Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Будакова, О. В. Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку / О. В. Будакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1746/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современном мире интенсификация и модернизация образования требует внедрения таких инновационных технологий, которые направлены на творческое воспитание личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. Одной из таких технологий является метод проектов как «определённым образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата» [1, с.3].

В последнее время метод проектов приобретает всё большую популярность в обучении иностранному языку. Использование проектной методики является одной из составляющих гуманизации образовательного процесса, так как в работе над проектом участвуют учащиеся с разным уровнем языковой подготовки в соответствии со своими возможностями.

Метод проектов – это такая система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Школьный проект – это новая педагогическая технология, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения [3, с.28].

Ученический проект – это задание исследовательского творческого характера, соответствующее интересам и возможностям учащихся, выполненное ими самостоятельно, но под руководством учителя, имеющее своим итогом социально значимую, завершенную работу.

Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: проведение исследований, интервью, составление планов посещения различных мест, изготовление коллажей [2, с. 38].

Главные цели введения метода проектов в школьную практику:

- показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретённый в школе исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нём и донести это до заинтересованной аудитории;

- продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;

- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости [3, с.28].

Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу учащихся. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта – это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников [4, с.62]. Метод проектов является средством активизации мыслительной деятельности учащихся, обеспечивает повышение учебной мотивации, способствует осуществлению непосредственной связи между приобретением знаний и использованием их в решении практических задач. Ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, и тем самым активно включается в процесс коммуникативной деятельности.

Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие творческих, коммуникативных, организационно-деятельностных умений учащихся. Задача учителя состоит в планировании работы школьников, осуществлении контроля за их деятельностью, организации презентации и защите проектов. Учитель развивает у учащихся, вовлечённых в творческую и исследовательскую деятельность, способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность. Он организует самостоятельную работу школьников, стимулирует их к высказываниям на английском языке, помогает выбирать наиболее увлекательные для них виды и формы работы. Изменяется психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности творческого характера. При работе над проектом используются проблемные, поисковые, исследовательские приёмы, чётко ориентированные на реальный практический результат по любой теме, изучаемой в рамках школьной программы и на любой ступени обучения английскому языку.

Обучение языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. В своей работе я часто использую проекты как на уроке, так и во внеурочное время. Проект – это общее, интересное дело, которое сплачивает ребят. Организация данного вида деятельности может быть представлена в рамках любой темы и при разном уровне владения материалом. Главное – это сформулировать проблему, над которой будут работать учащиеся. Для её решения школьникам требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом знаний по предмету. Кроме того, необходимо владеть творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Ценность проекта состоит в том, что в ходе его выполнения у учащихся вырабатываются такие качества, как самостоятельность, творчество, инициативность, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, умение работать в паре и группе. Процесс работы над проектом стимулирует у учащихся интерес к изучению английского языка, развивает воображение, творческое мышление. Школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Проекты предполагают активизацию деятельности учащихся: они собирают печатный и иллюстративный материал, учатся работать с текстом на английском языке, анализировать информацию, делать выводы. Ученики приобретают опыт выступления перед аудиторией. При выполнении проекта школьники приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, применяют на практике приобретённые знания и сформированные речевые умения и навыки. Ученикам интересна такая форма работы, и, соответственно, создаётся мотив к изучению английского языка. Кроме того, существует огромное количество материала, который можно использовать при подготовке к проектам. Реализация проекта – уникальная возможность социализации ребят школьного возраста, где могут проявить себя абсолютно все, независимо от уровня языковой подготовки. Участие в проекте помогает школьникам реализовать свои возможности. Совместная работа сплачивает коллектив: растёт взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Проектная методика формирует деятельностный подход в освоении учебного материала, даёт возможность глубже изучить тему, обеспечивает интеллектуальное, творческое и нравственное развитие школьников. А наличие элементов поисковой деятельности, творчества учит общению как на родном, так и на английском языке. Использование проектной методики даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать творческие способности, проявлять себя в лидерстве. Как показывает практика, учебно-воспитательный процесс, организованный как работа над проектом, создаёт оптимальные условия для активного и свободного развития личности.

Основными целями проектной методики являются:

- развитие творческой, активно действующей личности;

- самовыражение и самосовершенствование учащихся;

- повышение мотивации обучающихся;

- формирование познавательного интереса;

- формирование интеллектуальных и общетрудовых умений учащихся;

- реализация на практике приобретённых умений и навыков;

- развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал;

- демонстрация уровня культуры, образованности.

Проектная методика играет большую роль в развитии социальной, коммуникативной и информативной компетенции. Социокультурная компетенция предусматривает способность личности к восприятию своей и чужой культуры. Защита проектов может быть использована как форма контроля и определения уровня сформированности социальной компетенции. Информативная компетенция включает умения анализировать и сравнивать факты родной и иноязычной культуры. Во время работы над проектом учащиеся обогащают свой словарный запас, знакомятся с традициями и культурными особенностями страны изучаемого языка, усваивают и творчески перерабатывают материал на английском языке. Коммуникативная компетенция предполагает достижение определённого уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, которые осуществляют иноязычное общение. Введение темы проекта, её обсуждение, комментирование также способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся. В процессе индивидуальной, парной, групповой, коллективной работы над проектами происходит формирование способностей к коммуникации.

Применение метода проектов в современной школе является одним их самых главных стимулов мотивации изучения английского языка, так как в работу над проектом вовлечены все учащиеся, независимо от способностей и уровня языковой подготовки.

В период выполнения проектов у учащихся развиваются следующие умения:

-общеучебные: работа со словарём, справочной литературой, составление плана сообщения и т. д.;

-специальные: умение составлять сообщения, сокращать текст, делать краткие записи по теме и т. д.;

-собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения и т. д.);

- интеллектуальные: умение работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, делать обобщения и выводы и т. д.;

- творческие: умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональные из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему;

- методологические: умение работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях.

Из опыта работы по проектной методике могу сказать, что данный метод является самым творческим видом деятельности, который способствует повышению мотивации к изучению английского языка у школьников, развитию языковых, интеллектуальных, творческих и познавательных способностей учащихся, потребности в самообразовании, совершенствованию уровня владения страноведческой информацией, социализации личности школьника. Проектная методика значительно повышает уровень владения языковым материалом, уровень самостоятельности школьников, позволяет значительно обогатить их словарный запас, знакомит с традициями и культурными особенностями страны изучаемого языка. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, т.е. определённого уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение.

Таким образом, метод проектов способствует не только развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по английскому языку, но и создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей учащихся.


Литература:

1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе. – 2000.- №2.

2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе.-2003.-№5.

3. Брейгина М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка// Иностр. языки в школе.- 2004.- №2.

4. Чанилова Н.Г. Использование проектной методики на уроках немецкого языка// Иностр. языки в школе.-2000.-№4.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык, иноязычное общение.

Похожие статьи

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Модерация как эффективный метод организации обучения школьников английскому языку

Образовательная информационно-коммуникационная технология Эдмодо как платформа для смешанного обучения студентов иностранному языку

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Метод проекта как форма организации учебной деятельности при обучении английскому языку

Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка

Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Игра как условие создания мотивации обучения иностранному языку на начальном этапе обучения

Коммуникативные игры как средство совершенствования диалогической речи при обучении английскому языку

Похожие статьи

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции младших подростков на уроках английского языка

Модерация как эффективный метод организации обучения школьников английскому языку

Образовательная информационно-коммуникационная технология Эдмодо как платформа для смешанного обучения студентов иностранному языку

Квест-игра как технология интерактивного обучения при формировании исследовательской активности учащихся

Метод проекта как форма организации учебной деятельности при обучении английскому языку

Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся в процессе изучения иностранного языка

Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Игра как условие создания мотивации обучения иностранному языку на начальном этапе обучения

Коммуникативные игры как средство совершенствования диалогической речи при обучении английскому языку