Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка
Автор: Перевозчикова Любовь Николаевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 6067 раз
Библиографическое описание:
Перевозчикова, Л. Н. Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка / Л. Н. Перевозчикова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 269-272. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1712/ (дата обращения: 19.12.2024).
По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития. По данным МО РФ, 85% детей – воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-психологического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. [1, с.3]
Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые ставит ему общество. У такого ребенка гораздо дольше остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развита произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Психические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей.
Внимание – один из важнейших динамических показателей всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Актуальность проблемы развития внимания у детей школьного возраста определяется прежде всего тем, что именно в школьном возрасте формируются качественно новые характеристики внимания так же, как и других процессов. При этом Выготский Л.С. подчеркивает, что «психическое развитие – это целостное развитие всей личности: интеллекта, сознания, познавательной деятельности. В процессе интеллектуального развития ребенка происходят качественные изменения и самих психических познавательных процессов». [3, с.14].
Знание английского языка в современных условиях развития общества является насущной необходимостью для каждого человека. От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего, ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. В основе одной какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. «Внимание проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания». [2, с.111].
Выделяют непроизвольное внимание (нецеленаправленное) – возникает как бы само собой, без усилий воли. Произвольное (намеренное) внимание. Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. Рабочий уровень внимания определяется комплексом основных характеристик: объемом, концентрацией, переключаемостью. Объем внимания – это его информационная емкость, т.е. количество одновременно отчетливо осознаваемых при восприятии объектов. Концентрация и устойчивость внимания – это способность не отклоняться от цели, от направленной психической активности, удерживать сосредоточенность на объекте внимания. Концентрация внимания является энергетической базой умственной работоспособности школьника. Переключение внимания – способность перемещать его с одного объекта на другой – лежит в основе перехода от одного вида деятельности к другому. [1, с. 23].
Противоположным вниманию состоянием является рассеянность, которая характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, несосредоточенностью внимания. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы неуклонно снижается; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.
Особенно резко проявляются нарушения внимания после занятий, требующих интенсивного умственного напряжения. Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывает у одних раздражение, у других – категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.
Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный звук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет – все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя.
Как правило, причины глобальной невнимательности учащихся заключаются в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, у детей сформировался способ работы без достаточной обработки умения анализировать материал. Единицы анализа (буквы, цифры, слова, детали, части) – мелки и «не удостаиваются», без направленного обучения, внимания детей. Поэтому задача развивающих заданий для повышения внимания состоит в преодолении такого общего восприятия, в попытке научить учащихся воспринимать содержание заданий с учетом элементов на фоне смысла, целого, уметь осознанно концентрировать, распределять и переключать свое внимание при анализе элементов, частей, деталей целого.
Предмет английского языка не обыкновенен тем, что он пронизан принципом развивающе-воспитывающего обучения. Развитие и воспитание идет в двух направлениях:
1. Изучение языкового материала развивает и воспитывает, так как является средством познания мира, формирования мысли, общения с людьми.
2. Развитие и воспитание идет через текстовый материал.
Нельзя не выделить следующие задачи использования коррекционно-развивающих упражнений на уроках:
1. Научить учащихся содержательно, логически последовательно, грамотно выражать свои и чужие мысли в устной и письменной форме за счет расширения представлений об окружающем мире и обогащения словаря, развития умения планировать деятельность и навыка работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму, овладения техникой речи на основе упражнений на развитие внимания.
2. Дать учащимся прочные лексические и грамматические навыки, используя упражнения в коррекции отдельных процессов психической деятельности, тесно взаимосвязанных между собой.
3. Обеспечить развитие логического мышления как основы интеллекта.
4. Привить любовь к английскому языку и желание применять полученные знания и умения в общественной жизни.
Ушинский К.Д. писал: «Конечно, сделав занимательным урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье…». [3, с.49]. Следовательно, произвольное внимание (именно оно является у подростков преимущественным) стоит далее развивать и укреплять.
В подростковом возрасте у ребенка увеличивается устойчивость внимания, способность отвлечься от всего постороннего. Но степень развития всех свойств внимания во многом зависит от психофизических и индивидуальных особенностей развития каждого подростка.
Внимание – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей человека, поэтому коррекция внимания детей с ЗПР является приоритетом в работе педагога коррекционной школы.
Говоря о структуре содержания коррекционно-развивающих упражнений, следует отметить, что существуют общие правила, руководствуясь которыми учитель выбирает (создает) правила обучения, затрачиваемые на реализацию поставленных задач. Различаются общедидактические и специфические правила, при этом общедидактические в силу своей предельной обобщенности не могут указать конкретных критериев выбора средств обучения английскому языку в школах для детей с ЗПР.
Изучение лексики дает возможность познакомить учащихся со словарным богатством английского языка, с отдельными лексическими понятиями, с особенностями употребления слов в речи. Работа, направленная на формирование лексических умений и навыков в классах ЗПР имеет, помимо образовательного и воспитательного, еще развивающее и практическое значение. В результате работы над лексическими единицами расширяется представление школьников о языке в целом, развивается интерес к предмету.
Для овладения нормами английского языка огромное значение имеет фонетика. Формирование фонетических навыков развивает фонематический слух, обучает технике произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении, в речевом потоке говорения и чтения.
Особенность для восприятия грамматики английского языка, как науки, очень трудна для детей с ЗПР, т.к. способность к абстрагированию у них недостаточно развита и нет связи с родным языком. Однако учащимися можно помочь, активизировав все возможные психические процессы, в том числе внимание. В содержание курса грамматики входит словообразование – посредством специальных морфем получаются видоизменения слов.
Коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания, помогают учащимся усвоить фонетические аспекты говорения, структуру слова и предложения, особенности морфем, преодолеть лексическо-грамматические трудности говорения, особенности чтения английских слов.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообразование, а так же чтение, как вид речевой деятельности, и они требуют специально организованной работы. Для развития внимания используются задания направленные на развитие восприятия, работу памяти, понимание закономерностей и другие виды мышления, поскольку внимание присуще любому познавательному процессу (восприятию, памяти, мышлению) и выступает как форма, способность осознанной организации этого процесса. При этом, осмысленность получаемых знаний направляет внимание, делая его произвольным и избирательным.
Специфические правила обучения английскому языку объединяются по разделам с выделением конкретных коррекционно-развивающих упражнений. Некоторые коррекци-онно-развивающие упражнения, формирующие основные свойства внимания, могут быть использованы как тренировочные, так и диагностические.
I. Упражнения, направленные на концентрацию, переключение, увеличение объема и распределение внимания в различных видах познавательных процессов при выполнении заданий.
II. Упражнения, направленные на сравнение различных понятий, символов, предметов (на вербальном, цифровом и наглядном материале), которые тренируют внимание и наблюдательность.
III. Упражнения, направленные на формирование осознанности и управления вниманием при выполнении проверки ошибок в текстах.
Нужно отметить, что система коррекционных упражнений, направленных на развитие внимания учащихся, строится на следующих аспектах формирования и развития внимания:
1. Постоянство.
2. Самостоятельность.
3. Дифференциация.
4. Логика.
Опыт работы, направленный на развитие внимания у учащихся с ЗПР показал:
1. Повышение качества психических процессов, так или иначе связанных с вниманием.
2. Развитие концентрации, объема и переключения внимания.
3. Коррекция волевой регуляции.
4. Улучшение качества приобретаемых учебных знаний, умений и навыков.
Подростковый возраст характеризуется резкими изменениями, происходящими во всех сторонах развития и имеющими определенную асинхронность (интеллектуальное развитие ребенка опережает развитие личностных особенностей и наоборот). Учитель в работе с такими детьми не только видит указанные ограничения, но и правильно оценивает потенциальные возможности учащихся с ЗПР. У подростков внимание является преимущественно произвольным. Следовательно, учащийся среднего звена может заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем. Отсюда следует, что учащиеся с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеет благоприятный прогноз развития.
Литература:
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
2. Гамезо М.В. Домашенко И.Д. Атлас. Вопросы психологии. – Педагогическое общество России, 1999.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: «Просвещение», 1991.
4. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. – М.: «Просвещение», 1998.