Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов
Автор: Власова Наталья Викторовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3814 раз
Библиографическое описание:
Власова, Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов / Н. В. Власова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1848/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Для эффективной организации образовательного
процесса, в рамках реализации новых ФГОС, необходима не только
современная материально-техническая база, учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса, но тесное взаимодействие с
работодателями.
- Каким образом организовать систему подготовки компетентных специалистов, отвечающих большинству требований работодателей. При этом работодатель чаще предъявляет требования к молодому специалисту, относящиеся к общим компетенциям: работать в команде, принимать самостоятельные решения, мобильно перестраиваться, ставить и решать новые профессиональные задачи.
- С названных позиций в качестве образовательной стратегии кейсовый метод обучения (case-study) представляется наиболее функциональным.
- Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций (идет формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий). [1]
- Принципиальные особенности метода исследования ситуаций следующие:
- а) центральный пункт – проблема, а не предмет;
- б) кейс должен иметь дело с конкретным объектом, а не только с общей теорией;
- в) обучаемые обязаны активно участвовать в процессе учения, а не только быть пассивными слушателями;
- г) возможно не одно решение проблемы.
- Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно– воспитательной деятельности. Таким образом, кейс–метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы и другие формы и методы преподавания. [2]
- Основной принцип метода конкретных ситуаций заключается в инициировании самостоятельного изучения ситуации студентами, формировании их собственного видения проблем и их решения, выработке умения дискутировать и обсуждать ситуацию со своими коллегами, преподавателями. Традиционным, классическим подходом к проведению занятия в технологии «кейс-стади» является разбор ситуации в малых группах с последующей презентацией в общей аудитории, хотя возможен и самостоятельный, индивидуальный письменный разбор ситуаций с последующим обсуждением в аудитории.
- Признаки метода case-study:
- Каким образом организовать систему подготовки компетентных специалистов, отвечающих большинству требований работодателей. При этом работодатель чаще предъявляет требования к молодому специалисту, относящиеся к общим компетенциям: работать в команде, принимать самостоятельные решения, мобильно перестраиваться, ставить и решать новые профессиональные задачи.
- Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.
- Коллективная выработка решений.
- Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.
- Единая цель при выработке решений.
- Наличие системы группового оценивания деятельности.
- Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.
- Технологические особенности метода case-study:
- Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
- Метод case-study выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.
- Метод case-study в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.
- Метод case-study интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
- Метод case-study выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идёт процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности студентов, тогда как в методе case-study идёт формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременнов виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
- Метод case-study концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нём предусматривается деятельность по активизации студентов, стимулирование их успеха, подчёркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.
- Основная функция метода case-study
– учить студентов решать сложные неструктурированные проблемы,
которые не возможно решить аналитическим способом.
- Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:
Метод инцидента. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Студенты получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа.
- Метод разбора деловой корреспонденции. Студенты получают материал с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения и вопросы, которые позволяют найти решение.
- Метод ситуационного анализа. Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Студенту предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности. [3]
- В целом ситуационное обучение позволяет решать следующие задачи:
- Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:
- научиться принимать верные решения в условиях неопределённости;
- разрабатывать алгоритм принятия решений;
- применять полученные теоретические знания для решения практических задач;
- учитывать другие мнения при принятии окончательного решения.
- Несомненным достоинством кейс-метода является
развитие системы ценностей, жизненных установок, мироощущения. Метод
ситуационного обучения позволяет преодолеть сухость изложения
материала: намного интереснее связать историю, обществознание с
жизненной ситуацией, чем говорить прописные истины о нравственности
и давать классический анализ историческому событию.
- Результаты работы с кейсом
- Метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы – учебные результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков (Освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа. Умение работать с текстом, соотнесение теоретических и практических знаний), и образовательные результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия, (создание авторского продукта, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем). Воздействие метода case-study на формирование личности студента нуждается в дополнительных исследованиях. Однако, опираясь на мировой опыт, можно утверждать, что этот метод способствует формированию таких качеств будущего специалиста, в которых нуждается рыночная экономика. Ниже представлена конкретная корреляция между отдельными качествами будущего специалиста и возможностями воздействия метода case-study на их формирование [4]
- Результаты работы с кейсом
Качества специалиста | Их характеристика |
Воздействие метода case-study на их формирование |
Способность принимать решения |
Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий |
Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации |
Способность к обучению |
Способность к поиску новых знаний, овладение умениями и навыками самоорганизовывать своё обучение |
Постоянный поиск новой информации в процессе анализа ситуации |
Системное мышление |
Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности |
Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ |
Самостоятельность и инициативность |
Умение индивидуально вырабатывать и активно реализовывать решения |
Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределённости |
Готовность к изменениям и гибкость |
Желание и способность быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям |
Выработка поведения в постоянно меняющихся ситуациях анализа |
Коммерческая и деловая ориентация |
Установка на продуктивную деятельность по достижению практического результата |
Постоянный поиск ответа относительно практического результата в ситуации |
Умение работать с информацией |
Способность искать информацию, проводить её анализ. Переводить её из одной формы представления в другую |
Постоянный поиск, выделение, классификация, группировка, анализ и представление информации |
Упорство и целеустремлённость |
Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров |
Умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения |
Коммуникативные способности |
Владение словом и неязыковыми средствами общения, умение вступать в контакт |
Постоянное высказывание своей позиции, умение слушать и понимать собеседника |
Способность к межличностным контактам |
Способность производить благоприятное впечатление на партнёра по взаимодействию |
Постоянное стремление произвести хорошее впечатление на преподавателя и других студентов |
Проблемность мышления |
Способность видеть проблемы |
Поиск проблемы и определение её основных характеристик |
Конструктивность |
Способность вырабатывать модели решения проблем |
Поиск путей разрешения проблемы в кейсе |
Этичность |
Владение этическими нормами и правилами нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия |
Постоянное коллективное взаимодействие, конкуренция |
- Проведение занятия в методе «кейс-стади» меняет всю систему отношений в учебном процессе: «преподаватель – студент», «студент – учебный материал», «студент – другие студенты». Студент нацелен на конструктивный диалог с преподавателем и студентами, способность высказывать и отстаивать свою точку зрения. Такой подход в целом повышает эффективность обучения, приближая его к будущей практической деятельности. Таким образом, метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.
- Литература:
- Проведение занятия в методе «кейс-стади» меняет всю систему отношений в учебном процессе: «преподаватель – студент», «студент – учебный материал», «студент – другие студенты». Студент нацелен на конструктивный диалог с преподавателем и студентами, способность высказывать и отстаивать свою точку зрения. Такой подход в целом повышает эффективность обучения, приближая его к будущей практической деятельности. Таким образом, метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.
- Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. - 2010. - N 4. - С. 22-23.
- Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
. Метод кейс решений (case-study) – создание кейсов, обсуждение кейсов, анализ, проблема. – http://www.cases.ru/,
Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). – www.casemethod.ru