Экологическое образование в курсе географии средней школы
Автор: Зуева Наталья Константиновна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3640 раз
Библиографическое описание:
Зуева, Н. К. Экологическое образование в курсе географии средней школы / Н. К. Зуева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 179-182. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1775/ (дата обращения: 16.11.2024).
Экология в наше время - одна из самых актуальных наук современности. С нею связывают надежды на выживание человечества в усложняющемся мире и на возможности нового витка развития. На сегодняшний день важнейшей задачей современного, образованного человека должна быть забота об экологическом состоянии окружающей среды. Бурное промышленное развитие в ХХ веке привело к тому, что воздействие человека на природу значительно усилилось. Зачастую оно имеет крайне негативный характер. Именно поэтому сегодня остро стоит вопрос экологического образования и просвещения людей уже со школьной скамьи.
Экология - это широкомасштабное понятие, оно включает в себя охрану окружающей среды и контроль за рациональным использованием природных ресурсов. От нас зависит, каким будет наш город в ближайшем и отдаленном будущем. каждый человек, в настоящее время, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен.
Что же такое экологическая культура? Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Если дошкольный этап должен строится на воспитании экологической культуры, то в школьном возрасте уже возможна подготовка экологически грамотных людей, способных в будущем принимать разумные решения в отношении природной среды.
Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную работу. Одной из задач общеобразовательной школы является подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности. Цель экологического образования – формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет школьное экологическое воспитание.
Оно начинается в младших классах при изучении курсов «Природоведение», «Естествознание», «Окружающий мир». Эти курсы продолжают формировать у учащихся представления о существующих в природе взаимосвязях и на их основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
В основной школе работа сосредоточена на передаче школьникам базовых экологических знаний через предметы «География», «Биология», «Химия», «Физика», «ОБЖ», а также через интеграцию экологического содержания и базовых предметов. На этом этапе теоретические занятия сопровождаются серией практических работ, имеющих целью выявление и изучение состояния окружающей среды. При этом стоит обратить внимание, что именно география стала одной из фундаментальных наук, которые, по утверждению ученых, призваны исследовать и решать экологические проблемы глобального, регионального и локального уровней. Сегодняшним школьникам - будущим гражданам страны предстоит быть активными участниками в решении этих проблем. И школа не может быть в стороне от науки, от общественного мнения. При изучении географии основное внимание уделяется взаимосвязям и взаимодействию природы, населения и его хозяйственной деятельности. Именно поэтому она обладает потенциальными возможностями в геоэкологическом образовании и воспитании школьников.
География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера, который формирует социально-ответственное поведение в окружающем мире. Успех в воспитании экологической культуры обеспечивается при условии, что школьники имеют ясное представление об основных положениях природопользования и рисках экологической опасности.
Курс географии намного превосходит курсы других дисциплин по экологической направленности, числу и глубине раскрытия экологических проблем и обоснованию путей их решения. В нем представлено большое число идей, являющихся опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования. Среди них – понятия целостности природы, взаимосвязи всех ее компонентов и процессов, природных комплексов, географической оболочки, природных ландшафтов, природных круговоротов веществ и др.
Кроме того, в курсе географии введено большое число понятий, непосредственно относящихся к теории и практике рационального природопользования, а именно антропогенные ландшафты, глобальные экологические проблемы, организация использования природных ресурсов, формы антропогенного воздействия на природные комплексы, основные принципы рационального природопользования.
Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания.
Обучение и воспитание основам экологии в курс географии можно разбить на 3 этапа:
I - курс начальной географии, 6 класс - формирование культуры природопользования, усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы, формирование у школьников основных представлений о Земле как о единстве целого состоящего из отдельных частей – оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Основной вид деятельности – усвоение четко заданного образца ("технологически" построенная репродукция).
II – география природы, 7-8 классы - формирование системы предметных знаний, навыков исследовательской деятельности по выявлению причинно-следственных связей. Развитие умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, (сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы). Преобладающий вид деятельности - систематический познавательный поиск по типу научного исследования.
III - природопользование и геоэкология – 9, 10, 11 классы. На данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций. Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу.
Ведущая педагогическая идея - совершенствование экологической грамотности обучающихся второй и третьей ступени на основе системного социально - ориентированного подхода к организации процесса преподавания географии.
При проведении уроков учитель географии ставит перед учащимися вопросы, отвечая на которых, учащиеся выделяют основные экологические проблемы, определяют положительные и отрицательные влияния на окружающую среду и определяют пути решения отрицательного влияния.
Экологические вопросы в курсе «Физическая география»:
В чем сущность природной экологической катастрофы, вызванной извержением вулкана?
В чем опасность захоронения радиационных отходов в Мировом океане? (или Безопасно ли сбрасывать радиоактивные отходы в глубоководных районах океана?)
Может ли освоенность Западно - Сибирской равнины и Среднесибирского плоскогорья в России быть более 50%?
Где на территории Африки можно встретить первозданные саванны и всех их обитателей?
Почему происходит периодическое нагревание поверхностных вод в центре, на востоке тропической зоны Тихого океана и каковы его последствия?
Почему корабли первооткрывателей Ю.Америки не наносили столько вреда, как современные судна?
Какой ботаник в начале XX в. установил центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений? В наше время они сохранились? Почему?
Каково участие человека в изменении рельефа материка? Назовите положительные и отрицательные стороны.
В Южной Америке можно урожай получать несколько раз в год. Какой урон приносит почве такой подход к природе?
Изменился ли видовой состав обитателей рек, после того, как стали уничтожать пираний с помощью специально разработанной «экологически чистой» отравы?
В Южной Америке можно урожай получать несколько раз в год. Какой урон приносит почве такой подход к природе?
Почему район Амазонии и территорию Сибири называют «легкими планеты»? Что происходит сейчас? Как это отразится в будущем?
Как современное развитие экономики Бразилии изменило природу страны?
Почему, растительность и животный мир Андийских стран и так скудные, последнее время вызывают тревогу?
Экологические вопросы в курсе «Экономическая география»:
Какие экологические проблемы возникли с размещением ряда ГЭС и ГРЭС в Поволжье?
Почему сельскохозяйственные специализации меняются при перемещении с севера на юг? Какие приемы используют для получения урожая и, к каким экологическим проблемам это приводит?
Основная проблема земельных ресурсов – водная и ветровая эрозия. Какие ваши предложения по спасению этих самых плодородных почв России?
Какие изменения произошли с отменой крепостного права до индустриализации района, связанные с экологией?
Как развитие разнообразных отраслей машиностроения изменилась экология района?
Как большой миграционный приток населения изменил экологию?
В районе 3 города – миллионера. Какую с связи с этим нагрузку испытывает естественный ландшафт?
Почему население России испытывает нехватку чистой пресной воды, хотя по запасам водных ресурсов страна занимает одно из первых мест?
Почему Уральский и Поволжский экономические районы долгие годы являются экологически бедственными? Приведите конкретные примеры загрязнений и их причины.
Почему строительство нефтепровода в Китай перенесли значительно южнее озера Байкал? В чем положительные стороны события для сохранения экологии региона России?
Почему жителям России небезопасно находиться под дождем без зонта?
В чем заключается ответственность японцем в природно-антропогенной экологической катастрофе 2011 года? Каковы ее последствия?
Резиновые уточки для детей китайского производства с затонувшего 30 лет назад судна в Тихом океане находят и в наши дни в США, Дании и других странах мира. Какие природно-антропогенные процессы экологического характера подтверждает данный факт?
Почему Мехико самый экологически загрязненный город мира?
Назовите мировые аналоги транссибирской магистрали. Какие экологические проблемы вызвало их строительство?
Экологически грамотный человек – это человек, компетентно и ответственно относящийся к природе. С одной стороны – это грамотный профессионал, который знает, как устроена природа, умеющий оценить состояние природной среды, владеющий методами оценки, контроля и анализа, разбирающийся в причинах влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду, наконец, умеющий принимать взвешенные, разумные решения в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. Но бездушный безнравственный профессионал, видящий в природе только лишь объект своей работы, может нанести ей гораздо более ощутимый вред, чем обычный, но воспитанный и нравственный человек. Поэтому развитие профессиональных навыков невозможно без формирования в подростках системы духовных ценностей, осознания того, что Человек отнюдь, не царь Природы, а лишь малая ее частица. Особая роль в этом отводится учебным занятиям, проводимым в вариативной части учебного плана: экскурсиям, проектной деятельности и элективным курсам. В частности элективные курсы предназначены для поддержки, расширения и углубления базовых предметов
Элективные курсы экологической тематики, содействуют расширению интереса к экологическим проблемам, позволяющие получить новые знания в области охраны окружающей среды, освоить на практике навыки рационального природопользования. Например: «Решение экологических проблем в Московском столичном регионе» для учащихся 10-х классов), «Экология территориально – промышленных- комплексов» для учащихся 9-х классов.
Целью их является:
Повышение компетентности школьников в сфере экологии и рационального природопользования.
Подведение старшеклассников к адекватному восприятию и осознанию экологических и природоохранных проблем современности.
Формирование единой системной картины мира на основе научных знаний дисциплин естественнонаучного цикла.
Изучение принципов рационального природопользования, а также механизмов охраны окружающей природной среды.
Ознакомление с основными экологическими проблемами, возникающими при взаимодействии различных территориально-промышленных комплексов на окружающую природную среду, и современными методами их решения на конкретных примерах.
Человека, наделенного экологической культурой, отличает умение достигать гармонии в отношениях с окружающим миром: с природой, с другими людьми и самим собой. В школьные годы это умение формируется благодаря усвоению специальных знаний, развитию эмоциональной сферы и практических навыков экологически оправданного взаимодействия с социальным и природным окружением.
Известно, что в образовании, как ни в каких других отраслях деятельности человека, велик интервал времени между затратами и результатом. Оттого, как мы учим сейчас, эффект будет замечен нескоро. Поэтому, основы экологического образования необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального восприятия в младшей школе, к активным действиям в старшей.
Литература:
Голов В.П. Как повысить эффективность обучения экологии // География в шк. 1996. № 3. С. 37-39.
Данильченко Г.И. Формирование у школьников ответственного отношения к природе на основе экологической деятельности // Проблемы экологического образования в школе и педвузе: Материалы тез. межвуз. конф. по метод. преподавания биологии. СПб., 1993. С. 10-11.
Максаковский В.П. Геоэкология в экологическом образовании учащихся // Педагогика. 1997. № 5. С. 108-115.
Мурашова А.И. Экологизация географических знаний: [ Методика преподавания] // География в шк. 1995. № 3. С. 53-55.
Соломин В.П., Васильев С.В. Географические основы школьного экологического образования //Экологическое и биологическое образование: методология, теория и методика обучения: Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры методики обучения биологии и экологии РГПУ имени А.И. Герцена, 29-30 января 2002 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – С. 83.