Менеджмент системы качества в высших учебных заведениях Украины: состояние и перспективы
Автор: Липская Виктория Валентиновна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1598 раз
Библиографическое описание:
Липская, В. В. Менеджмент системы качества в высших учебных заведениях Украины: состояние и перспективы / В. В. Липская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1817/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье проводится анализ состояния менеджмента системы качества в высших учебных заведения Украины. На основе анализа опыта украинских ВУЗов выделяются позитивные тенденции. Определены проблемы, которые затрудняют создание и эффективное использование системы менеджмента качества в ВУЗах. Предлагаются пути эффективного внедрения принципов системы менеджмента качества.
Постановка проблемы в общем виде. Руководство любой организации рано или поздно осознает, что для увеличения эффективности ее деятельности и повышения возможностей, выхода на новые рынки и расширения позиций на старых, необходимо упорядочить все направления деятельности в единую систему управления. Одной из таких систем является система менеджмента качества (СМК), сформированная по требованиям международных стандартов серии ИСО 9001. Система менеджмента качества образования является инновационным видом деятельности ВУЗа. Согласно современным представлениям о гарантиях качества внедрение подобной инновации обеспечивает конкурентоспособность ВУЗа на рынке образовательных услуг. В мире свыше 5000 учреждений образования, в том числе около 1000 ВУЗов, успешно прошли сертификацию системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта качества ИСО 9001. В Украине в настоящее время особое внимание уделяется внедрению системы менеджмента качества в высшие учебные заведения. Никогда еще проблема качества образования в Украине не имела такого идеологического, социального, экономического и технического значения, как сейчас.
Анализ последних исследований и публикаций. По вопросам внедрения СМК в деятельность учреждений образования в Украине ведутся активные научные исследования, в частности, в ГП «УкрНДНЦ» − проф. В. Новиков, Киевский национальный университет технологии и дизайна − проф. А. Зенкин, проф. Г. Химичев, один из основных разработчиков нормативных документов СМК − бывший проректор Киевского университета экономики и права «Крок». Анализ исследований и публикаций свидетельствует о том, что вопросы развития системы управления качеством ВУЗов являются актуальными в свете модернизации высшего образования Украины и обострения конкуренции среди учебных заведениях. К наиболее весомым исследованиям, которые освещают вопросы качества в высших учебных заведениях, следует выделить работы таких ученых, как О. Белаш, Е. Коробейников, А. Мельниченко, Ю. Рашкевич, Л.Виткин, О. Шаров и другие. Однако, следует отметить, то вопросы управления качеством в высших учебных заведения Украины остаются недостаточно изученными.
Цель статьи – осуществить анализ внедрения системы менеджмента качества в украинские высшие учебные заведения, определить эффективность и перспективы развития данной системы в Украине.
Изложение основного материала. История внедрения стандарта серии ISO 9001 в Украине насчитывает уже более 15 лет. Украина уверенно начинает внедрять мировые тенденции и требования и это дает украинским предприятиям возможность своевременно получать требования к системам менеджмента качества, внедряя которые, они могут выходить на европейский и мировые рынки с продукцией стабильного качества, подтверждая тем самым свою компетентность и конкурентоспособность. Именно из-за своей исключительной универсальности и применимости на любом предприятии ISO 9001 завоевал и продолжает завоевывать все больше и больше предприятий Украины. Как отмечает И. Тавлуй «Необходимость внедрения системы управления качества в украинские ВУЗы связана с главной задачей образования на современном этапе – это удовлетворение потребности общества и подготовки специалистов, которые отвечают требованиям современного этапа развития экономики страны и вступления Украины в ВТО, путем усовершенствования образовательных программ и улучшения качества предоставления образовательных услуг» [1]. Сегодня в Украине насчитывается 345 университетов, академий и институтов. Подготовка студентов осуществляется по 76 направлениям и 584 специальностям, что в 2,5–3 раза превышает аналогичные показатели в США, Великобритании, Японии. «Чрезвычайно высокий уровень конкуренции высших образовательных учреждений в Украине, низкий уровень качества образовательных услуг, множество производственных, структурных, экономических и управленческих проблем в вузе обусловливает выбор − единственный выход из создавшейся ситуации – создание системы Гарантии качества образовательных услуг, то есть, системы менеджмента качества вуза» отмечает Ю. Думанский [2].
«Положение об аккредитации высших учебных заведений, направлений подготовки и специальностей в учебных заведениях», утвержденное Кабинетом Министров Украины (сентябрь 2009 г.), основная цель которого направлена на стимулирование со стороны государства внедрения во всех сферах деятельности СМК пункт 9 общей части сформулированы следующим образом: «Срок действия сертификата об аккредитации для вузов, имеющих статус национального, составляет до 7 лет, остальных − до 5 лет. При аккредитации направления подготовки, специальности и ВУЗа для учебных заведений, которые имеют действующий сертификат соответствия требованиям ISO 9001 на систему управления качеством, срок действия сертификата об аккредитации может быть увеличен на два года.
Как отмечает аудитор независимого органа по сертификации «Бюро Веритас» А. Лысенко «по состоянию на 1 апреля 2009 года в мире сертифицировано более 4,5 тыс. СМК учебных заведений. Из них более 1 тыс. сертифицировано по ISO 9001. Областью сертификации является учебный, воспитательный и научный процессы. В Киевском Национальном университете функционирует центр мониторинга качества образования» [3]. В Украине, по состоянию на начало 2012 года сертифицировано всего 8 учебных заведений: Университет экономики и права "Крок", Донецкий государственный институт цветных металлов, Институт последипломного образования руководящих работников водного транспорта (г. Одесса), Центр подготовки и аттестации плавсостава Севастопольского национального технического университета, Институт инвестиционного менеджмента, Европейский университет, Львовский государственный университет им. И. Франка, Национальный авиационный университет. Ведется подготовка к сертификации СМК и в ряде других ВУЗов, например, в Национальном университете биоресурсов и природоиспользования Украины и Львовском политехническом университете. Анализ их опыта позволяет выделить следующие позитивные тенденции:
нарастающее распространение в высших учебных заведениях страны работ по созданию, внедрению и сертификации систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями стандарта по менеджменту качества;
проведение ВУЗами самооценки с целью выявления основных областей улучшения в учебной, научной, административной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности;
создание в ряде высших учебных заведениях систем стратегического партнерства, обеспечивающих обратные связи вузов с потребителями их выпускников.
Во многих ВУЗах Украины созданы специальные структурные подразделения по управлению качеством подготовки специалистов. Однако, исходя из представленного опыта разработки и внедрения внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях, можно выделить ряд проблем, которые затрудняют создание и эффективное использование таких систем:
отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию систем управления качеством образования в ВУЗе;
недостаток необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях;
ослабление связи с предприятиями промышленности и как результат − ведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей сегодняшнего дня;
недостаток квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления ВУЗом;
неприятие профессорско-преподавательским составом новых принципов управления;
недостаточное содействие ВУЗам по внедрению принципов менеджмента качества со стороны органов управления;
недостаточные объемы финансовых средств для эффективного проведения изменений и совершенствования своей деятельности.
Выполнение всего вышеперечисленного комплекса работ требует масштабных исследований, учитывающих международный и украинский опыт внедрения системы менеджмента качества в вузах.
Выводы. Таким образом, для эффективности СМК в высшем учебном заведении необходимо придерживается определенных ключевых ориентиров в своей деятельности:
качественная подготовка студента является результатом качества ключевых процессов, составляющих деятельность ВУЗов;
обеспечение ВУЗом конкурсного набора студентов;
основа качественного обучения как проектирование соответствующих планов и учебных программ;
сопровождение обучения активной научной деятельностью преподавателей с привлечением к ней студентов;
планомерное обеспечение изучения учебных дисциплин в течение всего учебного года, при этом оценки знаний студента осуществляется в течение обучения, а не только после завершения;
ориентация ВУЗов на трудоустройство выпускника по специальности, поскольку фактически это является главной оценкой его деятельности;
ориентация на эффективную воспитательную работу;
обратная связь с выпускниками, работодателями, обществом;
ориентация на непрерывное образование.
Система качества, которая эффективно функционирует, позволяет обеспечить доказательства для потенциальных потребителей относительно того, что ВУЗы способен сделать для них. Обеспечение стабильного выпуска компетентных специалистов, улучшение структуры правления, повышение производительности, оптимизация расходов, укрепление имиджа − усиливает позиции ВУЗов на рынке образовательных услуг в Украине. «Создание эффективно действующей системы управление вузом на основе системы менеджмента качества позволит существенно повысить уровень подготовки выпускников и их конкурентоспособность на рынке труда» [4].
Актуальными направлениями дальнейшей разработки очерченной проблемы является совершенствование организационной и функциональной структуры ВУЗов для эффективного внедрения принципов системы менеджмента качества в Украине. Разработка плана его стратегического развития на краткосрочную и среднесрочную перспективы, развитие инновационной инфраструктуры, продуманной кадровой политики в сфере науки и образования, формирование сети стратегических партнеров, обеспечивающих обратную связь «ВУЗ – потребитель» – все это необходимо для достижения поставленных целей.
Литература:
Тавлуй І.П. «Виктористанны міжнародних стандартів для забезпечення якості вищої освіти». Сборник научных работ молодых ученых и студентов по материалам второй научно-практической конференции «Інформаційно-вимірювальні технології, технічне регулювання та менеджмент якості», 2011 год.
Думанский Ю.В., Белик И.Е. Внедрение системы менеджмента качества в Донецком национальном медицинском университете им. Горького» // Університетська клініка Научные труды ДонНМУ Том 7, № 2, 2011 – С. 125-127
Лысенко А.И. Конкуренция среди ВУЗов или менеджмент качества высших учебных заведений Украины. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.osvita.org.ua/articles/399.html
Момот А.И., Масюк Л.Н. , Мирошниченко Е.В. «Возможности управления качеством в сфере высшего образования» Л.М. / А.И Момот., Л.Н Масюк, Е.В Мирошниченко // Научные труды ДОнНТУ. Серия экономическая – 2007.- №31-3. – С.225-228.