Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся
Автор: Ахмедова Майя Саидовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1767 раз
Библиографическое описание:
Ахмедова, М. С. Использование художественной литературы на уроках биологии и экологии для развития познавательной активности обучающихся / М. С. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1717/ (дата обращения: 16.11.2024).
Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс [7].
Данная проблема становится всё более актуальной в связи с массовым разнообразием увлечений и развлечений, появившихся в последние годы у детей, и в научной литературе уже давно освещены пути её решения (Селевко Г.К., Щукина Г.И., Маркова А.К. и др.). Одним из общих подходов является развитие мотивации к учению, стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности. Главным мотивом, побуждающим учащихся к активности, можно считать интерес, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Существуют главные условия, способствующие формированию и развитию познавательного интереса:
ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;
максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;
положительный эмоциональный тонус учебного процесса [9].
Повышать познавательную активность можно с использованием различных методов и приёмов в обучении. Одним из факторов, сопутствующих развитию формированию и интереса к изучению биологии и экологии, можно считать использование текстов художественных произведений в сочетании с наглядностью.
Расследование убийства
Достаточно часто авторы детективов делают выбор в пользу различных ядов как орудия злодеяния. Школьникам предлагается установить, возможно ли было совершить убийства, описанные в следующих произведениях:
А - рассказ А. Конан Дойла «Пёстрая лента».
В ходе «расследования» выясняется, что в рассказе неверно указана видовая принадлежность змеи – «болотная гадюка». В оригинале название змеи звучит "swamp adder", что скорее означает "болотная ядовитая змея". "…Вокруг его головы туго обвилась какая-то необыкновенная, жёлтая с коричневыми крапинками лента…".
Факты: - Специалисты по змеям, обитающим в Индии, отмечают, что подобному описанию соответствует внешний вид гадюки Рассела и ленточного крайта. При укусе крайт, не ослабляя хватку, несколько раз сдавливает челюсти. Это позволяет его весьма коротким зубам добраться до уязвимых тканей добычи, но на месте такого укуса остаются не "…два крошечных тёмных пятнышка…", а огромный синяк, который сразу бы заметил любой коронер.
- Летальный исход при укусе крайта составляет не более 20% и смерть, как правило, наступает через 6-8 часов после укуса (если не было оказано необходимой помощи). Даже при укусе тигровой змеи (самой ядовитой в мире) или королевской кобры яд убивает человека только через 1-1,5 часа.
- Судя по тому, что у жертвы были сильные судороги, причиной смерти стала остановка дыхания в результате паралича дыхательных мышц. Но яд гадюк действует иначе: распространяясь по телу жертвы, благодаря наличию в нем разнообразных ферментов, вызывает разрушение внутренних органов (прежде всего, кровеносных сосудов). У человека возникает сильная боль, головокружение, озноб, повышается температура, однако судорог, как правило, не наблюдается. Кроме того, как правило, от укуса до летального исхода проходят, как минимум, сутки, а уж о смерти через несколько минут говорить вообще не приходится.
- Во время съёмок фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» съёмочная группа столкнулась с принципиальной ошибкой автора, допущенной в рассказе: змея, которая должна была ползти по свисающему шнуру, не могла этого делать — змеи в принципе не могут ползать по свободно висящей верёвке, им необходимо твёрдое основание. Все змеи, кроме древесных, боятся передвигаться по качающемуся и вибрирующему субстрату, поэтому удалось снять только змею, высовывающуюся из отверстия в стене.
Скорее всего, историю о подобном преступлении Конан Дойл позаимствовал из какого-нибудь сборника индийских легенд. Но, не изучив образ жизни и поведение "пресмыкающихся убийц" (известно, что сэр Артур панически боялся змей), дополнил её фантастическими подробностями. Всё, что произошло в доме доктора Ройлотта — чистейший вымысел автора. В реальности совершить подобное преступление с использованием змеи не удалось бы даже профессиональному герпетологу [5].
Б - рассказ А. Конан Дойла «Львиная грива».
Описание «убийцы»: «…существо… напоминало путаный клубок, выдранный из гривы льва… странное волосатое чудовище, колышущееся и трепещущее. В его жёлтых космах блестели серебряные пряди. Всё оно пульсировало, медленно и тяжело растягиваясь и сокращаясь». Оно «…распускает тонкие, почти невидимые нити на расстояние в 50 футов… её бесчисленные тончайшие щупальца оставляют на коже огненно-багровые полосы, которые… состоят из точек, словно от укола раскалённой иглой».
Факт: Арктическая цианея (Сyanea capillata) – англ. lion's mane jellyfish – реально существующее животное - вид сцифоидных из отряда дискомедуз. Максимальный зафиксированный в книге рекордов Гиннеса диаметр зонтика — 2,28 м при длине щупалец 36,5 м. Последствия от контакта с ней зависят от дозы полученного яда. Короткий ожог похож на крапивный. Большая доза яда от многочисленных стрекательных клеток вполне способна вызвать сильную многочасовую кожную реакцию всего тела. Содержащиеся в яде токсины могут вызвать аллергическую реакцию или спровоцировать сердечный приступ.
В – роман А. Кристи «Смерть в облаках».
Описание убийцы: это «…бумсланг… древесная змея, которая водится в Южной Африке, одна из самых смертоносных и ядовитых… Действие на человеческий организм неизвестно… Яд вызывает мгновенный паралич сердца…».
Факты: Бумсланг африканский (Dispholidus typus) - один из немногих представителей заднебороздчатых змей, могущих представлять опасность для жизни человека. Достоверно известно несколько смертных случаев в результате укуса этой змеи, но есть и множество примеров, когда укус не имел для людей дурных последствий. Бумслангу по чисто механическим причинам трудно нанести смертельный укус крупному животному, поэтому несчастные случаи так редки. Но при попадании яда в кровь последствия развиваются очень быстро. Опыты показали, что все укушенные бумслангом куры и утки погибали в течение 20 минут, причем первые признаки отравления, сопровождающиеся параличом, проявлялись уже в первые две-три минуты после укуса.
Загадки эволюции
Станислав Лем, «Приключения Ийона Тихого» - «Путешествие двадцать пятое». Задание: определить движущие силы эволюционного процесса, вид отбора и возможность развития дальнейших событий по сценарию, описанному автором.
Ситуация: «Много лет назад… сел на метеоритные рифы корабль с грузом картофеля…весь груз высыпался…. Картофель выпустил корни и начал… расти. Однако природные условия… были очень тяжёлыми: с неба то и дело падал каменный град, …уничтожая порой целые кустики. В конце концов уцелели только самые проворные особи… выделившаяся таким образом порода проворного картофеля развивалась всё сильнее и сильнее. Через много поколений… картофель сам выкопался и перешёл к кочевому быту… Он утратил инертность и кротость, свойственные земному картофелю, прирученному благодаря заботливому уходу; он дичал всё больше и больше и стал… хищным. Когда на планете стало тесно, … молодое поколение… вытянув ботву к небесам, … достало до снующих там каменных осколков и решило перебраться на них…».
Большое количество подходящей информации содержат книги И. Акимушкина, Д. Эттенборо, Н. Дроздова и др., но пальма первенства по праву принадлежит Дж. Дарреллу. В его произведениях найдётся множество примеров, которые можно использовать:
А – для составления заданий на определение типов взаимоотношений организмов:
1. межвидовая конкуренция: «До прихода человека (европейцев) Новая Зеландия была раем для птиц: густые леса, просторные луга, обилие насекомых и почти полное отсутствие хищников. ... европейцы ввезли дрозда, скворца, крякву, ... зяблика, щегла, овсянку и множество других европейских видов, а также более экзотических птиц. ... новозеландским птицам пришлось туго... надо было конкурировать с чужеземными животными, с которыми они никогда прежде не сталкивались. Неудивительно, что их число пошло на убыль, а некоторые виды и совсем исчезли». [2]
2. синойкия: «...туатары наладили своеобразное сожительство с этими птицами: качурки роют себе норы, чтобы откладывать яйца, а туатары вселяются в эти норы и живут там...; большую часть дня качурка проводит в море... нора нужна ей только ночью... пока она не насиживает яиц. А туатары выходят на охоту по ночам». [2]
3. мутуализм: «…хирурги застыли возле камня, …кузовок … медленно петлял, время от времени останавливаясь, а между ними сновали три маленьких юрких бычка… . Исполняя роль чистильщиков, они прилежно обслуживали своих клиентов – подскочат вплотную, снимут ртом паразита с кожи и отступят как бы для того, чтобы полюбоваться результатами своего труда». [4]
4. симбиоз: «…ткани … мантии заполнены … одноклеточными водорослями с красивым названием «зооксантеллы», которые питаются за счёт фильтруемого моллюском корма, а в ответ делятся с тридакной кислородом». [4]
Так же возможно использование фрагментов текста в своеобразной игре «Мистер Икс» - учащиеся должны узнать животное по приведённому описанию, при необходимости с использованием изображения в качестве подсказки:
- «…От носа «Мистера Х» растут два заострённых искривлённых рога длиной по полдюйма… Между двумя рогами от самого кончика носа растёт ещё один рог. Он длиннее остальных и совершенно прямой… Рассердившись, «мистер Х» менял окраску на тёмную, почти чёрную, с ржаво-красными пятнами…». «Он плавно поднимает вверх одну переднюю и одну заднюю лапу и начинает ритмично покачиваться вперёд и назад. Сделав шаг и снова застыв на месте, … поднимает другую пару ног и повторяет всё сначала. При этом … вращает своими большими выпуклыми глазами…» - (хамелеон Джексона).
Чтение произведений отечественных и зарубежных писателей-фантастов (Д. Уайт «Космический госпиталь» и др.), выводит на следующий тип заданий: составить характеристику условий обитания на планете, проанализировав описание строения и образа жизни её обитателей.
Таким образом, говоря о развитии познавательного интереса, имеем в виду его эволюцию от примитивной, неустойчивой формы (любопытства) к высшей – теоретическому интересу, характеризующемуся чёткой направленностью на определенную предметную область, стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем. Существенную помощь в этом и может оказать художественная литература.
- Литература:
1. Абдуллина Р.Р. Активизация познавательной деятельности учащихся.
http://www.openclass.ru/lessons/68616
2. Даррелл Дж. Перегруженный ковчег. Гончие Бафута. Три билета до Эдвенчер. Путь кенгурёнка. - М.: « Мысль», 1991.
3. Даррелл Дж. По всему свету. Моя семья и другие звери. Птицы, звери и родственники. - М.: « Армада - пресс», 2002.
4. Даррелл Дж. Золотые крыланы и розовые голуби. Сад богов. Пикник и прочие безобразия. Птица-пересмешник. - М.: «ЭКСМО», 2004.
5. Евсеев А. "Элементарно, Уотсон! Змеи-то было две!" - что Конан Дойл не знал про змей. http://www.pravda.ru/society/zoo/zoouseful/zoomystery/09-08-2010/1044054-pestrajalenta-1/
6. Колесова Е. В. Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии.
http://festival.1september.ru/articles/516142/
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1994 – с. 49 - 53.
8. Роль педагога в стимулировании познавательной активности учащихся. http://www.uznaem-kak.ru/rol-pedagoga-v-stimulirovanii-poznavatelnoj-aktivnosti-uchashhixsya/
9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.