Значение православной культуры в процессе формирования нравственных качеств личности ребенка младшего школьного возраста
Автор: Веселова Галина Святославовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2883 раза
Библиографическое описание:
Веселова, Г. С. Значение православной культуры в процессе формирования нравственных качеств личности ребенка младшего школьного возраста / Г. С. Веселова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1759/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ценностный, духовно-нравственный кризис российского общества в целом является причиной негативных явлений среди детей и молодежи в России, существенного падения нравственности подрастающего поколения.
В последние годы в общественном сознании заметно обесценились такие понятия, как «нравственность», «долг», «совесть». Наблюдается заметная деформация ценностных основ мировоззрения среди молодежи.
Согласно опросу Института социологии РАН 55% молодых людей, то есть большинство, готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. Значительная часть молодежи не считают неприемлемыми проституцию, обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Акцент на Православие сделан неслучайно, ведь в большинстве своем народы России началами просвещения и духовности обязаны Православной традиции.
Д. С. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» [ 3; 58 ].
В 2012 году, во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009г. № Пр-2009, во всех субъектах Российской Федерации в образовательных учреждениях вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ), включающий модуль «Основы православной культуры». Одной из основных задач курса является развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи и общества.
Курс«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ), предполагается изучать в конце 4-го- начале 5-го классов. Такой подход нельзя считать правильным, так как младший школьный возраст – наиболее благодатное время для формирования нравственной сферы ребенка. Это доказывают исследования авторитетных педагогов, психологов и служителей церкви.
Д. Б. Эльконин отмечал, что в младшем школьном возрасте « происходит бурное психическое и физическое развитие ребенка, закладываются основы его личности» [ 5; 32].
По мнению В. Зеньковского в этом возрасте «…рождается интерес к действительности. Основной предмет внимания лежит уже не в субъективном мире а вне его : мир, история , будущее…» [ 2; 49 ].
Священник А. Гармаев говорил, что младший школьный возраст- «время душевного становления ребенка» [ 1; 43 ].
Можно предположить, что приобщение к ценностям Православной культуры (литературе, живописи, архитектуре и т.п. ) имеет большое влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка младшего школьного возраста.
Все богатейшее наследие Православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.
Задача педагога- сохранять духовную и художественную преемственность русской культуры, ее нравственные, высокогуманные традиции, преумножать отечественное культурно- историческое наследие и способствовать тому, чтобы дети умели постигать духовно - культурные ценности, «получать от них уроки красоты, мудрости, уважения к предкам, знания истории» (Д. С. Лихачев) [ 3; 46 ].
Рассмотрим основные направления работы с детьми младшего школьного возраста по ознакомлению с наследием Православной культуры:
Библия как источник мировой культуры, искусства, этических и моральных принципов существования общества
Цель занятий: дать детям элементарные знания о Библии как источнике мировой культуры, искусства, этических и моральных принципах существования общества.
О доступности и необходимости изучения Библии детьми говорит Л. Н. Толстой: «Как все понятно и ясно, особенно для ребенка, и вместе с тем как строго и серьезно! Я не могу себе представить, какое возможно было бы образование, если бы не было этой книги…Библия, как по форме, так и по содержанию, должна служить образцом всех детских руководств и книг для чтения» [ 4; 84 ].
При изучении библейских историй детям открываются такие понятия, как преданность, сострадание, послушание, милосердие, умение прощать, доброжелательность, трудолюбие. Иисус Христос предстает перед ними как образец чистоты, мудрости и любви к людям.
Библейские сказания отозвались в творчестве выдающихся живописцев, скульпторов, архитекторов, писателей, поэтов, музыкантов. Их произведения не могут быть постигнуты во всей глубине смысла и художественной выразительности, если не опираться на библейскую основу первоисточника.
Библия на протяжении своего существования способствовала обогащению бытового и литературного языка всех слоев населения.
При методически взвешенном подходе библейские истории могут стать эффективным средством усвоения детьми общечеловеческих норм нравственности, помогут глубже понять произведения живописи и скульптуры, архитектуры и музыки, овладеть основами речевой культуры.
Православные праздники как неиссякаемый источник традиций и обрядов Церкви
Цель занятий:
дать детям знания о важнейших Православных праздниках: Пасхе, Рождестве, Троице и др., истории их возникновения, об обрядах и обычаях, сопровождающих эти праздники;
организовать непосредственное участие детей в обрядах и играх, характерных для различных праздников.
Знакомство детей с православными праздниками предполагает синтез разнообразной деятельности (изобразительная, музыкальная и др.). Формы и способы передачи информации о Православных праздниках могут быть различными.
Например, в процессе подготовки к празднику Пасхи учитель может познакомить детей с библейской литературой по этой теме, рассмотреть иллюстрации и побеседовать о прочитанном. Вместе с родителями возможно организовать Час размышлений на тему: «Светлое Воскресение Христово», где в ходе беседы рассмотреть нравственную сторону подвига Иисусу Христа.
Детям необходимо рассказать о символике яйца, народном искусстве крашения яиц. Можно предложить самостоятельно расписать пасхальные яйца, изготовить открытки для поздравления родных и близких.
В творчестве русских поэтов (А. Плещеева, И. Бунина, Ш. Тимошенко и др.) есть произведения о празднике Пасхе. Пусть дети разучат эти стихи.
Большое эмоциональное внимание на детей имеет слушание церковной и классической музыки. Например, увертюра Н. Римского- Корсакова «Светлый праздник». Пасхальные игры и хороводы будут также интересны детям.
После праздника целесообразно провести с детьми обсуждение . необходимо подвести ребенка к выводу о том, что традиционные Православные праздники радуют сердце своим единением, общностью людей, зажигают в людях желание помогать ближнему, дарить ему радость и любовь.
Кроме праздника Воскресения Христова познакомьте воспитанников с обычаями и обрядами Рождества, Троицы, Крещения.
Ознакомление детей с праздниками Православия должно способствовать осознанию ими себя как преемников давних традиций.
Традиции Православного семейного воспитания
Цель занятий:
дать детям знания о традициях Православного воспитания в семье;
организовать участие детей и родителей в праздновании именин и Дня Ангела.
Знакомство с архитектурой Православных храмов
Цель занятий:
познакомить детей с особенностями архитектуры православных храмов;
дать знания об истории возникновения известнейших Православных храмов России и Санкт- Петербурга.
Православные храмы - это настоящие музеи произведений искусств, мозаики, резьбы по камню, скульптуры. Известнейшие живописцы, архитекторы и скульпторы разных эпох создавали Православные храмы, которые гармонично вписались в архитектурные ансамбли русских городов.
В процессе знакомства с Православными храмами организуются выставки детского творчества (рисунки, поделки, постройки и др.)
Для развития монологической речи детей можно предложить составление творческих рассказов «Я - архитектор петербургских храмов», «Что может рассказать нам собор?».
Дайте детям послушать запись колокольного звона. Это будет большим воздействием на эмоции и чувства ребенка.
Внутреннее убранство Православных храмов. Иконопись.
Цель занятий: показать красоту икон в Православных храмах, рассказать об истории их создания, авторах, об огромном значении для верующих.
Иконы в Православии имеет огромное воспитательное значение. В современном церковно- археологическом и общепринятом значении иконой называют святой образ, написанный красками на деревянной доске. Иконы изображают Иисуса Христа, Богоматерь, образы Святых. Иконы представляют собой величайшую художественную ценность, и в то же время являются элементом богослужения, помогают молиться со вниманием и благоговением.
Рассматривая внутреннее убранство петербургских соборов важно обратить внимание на красоту икон, их назначение, историю создания. Знакомство с иконописью является средством развития эстетического сознания у детей и вызывает чувство гордости, уважения к мастерству иконописцев.
Итак, мы рассмотрели лишь некоторые составляющие богатейшей Православной культуры, которые могут быть доступны и интересны младшим школьникам, но и на их примере видно, насколько велик ее потенциал в раскрытии нравственных возможностей ребенка.
Использование православно- ориентированных сведений на внеклассных занятиях, в игровой, в досуговой, художественно- творческой деятельности, на праздниках и развлечениях поможет воспитывать и развивать детей на высокохудожественном материале, формирующем образцы эстетических и нравственных идеалов.
Именно поэтому Православная культура должна стать «частью души ребенка, началом, порождающим личность» [3; 64].
Литература:
Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. Курс лекций. М., Православная беседа, 1989.
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
Лихачев Д. С. Память преодолевает время.// Наше наследие, № 1, 1998.
Свящ. Жилов. Что говорят знаменитые люди о Библии.// Брянск, 1998.
Эльконин Д. Б., Коссаковский А. Основные этапы психического развития детей. М., Педагогика, 1978.