Воспитание профессионального интереса у старшеклассников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гизатова, И. А. Воспитание профессионального интереса у старшеклассников / И. А. Гизатова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1825/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современная педагогическая концепция предполагает реализацию и самореализацию заложенного в человеке личностного потенциала в соответствии с социально обусловленными и образовательными запросами граждан, определяя ведущей социальную функцию образования. Его результатом должно стать формирование личности, отвечающей общественным потребностям, перспективам развития общества, способной адаптироваться и активно трудиться. Выпускник школы в идеале должен уметь самостоятельно проектировать и осуществлять выбор своего жизненного пути.

Однако реальность такова, что многие выпускники школы, обладая определенной системой знаний, не могут найти им адекватного применения, не способны адаптироваться в обществе и выбрать социальную нишу с учетом собственных возможностей и склонностей. Закончив среднее учебное заведение, выпускники школы нередко теряются в первой же проблемной ситуации, связанной с выбором профессии, определением своего социального статуса.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о несоответствии основной цели образования его реальным результатам. Введение профильного обучения призвано способствовать более эффективному достижению целей, поставленных перед современной школой, поскольку оно предполагает обеспечение условий для каждого учащегося для самоопределения в профессиональной сфере на основе самостоятельного осознанного формирования собственной образовательной траектории. При этом радикально должно измениться качество образования выпускника школы, которое характеризуется уровнем владения им системой общеобразовательных компетенций. Они определяют возможности активного взаимодействия обучаемого с окружающим миром и эффективного решения задач, возникающих в разных сферах науки и практической деятельности людей.

Поставленные цели определяют массовый характер профильной школы и необходимость развития профессионального самоопределения каждого учащегося. Однако глубина освоения им учебных дисциплин и степени прикладной и практической направленности изучаемого материала зависит не только от его интересов, но и множества других факторов, в частности познавательных способностей. Поэтому формы профилизации, с одной стороны, должны быть адекватны запросам учащихся, а с другой – устанавливать необходимый баланс этих факторов, учитывая возможности педагогического коллектива школы опыт дифференциации и индивидуализации обучения в разных типах образовательных учреждений.

Этому мешают образовавшиеся несоответствия и противоречия следующего порядка:

- Непонимание сути моделирования образовательного процесса, выраженное в несоответствии его цели и содержания представленным моделям профильного обучения.

  • Отсутствие научно-педагогических идей, раскрывающих эффективные пути становления профильного обучения.

  • Представленные модели не характеризуют профильное обучение как целостную систему во взаимосвязи его основных составляющих, отражают опыт педагогической деятельности, усовершенствованный в каком-либо частном аспекте.

- Профильное обучение понимается как углубленное изучение отдельных предметов, дополненное системой курсов по выбору. При этом качественно образовательный процесс не меняется.

Как следствие, представленные модели профильного образования рассчитаны в основном на школьников, ориентированных на получение высшего профессионального образования. Модели профилизации образования, предлагающие варианты упрощенного учебного плана, содержащие преимущественно прикладные дисциплины, не предлагаются.

  • Не выделены проблемы, возникающие в связи с современными требованиями к качеству образования школьников, усилением его прикладной и практической направленности, реализацией компетентностного подхода и, следовательно, не раскрыты механизмы решения данных проблем.

  • Не раскрываются в полной мере механизмы достижения главной цели профилизации образования – формирование социального, в т.ч. профессионального самоопределения учащихся в условиях массовой общеобразовательной школы. Подходы к психолого-педагогическому сопровождению развития личности в условиях профильного обучения в представленных моделях наименее разработаны.

  • Основным способом организации учебного процесса является коллективная классно-урочная система обучения (которая на сегодня представляется естественной и экономной), а индивидуальное обучение рассматривается лишь как форма дополнительной работы, чаще всего с нуждающимися в особой помощи детьми.

  • Практически во всех проектах отсутствует целостная система критериев качества профильного образования учащихся. Это свидетельствует о том, что оценить в полной мере качество профильного образования школьников и, как следствие, эффективность предлагаемых вариантов профилизации образования не представляется возможным.

- Существенным недостатком моделей профильного обучения является отсутствие механизмов использования результатов мониторинга качества профильного образования различными участниками образовательного процесса. Это приведет к тому, что мониторинг не будет выполнять своего главного предназначения – выступать средством управления качеством профильного образования.

- Образовательные учреждения формируют учебные курсы профильной направленности, как правило, в рамках бюджетного финансирования, возможность профилизации образования за счет предоставления дополнительных платных образовательных услуг не используется в полной мере.

- В предлагаемых моделях профильного обучения недостаточно внимания уделяется описанию механизмов управления их введением в реальную практику (не фиксируются состав, структура и содержание управленческих действий различных субъектов управления в связи с профилизацией образования; не закреплена ответственность структурных подразделений и отдельных структурных единиц за организацию профильного обучения и т.д.).

Воспитание интереса к будущей профессии у школьников в современном российском обществе реализуется в условиях его экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития личности. Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе допрофессионального воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта. Для этого необходимо формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия школьных и внешкольных механизмов развития подрастающего поколения, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания. Допрофессиональное воспитание, осуществляемое в процессе теоретического обучения учащихся, во многом способствует решению вопроса о всестороннем, гармоническом развитии личности будущего студента. От того, как ставятся и решаются воспитательные проблемы на занятиях, зависит духовное богатство школьника, его общая и допрофессиональная культура, его кругозор. Используя различный учебный материал, педагог имеет возможность в каждой теме найти пути решения воспитательных задач, установить тесную связь педагогических, общеобразовательных дисциплин с будущей практической деятельностью.

В связи с этим на наш взгляд эффективность подготовки учащихся в системе профильного обучения зависит от выбора оптимальной технологии осуществления этого процесса. На наш взгляд, профессионально-ориентированная технология подготовки учащихся к педагогической деятельности представляет собой упорядоченную деятельность, включающую спланированные по определенному проекту и последовательно реализуемые действия, операции и процедуры, инструментально обеспечивающие оказание помощи учащимся в процессе их профессионального становления.

Формирование профессиональной ориентации на педагогическую деятельность учащихся может осуществляться в результате реализации профессионально-ориентированной технологии в процессе профильного обучения старшеклассников. При этом ориентация выполняет ряд функций направленных на оптимизацию этого процесса. Понятие «функция» многозначно. В науках, исследующих социально-педагогический аспект деятельности человека, под функцией чаще всего подразумевают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы [1, с.106]. Основные функции ориентации учащихся могут быть поняты исходя из специфики деятельности педагога, многообразия видов его отношений, ценностных ориентаций, а также исходя из возможностей самореализации личности учащихся. Деятельностный подход должен запустить механизм самоактуализации личности, обеспечить самоопределение ученика в области будущей профессиональной деятельности, обеспечить комплексное физическое, интеллектуальное и духовное его развитие. Принимая во внимание указанные особенности можно выделить ряд функций: адаптационную, профессионально-трудовой социализации, ценностно-смысловую, информационно-коммуникативную. Рассмотрим их более подробно.

Адаптационная функция. Рассматривая понятие «профессиональная ориентация» некоторые авторы обращают внимание на её адаптационный характер. Проблемы профориентации личности, личностной эффективности рассматриваются в тесной связи с психологической и социальной адаптацией. Психологическая адаптация – явление, характеризующее наиболее оптимальное приспособление психики человека к условиям среды жизнедеятельности, частным условиям. Социальная адаптация – активное приспособление человека к условиям социальной среды (среды жизнедеятельности) путем усвоение и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе [2].

Таким образом, можно определить, что одной из основных функций профориентации является адаптация человека к эффективному выполнению заданной (выбранной) социальной роли, профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация старшеклассников на педагогическую деятельность, на наш взгляд, должна включать в свое содержание осведомленность в специальной (знания), методической (в области средств, форм и методов педагогического воздействия), психолого-педагогической (учет особенностей отражения влияния педагогического воздействия на развитие личности ребенка) областях. Это поможет уже на первом этапе обучения в вузе будущему педагогу структурировать научное и практическое знание в целях наиболее оптимального решения задач собственной профессиональной подготовки.

Неотъемлемой профессионально ориентации старшеклассников, на наш взгляд, является функция профессионально-трудовой социализации. Профессионально-трудовая социализация — это совокупность процессов (социальных и педагогических), в разной степени регулируемых и позволяющих будущему работнику, специалисту, усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала. (В.А. Сластенин) [5, с. 25].

Сущность профессиональной социализации состоит в том, что в ее процессе индивид приобщается к профессиональной роли и становится носителем связанного с этой ролью социального статуса. Конечный результат успешной профессиональной социализации — интеграция человека в профессиональное сообщество и посредством этого в общество в целом. Разумеется, этот результат в полном объеме достигается лишь после завершения определенных этапов допрофессиональной и профессиональной подготовки, по мере накопления практического опыта и его применения в самостоятельной профессиональной деятельности.

Социализация в процессе профессионального образования является важной формой социального регулирования становления профессионала, которое направлено на:

  • активизацию профессионального самоопределения обучающегося, т.е. на развитие отношения личности к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному или реальному субъекту профессиональной деятельности;

  • освоение требований, предъявляемых к человеку той или иной специальностью, профессией или их группой и обусловленных технико-экономическими, социальными, психологическими, санитарно-гигиеническими и другими характеристиками производственной деятельности;

  • усвоение базовых и инструментальных педагогических ценностей, а также усвоение традиций, норм и правил поведения, входящих в профессиональную субкультуру педагога.

В ходе профессиональной социализации формируется ряд профессионально важных качеств, влияющих на отношение личности к себе как к профессионалу, на успешность освоения и эффективность выполнения профессиональной деятельности, на проектирование и корректировку профессиональной карьеры. К ним относятся установки, потребности, взгляды, убеждения и другие качества, способствующие становлению системы профессиональной мотивации.

Человек — не только объект, но и субъект профессионально-трудовой социализации. Последнее означает, что в процессе профильного обучения учащийся проявляет активность, са­мостоятельность, инициативность и способность делать свой вы­бор, что способствует его оптимальному профессиональному самоопределению.

Ценностно-смысловая функция имеет аксиологическое значение для ориентации старшеклассников на педагогическую деятельность. Она выражается в осознании учащимися педагогической деятельности как ценности. Ценностно-смысловая функция связана с системой ценностей личности, их появление есть результат деятельности человека, его взаимодействия с миром людей, поэтому рождение новых ценностей возможно благодаря рефлексии собственной деятельности и личности. Уровень ориентации старшеклассника будет считаться высоким, если школьник может осмыслить общественно необходимую систему ценностей, осознать гуманистический характер ценностей педагогической деятельности и соотносить собственную деятельность и поведение с данной системой.

Информационно-коммуникативная функция – связана с осознанием необходимости информационного потока в процессе взаимоотношений субъектов педагогической деятельности, с умением предоставить информацию в доступном виде, речевой и научной компетентностью. Она обуславливает развитие социально значимых связей в коллективе, включает умение адекватных взаимоотношений, облегчает взаимное приспособление, обеспечивает взаимопомощь, делает возможной координацию сложных действий. Коммуникативные умения предполагают, владение культурой межличностного общения и включают: умение «слушать и слышать» собеседника целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы; создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое, стать коммуникабельным, то есть способным быстро устанавливать контакт.

Таким образом, процесс разработки профессионально-ориентированной технологии формирования ориентации старшеклассников на педагогическую деятельность включает реализацию выделенных функций в их профильном обучении и основывается на педагогических условиях оптимальной организации этого процесса.

Проведенный анализ теоретико-практических исследований в области рассматриваемой проблемы позволяет нам выделить следующие педагогические условия эффективной организации процесса развития интереса к педагогической деятельности у будущих студентов на этапе профильной подготовки:

  1. Единство общеобразовательной и профильной подготовки учащихся, позволяющее интегрировать систему общеобразовательных знаний, умений и навыков с их профессиональной ориентации в область будущей профессиональной деятельности. Данная интеграция позволяет учащемуся на этапе профильной подготовки оптимально определить сферу будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими интересами, личностными возможностями и способностями, а также использовать накопленный образовательный опыт для эффективного овладения профессиональной деятельностью на последующих этапах профессионального образования. Данное педагогическое условие соответствует требованиям преемственности в системе многоуровневого профессионального образования.

  2. Диагностика профессиональных интересов учащихся, особенностей развития личности и определение их соответствия специфике и требованиям педагогической деятельности. Данное условие обусловлено, прежде всего, тем, что основными причинами непрофессионального выполнения обязанностей специалистом является не сформированность его личностных качеств, необходимых для эффективной деятельности. Поэтому своевременное выявление профессиональной направленности личности, склонности и способности к определенной области профессиональной деятельности позволяет разработать соответствующую технологию профессионального развития учащихся.

  3. Аксиологизация содержания профориентации старшеклассников на педагогическую деятельность, овладение ценностными основаниями педагогической деятельности, развитие гуманистических ценностных ориентаций личности в системе профильной подготовки, определяющих его отношение к миру, к своей деятельности, к самому себе как человеку и будущему профессионалу. Человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. Особое значение это имеет для будущего специалиста в области педагогической деятельности, которая носит вариативный, постоянно усложняющийся характер. Поэтому развитие соответствующих ценностных представлений о социально и профессионально приемлемых способах решения данных проблем оптимизирует поиск путей их решения.

  4. Реализация индивидуальных «образовательных траекторий» учащихся в профильном обучении. Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, формирования его направленности на социально-педагогическую деятельность. Можно выделить основные элементы индивидуальной образовательной траектории: смысл деятельности, постановка личных целей, план деятельности и его реализация, достижение результата, рефлексия, оценка, корректировка и переоценка целей.

Таким образом, воспитание профессионального интереса старшеклассников к педагогической деятельности – это сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения пространства социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия учащегося и педагогов. Лишь взаимодействие и личностно-ориентированный подход позволит преподавателям и учащимся эффективно решать задачи допрофессиональной подготовки будущих студентов.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, профильное обучение, профессиональная деятельность, профессионально-трудовая социализация, будущая профессиональная деятельность, образовательный процесс, полная мера, профессиональная ориентация, профильная подготовка, профильное образование.