состояния молодежи, отраженные в макет-проекте Социальной доктрины РФ [7. с.143] показывающие низкий уровень её социальной активности. Приведем некоторые из показателей доктрины, позволяющие наиболее полно раскрыть существующую ситуацию:
- среди молодежи прослеживается аполитичность. В выборах федерального уровня участвуют менее половины молодых россиян, политика интересует лишь 33% граждан в возрасте до 35 лет, 2,7% молодых людей задействована в общественных организациях;
- у 35% молодых 18-35 лет прослеживается отсутствие национальной и религиозной толерантности, 51% одобрили бы решение о выселении за пределы региона представителей некоторых национальных групп;
- общественными объединениями, зарегистрированными органами юстиции, охвачены 2-4% молодых людей.
-низкий показатель возможностей самореализации молодежи: не надеются повысить квалификацию 24,6%, зарплату – 39,3%, защитить свои права перед работодателем – 42,8%, продвинуться по службе – 42,2%, создать собственный бизнес – 64,9%.
Анализ вовлеченности молодежи в социальную практику является сегодня одним из самых актуальных направлений научных исследований. И.А. Панарин [6,с.23], в частности, определяет реальную вовлеченность молодежи в социальную практику как важнейшее условие формирования социальной ответственности. Ученый отмечает, что в Советской России социальная активность задавалась всеми институтами воспитания и образования молодежи. Начиная со вступления в октябрята, затем пионеры до членства в рядах ВЛКСМ и КПСС функционировала система «принудительно-обязательного включения молодежи в единую организацию». Вовлеченность молодого человека в данные структуры предполагала организованную систему культивирования в нем необходимых социальных качеств в единстве с формированием его ценностей, установок и возможностей их реализации.
Назревший социальный кризис, порождаемый социальной инертностью молодежи, позволяет утверждать, что слабая социальная активность порождает готовность нести ответственность лишь за события своей частной жизни, исключая при этом участие в общественной жизни страны.
Разрешить сложившееся противоречие призвано культурно-образовательное пространство вуза, способное воздействовать на студенчество посредством учебно-воспитательных и социально-культурных технологий.
Как отмечают М.А Ариарский и И.А. Ивлиева, «Тенденции развития профессионального образования в контексте нового типа культуры обусловила переход на новую парадигму образования – культурологическую. Культурологическая модель образования строится на принципе создания целостного культурно-образовательного пространства и ориентирована на становление личности обучающихся…Целью образования в рамках данной модели становится овладение духовным и материальным богатством, которое приведет к становлению личности, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством» [2, с.22]. Среди требований к личностным качествам будущего специалиста исследователи выделяют:
- духовное богатство;
- открытость;
- традиционность;
- фундаментальность;
- социальная мобильность;
- инновационность;
- коммуникативность.
Поскольку содержание культурно-образовательного пространства обусловлено потребностями культурного развития, образования и социализации молодежи, в нем, по мнению А.И. Бондаревской [2, с.23], должно быть заключено многообразие сфер и видов образовательных услуг, образовательных сред, обслуживающих данную возрастную категорию: академическая, досуговая, творческая, экологическая и др.
Значимую роль в формировании социальной ответственности молодежи играет личность самого педагога. В этой связи А.С. Запесоцкий, пишет, что для конструктивного изменения личности другого, педагогу необходимо стать образцом для подражания, значимым, референтным. Причем, в условиях культуроцентристской концепции образования современному педагогу высшей школы нужно «персонифицировать» фундаментальные ценности — справедливость, патриотизм, духовность, он «обязан олицетворять лучшие нравственные качества своего народа, и, прежде всего, милосердие и моральную ответственность, совесть как внутреннюю настроенность на другой голос» [5].
Таким образом, в результате анализа современного состояния молодежной среды, а также потенциала культурно-образовательного пространства вуза, мы выделяем следующие организационно-педагогические условия формирования социальной ответственности молодежи:
- обеспеченность учебно-воспитательного процесса кадровым ресурсом, обладающим референтным потенциалом;
- ориентация учебно-воспитательной деятельности на формирование социально значимых качеств будущих специалистов;
- организация учебного-воспитательного процесса согласно культуроцентристской модели образования;
- вовлечение студентов и педагогов в социальную практику (волонтерство, благотворительность и пр.);
- организация свободного времени молодежи путем формирования комфортной культурно-досуговой среды;
- актуализация межэтнической толерантности;
- обеспеченность учебных программ аксиологическим компонентом.
Поскольку сегодня одним из приоритетов перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации предполагается ориентация системы образования на формирование творческой социально ответственной личности, назрела необходимость пересмотра содержания образовательных программ и формирования соответствующих организационно-педагогических условий в культурно-образовательном пространстве вуза.
Литература:
1. Азарова Р.Н. Социально-педагогическая организация досуговой деятельности учащейся молодежи: Дис. ... д-ра пед. наук - Москва, 2005. 373 с.
2. Ариарский М.А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования: монография / М.А. Ариарский, И.А. Ивлиева; Рос. акад. образования, Ин-т педагогики и психологии проф. образования. — Казань: Данис, 2007. 155 с.
3. Бондаревская А.И. Культурно-образовательная среда вуза как среда профессионально-
личностного саморазвития студентов: Дис. …к.пед.наук – Ростов-на-Дону 2004.186 с.
4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
5.Запесоцкий А.С. Идея культуроцентристской модели образования. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.culturalnet.ru/main/person/247 Дата обращения: 20. 01.2012.
6. Панарин И.А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений: Дис. ... д-ра псих. наук - Москва, 2010. 416 с.
7. Социальная доктрина РФ (Макет-проект) Москва, Научный эксперт, 2010. С.143.
8. Философия, психология, искусство. Материалы «Недели современной психологии, философии и искусства» (4-7 апреля 2002 г.) /Под ред. И.Р.Орловой, к.п.н. Н.А.Читалина. – Казань, ЮЛАКС, 2003. 104 с.