Использование технологий анализа ситуаций на уроках обществознания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Милюков, А. Н. Использование технологий анализа ситуаций на уроках обществознания / А. Н. Милюков. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 200-201. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1866/ (дата обращения: 16.11.2024).

Технология анализа ситуаций была разработана в начале XX века в Гарвардской школе бизнеса (г. Бостон, США), и, в первую очередь, была направлена на подготовку юристов, аналитиков и менеджеров. В основе данной технологии лежит метод изучения предмета с опорой на реально существовавший или смоделированный прецедент. Основная особенность технологии анализа ситуаций заключается в том, что при ее применении можно достичь взаимодействия с участниками учебного процесса, так как работа в группе позволяет рассматривать различные точки зрения на определенную ситуацию и прислушиваться к мнениям других людей, решающих одну проблему.

Рассматриваемая технология включает в себя такие методы как: анализ конкретных ситуаций, инсценировка (проигрывание ролей), метод «инцидентов».

Необходимо дать определение понятию ситуация. Согласно большому энциклопедическому словарю, ситуация (от лат. situatio - положение) – сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. Как правило, ситуация требует конкретного решения, но не всегда это решение может быть достаточно быстрым и однозначным.

На первый взгляд, данная технология довольно сложна и абстрактна, но это не совсем так. Ее с успехом можно применять в учебном процессе, предварительно адаптировав для школы. Обществознание, в качестве примера, выбрано не случайно, так как данные методики, на мой взгляд, способствуют более глубокому изучению этого предмета и весьма полезны на практических занятиях по различным темам и разделам.

Например, 8 класс. Тема урока: Конфликты. Исходя из названия темы, необходимо сформулировать и конкретизировать цели урока, т.е. во-первых, дать определение понятию конфликт, во-вторых, разобрать механизмы появления и развития конфликтных ситуаций, и, в-третьих, познакомить учащихся со стратегией поведения в подобных ситуациях. По ходу урока раскрываются и записываются основные понятия темы.

Для изучения данной темы можно использовать метод анализа конкретных ситуаций. Этот метод, как правило, направлен на поиск эффективного решения исходя из сложности анализируемой ситуации.

Итак, учащимся разбирают и записывают стратегии поведения человека в конфликтной ситуации:

  1. уход от конфликта.

  2. переговоры

  3. отношения борьбы (противоборства)

Учащимся предлагается разобрать ситуацию и сделать выводы.

Задание: Ученые страны Н. провели опрос 18-ти летних и 40-ка летних граждан. Был задан вопрос: «Какой способ разрешения межличностного конфликта Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса представляются в виде диаграммы (в % от числа опрошенных).

Далее учащимся предлагается проанализировать данные диаграммы и сформулировать выводы, исходя из полученной информации. Основная задача учителя – помочь правильно разобраться в ситуации. При этом все зависит от индивидуальных особенностей класса, т.е. для достижения цели можно задавать наводящие вопросы или наоборот, предоставить полную самостоятельность.

Промежуточные выводы по данным диаграммы могут быть представлены следующим образом:

  1. Противоборство 18-летние выбирают чаще, чем 40-летние.

  2. Большая часть 40-летних выбирает сотрудничество, а не уход от ситуации.

Из приведенной информации вытекает следующий вывод:

При выборе способа разрешения конфликта проявляются возрастные различия, следовательно, молодежь в большей степени, чем люди среднего возраста, склонны открыто бороться за свои интересы.

Следует отметить, что при применении метода анализа конкретных ситуаций, формируются следующие компетентности:

  1. развитие аналитического мышления.

  2. развитие навыков вычленения проблем и распределение их по значимости.

  3. расширение коммуникативной компетенции.

Довольно эффективно в учебном процессе применяется метод «инцидентов». Инцидент (от лат. Incidens - случающийся) – случай, происшествие. В отличие от предыдущего метода, метод «инцидентов» направлен, в первую очередь, на самостоятельный поиск учащимся информации для принятия решения, при этом информация о происшествии, как правило, дается умышленно в сжатом объеме. Поэтому ученикам приходится, прежде всего, необходимо собрать дополнительную информацию, разобраться в ситуации, постараться определить наличие проблемы, а также выяснить, чем необходимо руководствоваться для принятия правильных решений.

Например, учащимся предлагается разобрать случай:

Вы шли по улице мимо киоска, в который незаконно пытались проникнуть грабители. Проезжавший мимо милицейский патруль задержал вас вместе с грабителями. Какие согласно закону у вас есть права и обязанности в этой ситуации?

Как уже говорилось выше, учащиеся оказываются перед поиском дополнительной информации. Как правило, этот поиск осуществляется через вопросы, которые задаются учителю. В свою очередь, учитель может сразу выдать необходимую информацию или сообщать ее частями, при этом выясняя необходимость той или иной информации, т.е. выяснять, как эта информация может быть полезна. После получения информации, учащиеся анализируют ее и принимают решение или дают ответ на вопрос.

Возвращаясь к изложенной ситуации, целесообразно будет сразу оговорить, что для принятия решения необходимо руководствоваться УПУ РФ. После сбора информации, ответ учащихся может выглядеть следующим образом:

Данная ситуация регулируется нормами, закрепленными в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ). Подозреваемый не обязан в силу ч. 2 ст. 14 УПК РФ доказывать свою невинов­ность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого, лежит на стороне обвинения.

В соответствии со ст. 92 УПК РФ после доставления подозреваемого в орган доз­нания или к следователю, подозреваемому должны быть разъяснены его права, что вносится в протокол задержания, который должен быть составлен в срок не более трех часов.

Необходимо также помнить, что согласно статье 48 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, органы опеки и попечи­тельства.

Метод «инцидента» развивает:

  1. умение собирать и анализировать информацию.

  2. способность формулировать и раскрывать проблему.

  3. навыки постановки вопросов.

Подводя итог, следует отметить, что работа по анализу ситуаций позволяет учащимся усвоить знания и приобрести навыки и умения практически решать ложные задачи, рассматривать разнообразные возможности и подходы к решению проблем, а также адаптироваться к различным типам людей, участвующих в принятии решений.


Литература:

  1. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. ГИА – 2012. Обществознание. М., 2011.

  2. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. ГИА – 2010. Обществознание. М., 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): ситуация, РФ, учащийся, учебный процесс, дополнительная информация, информация, инцидент, метод анализа, принятие решения.