Возможности проектных технологий по формированию проектировочных умений обучающихся в профессиональном обучении
Автор: Дубровина Ольга Сергеевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2591 раз
Библиографическое описание:
Дубровина, О. С. Возможности проектных технологий по формированию проектировочных умений обучающихся в профессиональном обучении / О. С. Дубровина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 284-287. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1753/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье показаны преимущества использования метода проектов при применении компетентностного подхода в обучении. В качестве примера рассматривается процесс формирования проектировочных умений у будущих специалистов коммерческой деятельности.
Ключевые слова: метод проектов, проектные технологии, проектировочные умения, функции метода проектов
Поиск путей и средств реализации стратегических установок и идей отраженных в новых нормативных образовательных документах (ФГОС нового поколения, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», проект закона РФ «Об образовании»), анализ достигнутых результатов реформирования системы образования ставят перед педагогической наукой новые задачи, охватывающие как методический, так и ценностно-целевой уровень организации образовательной деятельности.
Смена концепции вызывает подчас лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Образовательные учреждения и педагоги вносят свой вклад в совершенствование этого процесса, используя и внедряя в практику образовательной деятельности новые приемы, методы и технологии обучения. Но нужны ли такие изменения образования? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными методами традиционной системы образования? Ответ очевиден: изменения нужны, потому что новая ситуация требует новых подходов.
Модернизация профессионального образования происходит под воздействием изменений на рынке труда. Рыночные преобразования не только изменили спрос на рабочую силу, востребовали новые качества человеческого капитала, но и ориентированы, прежде всего, на становление личности выпускника учреждений НПО и СПО, формирование перспективного социума, создание ресурса для инновационной экономики.
Проектные технологии и методика ее решения является предметом исследования многих наук: педагогики, социологии, экономики, архитектуры, дизайна и др. Применение проектных технологий в изучении различных учебных предметов и дисциплин, определение их сущностных характеристик, способов разработки и методики решения позволили выделить в дидактике самостоятельное направление исследований, которое называется проектный подход в обучении (Е. С. Полат [4], В. В. Гузеев [2], Г. К. Селевко [3] и др.). В соответствии с данным подходом формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся рассматриваются как специально организованная самостоятельная образовательная деятельность обучающихся под руководством педагога по решению значимой для них проблемы.
Исследователи считают, что проектные технологии приводят к различным дидактическим результатам. Организуемые преподавателем проекты позволяют создавать проблемные профессиональные ситуации, управлять учением, активизировать познавательную деятельность обучающихся, а также способствуют более эффективному усвоению знаний, развитию таких важных для будущего специалиста умений как проектировочные умения.
Н. Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний» [1, с. 37 ].
Е. С. Полат отмечает, что в основе проектных технологий лежит «развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления»[ 4, с. 136].
Технология в педагогике – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка [5]. Дидакты и педагогические работники обращаются к этой категории, чтобы решать свои дидактические задачи. В основе проектных технологий положена идея, составляющая суть понятия «проект», что означает «брошенный вперед». Под проектными технологиями понимают «предварительный текст какого-либо документа, план, замысел, предположение что-либо сделать в будущем» [ 6, с.492].
Проект всегда направлен на результат, в этом выражается его прагматическая направленность. Результат можно получить при решении актуальной профессионально или лично значимой проблемы, его можно увидеть, осмыслить, применять в реальной практической деятельности [4, с.267].
Особую актуальность использование проектных технологий приобретает в контексте реализации компетентностного подхода. Если рассматривать проект как единство цели и действия, а умения как свойство личности выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний, то очевидна взаимосвязь между процессами формирования действий и нужных умений посредством реализации проектов в профессиональном обучении. Таким образом, будущие специалисты, владея определенными знаниями, достигают определенного уровня сформированности умений, таких, как, проектировочные умения, которые позволят им успешно адаптироваться на рынке труда.
Переход российской системы образования на ФГОС нового поколения предполагает внедрение компетентностного подхода, определяющего результативно-целевую направленность профессионального образования, а практико ориентированность и деятельностная основа являются ведущими в решении учебных задач и в развитии общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. Отличие результата при компетентностном подходе от образовательного результата в ЗУНовской системе обучения состоит в том, что первый становится системно-образующим фактором будущей профессиональной деятельности на рынке труда.
Анализ развития системы образования показывает, что меняются ценностные основания: переход от передачи знаний к деятельностно ориентированной парадигме устойчивого развития, предполагающего образование, ориентированное на результат [7, с.158].
В нашем исследовании проектировочные умения определяются как умения проектировать целенаправленный деятельностный процесс, его результаты, условия и перспективы развития. Проектировочные умения существуют в форме деятельности и проявляются через деятельность, поэтому развитие проектных технологий в профессиональном обучении и внедрение компетентностного подхода в образовании обусловили появление в практике подготовки будущих специалистов метода проектов.
В научной литературе встречаются различные классификации проектов применяемых в профессиональном обучении. Классификации выделены в соответствии с типологическими признаками проектов[8, с.65]:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная.
Предметно-содержательная область: монопроект, междисциплинарный проект.
Характер координации проекта: непосредственный, скрытый.
Характер контактов: среди участников одного образовательного учреждения, группы, города, региона, страны, разных стран мира.
Количество участников проекта.
Продолжительность выполнения проекта.
Целью организации проектной деятельности является формирование проектировочных умений обучающихся и по овладению ими будущей профессиональной деятельностью. Цель применения метода проектов в учебном процессе заключается в вырабатывании обобщенных способов профессиональной и общественной деятельности – общие и профессиональные компетенции – путем развития разных компонентов проектировочных умений. Деятельностную основу имеют и другие методы обучения (деловая игра, тренинг, кейс-методы), но на наш взгляд именно проектный метод позволяет сформировать конкретные единицы проектировочных умений, которые образуют основу общих и профессиональных компетенций будущего специалиста.
Профессиональная деятельность специалистов коммерческой деятельности (менеджер по продажам, коммерсант в торговле, товаровед, агент коммерческий, продавец) в современных социально-экономических условиях непрерывно усложняется в силу экспоненциального роста информации, а также научно-технических и социально-экономических факторов. Поэтому для подготовки конкурентоспособного специалиста необходимо разработать научно-методическое обеспечение целевой профессиональной подготовки обучающихся, в основу которой должен быть положен метод проектов, обеспечивающий приобретение важных сегодня общих и профессиональных компетенций через формирование проектировочных умений.
Одной из важнейших общих компетенций будущего коммерсанта является «организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество» [9 с. 5]. Важность рассматриваемой компетенции обусловлена тем, что коммерческая деятельность имеет свою специфику, осуществляется в ситуации неопределенности и требует от специалистов рынка умения решать возникающие проблемы. Это вызывает необходимость формирования у обучающихся проектировочных умений, позволяющих будущим специалистам не только понимать сущностные основы профессии, но и необходимого для ее реализации инструментария – способов, приемов, методов деятельности.
Приведем пример разработки и реализации проекта «Открытие фабрики игрушек» в содержание которого включена указанная общая компетенция. Рассматриваемый проект является междисциплинарным проектом по дисциплинам «Маркетинг», «Менеджмент», и «Управление персоналом». В ходе работы над проектом обучающиеся закрепляют изученный материал по дисциплинам, имеют возможность анализировать деятельность различных подразделений предприятия (отдел маркетинга, отдел кадров, отдел сбыта), обсуждается деятельность разнообразных должностей (менеджера, аудитора, рекламиста, промоутера, мерчендайзера). Участники проекта имеют возможность попробовать свои силы в интересующих их видах профессиональной деятельности предприятия: планирование проведения делового совещания, эффективного собеседования, ассесмент-собеседования при приеме на работу, подача объявления о вакантной должности в Интернет, разработать новый продукт, организовать и провести рекламную кампанию и многое другое. Результатом работы над проектом является конкретный материальный продукт: план совещания, собеседования, ассесмент-собеседования, план рекламной кампании, игрушка, рекламный видеоролик. Таким образом, в процессе работы над проектом формируются проектировочные умения, входящие в основу развития общих и профессиональных компетенций.
Проектные технологии в процессе их реализации выполняют определенные функции. Рассмотрим их. Мотивационная функция активизирует мышление, побуждает обучающихся к деятельности. В методе проектов мотивация реализуется через сходства проекта с реальными условиями коммерческой деятельности. Реализация мотивационной функции в проектных технологиях – это тот стимулирующий прием обучения, который позволяет воздействовать на сознание и чувства обучающихся. Когда они погружены в проект, когда самостоятельно они проигрывают спроектированный ими же трудовой процесс, они видят и реальные результаты своего труда, и, соответственно, их мотивация к учению возрастает. Это способствует готовности к активной мыслительной деятельности у большинства обучающихся, независимо от знаний и интересов.
Информационная функция позволяет расширить информационное поле обучающихся через содержательную наполняемость проекта, с помощью различных привлекаемых источников информации (СМИ, Интернет, результаты социальных опросов и др.). В процессе работы над проектом обучающиеся осуществляют поиск дополнительных сведений (о новых профессиях, специальностях, востребованных современным рынком труда, об использовании ИКТ при проведении совещаний, собеседований, рекламных кампаний), проводят социальные опросы населения, делают сравнительный анализ явлений и процессов внешней и внутренней среды организации (SWOT – анализ, PEST– анализ). Зачастую проекты планируются таким образом, что для их реализации дополнительная информация должна обязательно быть получена в процессе самостоятельной работы обучающихся с различными источниками.
Управленческая функция проектных технологий реализуется через поэтапное развитие проектировочных умений, входящих в состав общих и профессиональных компетенций. Управляя учебным проектом преподаватель формирует проектировочные умения обучающихся, оттачивает те умения, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности, а также через состав проектировочных умений всегда можно продиагностировать овладение обучающимися способами профессиональной деятельности на каждом этапе обучения. Таким образом, применяя соответствующие управленческие действия всегда можно корректировать ход реализации проекта и всего процесса обучения.
Продуктивность освоения профессиональной деятельности может быть задано проектировочной функцией проектных технологий. В процессе работы над проектом освоение знаниями становится не совокупностью приемов, а целостностью образования, определяемым логикой работы над проектом и получением реального продукта этой деятельности. Проектировочная функция проектных технологий позволяет формировать проектировочные умения обучающихся в ходе реализации проекта они осваиваются ими и становятся свойствами личности, способных выполнять определенные действия в заданных или новых условиях на основе сформированности проектировочных умений. Учебной проектирование – это процесс, имеющий цель, алгоритм, стандарт действий, это процесс изменения существующих объектов, систем с целью создания нового продукта.
Реализация диагностической функции проектных технологий возможно при создании определенных условий, позволяющих отследить уровень сформированности профессиональных компетенций будущего специалиста, сравнения данного уровня с нормативными требования, отраженных в стандарте по профессии или специальности. Эта функция позволяет увидеть пробелы или несоответствия в профессиональной подготовке обучающихся и спланировать мероприятия по их устранению. Оценивание и сравнение умения обучающихся с заданными в стандарте позволяет избежать субъективности в оценивании деятельности обучающихся реализующих проекты.
Таким образом, развитие проектировочных умений обучающихся средствами проектных технологий, использование метода проектов при изучении как общеобразовательных, так и профессиональных модулей должны обеспечить условия для формирования проектировочных умений обучающихся и овладения обобщенными способами профессиональной деятельности.
Литература:
Чернилова Н. Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников. [Текст] / Н. Г. Чернилова. – Саратов, 1997. –130 с.
Гузеев В. В. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах. [Текст] / В. В. Гузеев // Школдьные технологии. – 200-0. – №1ё. – с. 169.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 225с.
Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2008. – 365с.
Метод проектов [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. Рус., англ.
Современный словарь иностранных слов [Текст]: Ок.: 20 000 слов. – М.: Рус. Яз., 1992. – 740 с.
Жайтапова А. А., Рудик Г. А., Белошниченко Е. В., Салтывайдиева А. С. Педагогика 21-го века на пороге школы [Текст]: информационно-методический дайджест/ А. А. Жайтапова, Г. А. Рудик, Е. В. Белошниченко, А. С. Салтывайдиева. – Алматы: ББЖ КБАРИ, 20090. – 304 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Ред. Е. С. Полат. – М.: АКАДЕМА, 2001. – с. 281.
ФГОС СПО по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) [Текст] / утв. приказом МОиН РФ от 05 апреля 2010 года.