Проблемы современного образования
Автор: Преображенская Наталья Георгиевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Статья просмотрена: 16153 раза
Библиографическое описание:
Преображенская, Н. Г. Проблемы современного образования / Н. Г. Преображенская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1869/ (дата обращения: 16.11.2024).
Образование играет ключевую роль в подготовке кадров для всех сфер человеческой деятельности, в обеспечении научно-технического прогресса, сохранении и развитии культуры. И первым звеном в подготовке кадров является средняя общеобразовательная школа, которая должна подготовить учащихся к самостоятельной деятельности, к возможности продолжения образования в высшей школе. Для этого необходимо: заложить базу знаний, умений и навыков; научить использовать знания в практической деятельности, освоив ее определенные способы; сформировать умение учиться, т.е. концентрировать внимание, развить мышление, пространственные представления и т.д.; регулярно выполнять домашние задания, конспектировать учебную литературу и пр. Таким образом, общеобразовательная школа является первым и базовым звеном всей системы образования страны, обеспечивающая полное общее среднее образование подрастающего поколения и осуществляющая готовность учащихся к выбору профессии. Поэтому чрезвычайно важно четко определить комплект учебных дисциплин, дающий подрастающему поколению знания о природе, человеке, науках, технике, искусстве, обеспечивающие определенный уровень культуры и возможность ориентации в выборе дальнейшего пути – продолжение обучения или освоение рабочей профессии – и создающий условия для продолжения образования в вузах различного направления.
Недооценка какой-либо одной части этого комплекта отрицательно сказывается на кругозоре выпускников школы, на свободе выбора будущей профессии, на общей культуре и качестве обучения, развития и воспитания.
Например, изъятие из учебного плана школы дисциплины «черчение», т.е. международного языка техники, без знания которого воспроизведение, разработка и создание технических новаций невозможно, отрицательно сказалось на качестве подготовки выпускников школы к получению высшего образования технической направленности. Это связано с тем, что без знания черчения выпускники школы испытывают значительные трудности с восприятием чертежно-графических дисциплин высшей школы технической направленности. Второй пример связан с введением в общеобразовательную школу профильного обучения старшеклассников, при котором увеличение количества академических занятий на одну выбранную дисциплину осуществляется за счет сокращения часов на все остальные учебные предметы. В результате такое обучение является неполноценным, т.е. ущербным. Кроме того, это нововведение не учитывает индивидуальной траектории развития учащихся: кто-то с первого класса твердо знает, какую профессию он хочет получить, а кто-то оканчивает школу, не определив выбора среди нескольких импонирующих ему профессий. Основная же масса учащихся чаще всего определяется лишь в конце последнего года обучения в школе. Поэтому, введение профильного обучения не способствует, а мешает школьникам в определении и в подготовке к выбору дальнейшего жизненного пути, приобретаемого ими в процессе получения полного базового среднего образования. Третий пример: изъятие из программы школы геометрии, тригонометрии, стереометрии. Изучение этих дисциплин в школе необходимо в силу того, что это единственные дисциплины, формирующие умения составлять последовательные выводы и формулировать их, строить доказательство теорем и различных утверждений. А это развивает логику, мышление человека и способствует освоению принципа доказательности и обоснованности.
Второе звено – профессионально-технические учебные заведения (ПТУ). Их особенность – параллельное обучение учащихся школьного возраста дисциплинам, обеспечивающим общее среднее образование, и более раннее и глубокое практическое освоение определенной профессии в условиях, приближенных к производственным. Завершается обучение в ПТУ присвоением выпускникам определенного разряда квалификации и аттестата зрелости. К сожалению, в настоящее время эти учебные заведения не популярны, несмотря на то, что машиностроению страны постоянно необходимы квалифицированные рабочие кадры.
Третье звено – средние профессиональные учебные заведения (техникумы, колледжи), обеспечивающие квалифицированную технологическую подготовку кадров.
Четвертое звено – высшие учебные заведения (институты, университеты). Именно эти учебные учреждения отвечают за организацию постоянного, системного и целенаправленного процесса повышения качества подготовки молодых профессиональных кадров: их технического и творческого потенциала, представляющего совокупность фундаментальных теоретических знаний, освоенных приемов способов деятельности, развитых пространственных представлений и пространственного воображения, воссоздающего и творческого мышления, увлеченности техникой и «видение» научных и технических проблем.
Техника – особая отрасль культуры человечества. Ее языком является чертеж – один из наиболее древних способов отражения представлений человека о предметном мире. Постоянно совершенствуясь, чертеж превратился в язык техники, в общепринятое средство передачи, хранения и приумножения технических знаний, в способ общения людей технических специальностей. Таким образом, чертеж стал специализированной международной информационной системой, не заменимой никакими другими видами сообщения. Чертежи, используемые в различных отраслях производства, имеют свои специфические особенности, присущие каждой конкретной области (машиностроение, архитектура и строительство, топография, дизайн и т.д.), и различаются не только объектами отображения, но и характером графических изображений, правилами их выполнения. Вместе с тем, в многообразии чертежей, отражающих многоплановую деятельность человека, есть определенные исходные позиции, имеющие общее значение и составляющие принципиальную основу каждого из видов «технической графики». Именно эта основа и являлась предметом изучения школьной дисциплины «черчение», цель которой - обучение чтению и выполнению плоскостных двумерных изображений (чертеж) объемного предмета. Полученное изображение – чертеж – обеспечивает однозначное восприятие геометрической формы, конструкции и метрических характеристик реального предмета с использованием ряда условностей (сечения, разрезы, знаки диаметра, радиуса, конусности, шероховатости поверхности и пр.), и является основным документом, по которому изготавливаются изделия в любой области промышленности. Кроме того, чертеж дает объективное, точное отражение его технически важных качеств. Именно поэтому как вид информации он занимает особое положение среди множества видов информаций, используемых в различных сферах жизнедеятельности человека. Чтобы прочитать информацию, заложенную в чертеже, необходимо обладать специальными фундаментальными знаниями теории курса черчения, умениями и навыками чтения и выполнения чертежей, иметь развитые пространственные представления, обеспечивающие мысленное «видение» объекта по его двухмерному изображению. Потребность в мысленном «видении» присуща любой деятельности человека, будь она интеллектуальной или практической, исполнительской или творческой, гуманитарной или технической. Кроме того, пространственные представления и пространственное воображение необходимы при освоении таких учебных дисциплин, как геометрия, физика, химия, биология и зоология, литература, история и т.д.
Психологами доказано: пространственные представления и воображение развиваются наиболее продуктивно и результативно в процессе обучения черчению. Именно при работе с чертежом создаются оптимальные условия для формирования и интенсивного развития «представляющей» деятельности учащихся. Причем развитие пространственных представлений и пространственного воображения возможно лишь при систематической целенаправленной работе учителя и учете возрастного порога (14–15 лет), за которым заметно снижается активное развитие данных качеств умственной деятельности человека.
Черчение – это инструмент познания и специфический язык, позволяющий подрастающему поколению приобщиться к целому пласту социального опыта в техническом творчестве человека. Кроме того, черчение как «инструмент» познания мира, имеет большие возможности в решении не только специальных, но и общих стратегических задач среднего образования. Чертежно-графическая деятельность предполагает активную и напряженную работу мышления (восприятие, осознание, анализ, абстрагирование и т.д.); преобразующую деятельность, связанную с трансформацией образа воспринимаемого объемного предмета в комплекс двумерных изображений. Выполнение чертежа технической детали требует концентрации внимания человека за соблюдением четкой последовательности работы, за качеством построений, проведением линий и т.д.; усидчивости, воли, аккуратности и т.д. Следовательно, «чертежное» изображение, которым оперирует ученик, обладает интегрированным характером, способствует воспитанию и формированию широкого спектра личностных качеств учащихся. Использование на уроках черчения технических деталей, узлов машин и механизмов, их наглядных изображений и чертежей способствует: 1) пониманию закономерностей образования формы деталей, их взаимодействия в производственном процессе; 2) значения прогрессивной технологии производства; 3) знакомству с различными видами труда, в основе которых лежит восприятие чертежа; 4) развитию внимания и наблюдательности, пространственных представлений и пространственного воображения, познавательного интереса к сфере технической деятельности; 5) формированию навыков аккуратного и точного выполнения заданий; 6) развитию трудолюбия, воли, самостоятельности, самоконтроля и стремления к самообразованию; 7) усвоению учебных дисциплин математического цикла; 8) профессиональной технической ориентации.
Таким образом, именно школьный курс черчения в максимальной степени обеспечивает подготовку учащихся к выбору специальностей технического профиля и закладывает базу знаний и умений, способствующую пониманию и освоению технических дисциплин высшей школы.
В системе образования советского периода была создана логичная, структурно оправданная система подготовки учащихся к выбору технических профессий, связанная с глубоким изучением «языка техники» и освоением способов изготовления деталей. Начальным звеном ее являлось обучение черчению в школе в течение четырех лет. Школьники изучали не только теорию и практику построения комплексного чертежа и аксонометрических проекций, но и темы курса начертательной геометрии – сечение геометрических тел и технических деталей проецирующими плоскостями с построением натуральной величины фигур сечения; взаимное пересечение поверхностей и построение их наглядного изображения. Такая подготовка давала не только фундаментальную основу знаний и умений, готовность к выбору направления дальнейшего образования, но и понимание сути технического образования, его сложности и ответственности. В связи с ликвидацией черчения из средней школы эта система разрушена, а новой системы не создано.
Обучение техническим дисциплинам, постижение технической грамоты в вузах всегда начиналось и начинается с обучения студентов «языку техники» – начертательной геометрии и машиностроительному черчению. При отсутствии школьной подготовки по черчению студенты впервые знакомятся с чертежными изображениями на сложнейшей и важнейшей дисциплине технических вузов – начертательной геометрии. В результате материал этого курса не усваивается большинством студентов, так как у них не развиты пространственные представления, отсутствуют знания по построению чертежа и его восприятию. Поэтому курс машиностроительного черчения, включающего выполнение рабочих, сборочных чертежей, схем (электрических, кинематических, гидравлических) не воспринимается студентами. Согласно программе технических вузов студенты должны выполнять курсовые и дипломные проекты, заключающиеся в творческой самостоятельной разработке механизмов, приборов и пр. Не освоив «языка техники», студенты не в состоянии самостоятельно разработать и выполнить проекты. Поэтому проекты, в основном, покупаются ими. Очевидно, что такие кадры не смогут быть качественными инженерами, конструкторами, т.е. не сумеют модернизировать промышленность. В данном случае показан лишь один пример неподготовленности и непродуманности перехода к модернизации подготовки научных, научно-технических кадров. Аналогичные примеры, связанные с неподготовленностью выпускников средней общей школы к обучению в высших учебных заведениях, можно привести и по другим дисциплинам – математике, физике, химии и т.д. Следовательно, чтобы обеспечить страну квалифицированными кадрами, необходимо вернуть в общеобразовательную школу учебную дисциплину «черчение».
Практика работы со студентами свидетельствует, что в настоящее время качество подготовки выпускников средней общеобразовательной школы резко упало: они не умеют слушать, конспектировать теоретический материал, сосредотачивать внимание на восприятии лекций, не привыкли готовить домашнего задания, не умеют учить. На старших курсах возникают проблемы с выполнением технических проектов – курсовых и дипломных. Все это свидетельствует о том, что на современном этапе, ориентируемом на модернизацию промышленности и всей страны, общеобразовательная школа не обеспечивает выпускникам полного общего среднего образования, способствующего выбору технических специальностей, успешному продолжению образования в высших учебных заведениях.
На основании выше изложенного можно утверждать, что вместо улучшения отечественного образования идет уничтожение хорошо отлаженной и успешно функционировавшей десятилетиями системы формирования технической грамоты и подготовки молодого поколения к дальнейшей самостоятельной деятельности в различных сферах науки и техники. Ведь не случайно выпускники наших вузов являются желанными кадрами во всех странах мира и, работая там, получают Нобелевские премии. Каковы же причины, повлиявшие на ухудшение общего образования страны? Проанализируем их:
1. Министерством образования страны из нормативных документов по средней общеобразовательной школе исключено:
а) требование качества и фундаментальности знаний и умений в перечне целей среднего общего образования; б) выпускных экзаменов по завершению обучение в средней школе по основным учебным дисциплинам, в сумме раскрывающим уровень развития, образованности, культуры молодежи, ее готовности к продолжению образования в высших учебных заведениях; в) вступительных экзаменов в вузы страны и замена их единым государственным экзаменом (ЕГЭ), не дающим возможности качественной проверки уровня развития выпускника, его знаний и умений.
2. Изъятие из учебного плана средней общеобразовательной школы учебных дисциплин «черчение», являющегося «языком техники»; «геометрии», «тригонометрии», обеспечивающих развитие интеллекта учащихся, создающих начальное, базовое звено технической грамоты.
3. Упразднение в общей школе технического труда, связанного с работой учащихся на ученических станках (токарных, сверлильных), позволяющего не только познакомиться, но и освоить основы изготовления технических деталей, изделий и сборочных единиц, используемых в машиностроении.
4. И как результат, отсутствие в школе практической профориентации на технические профессии.
Для удержания промышленности и технологии на высоком, передовом уровне, необходимо постоянное пополнение научных и технических кадров специалистами, имеющими фундаментальные знания по выбранной профессии. А для этого необходимо 1) изменить отношение к подбору учебных дисциплин общеобразовательной школы так, чтобы он давал учащимся представление о разнообразии сферы творческой деятельности человека; 2) повысить качество всей системы отечественного образования, начиная со средней общеобразовательной школы как первого звена, обеспечивающего базовый уровень знаний учащихся, готовность их к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию, но без ущерба в получении полного общего среднего образования. Установив взаимосвязь и преемственность с высшей школой; 3) вернуть в общеобразовательную школу выпускные экзамены по основным дисциплинам и вступительные экзамены в вузы по профильным дисциплинам; 4) разрабатывать образовательные стандарты вузов с учетом наличие базовой школьной подготовки по ряду учебных дисциплин (математика, физика, черчение, химия, история, литература и т.д.) Вузы должны продолжать, расширять и углублять знания студентов по тем дисциплинам, которые изучались в школе, а не заниматься освоением школьной программы для подготовки студентов к восприятию материала высшей школы. Повышение требований к уровню и качеству знаний и умений учащихся школы будет способствовать и повышению качества подготовки технических кадров в вузах.
С целью развития и воспитания учащихся, их подготовки к обучению в высших учебных заведениях, в школе необходимо ввести: а) развивающие методы обучения, решение проблемных задач силами учащихся класса; б) алгоритмы решения типовых задач с привлечением школьников к самостоятельному установлению шагов алгоритма; в) по каждой изучаемой теме типовые, развивающие, творческие задачи; г) целенаправленную работу по развитию мышления школьников, их пространственных представлений, творческих способностей на всех учебных дисциплинах; д) постоянное функционирование научных кружков по дисциплинам, раскрывающим основы наук и техники (математика, физика, черчение, химия, моделирование, конструирование и т.д.); е) ориентацию учащихся на активное участие в олимпиадах, конкурсах молодых ученых и изобретателей.
Чтобы Россия снова стала великой страной, необходимо сохранить основные ценности российской национальной системы, которая должна служить стране, обществу, подготавливая поколение, готовое к саморазвитию и самосовершенствованию.
Правительству страны и МО РФ необходимо учитывать мнение ее граждан, убедившихся на практике в отрицательном влиянии современной «модернизации» национальной системы образования. России следует вернуться к национальным традициям отечественного образования, обновив его рекомендациями психолого-педагогических исследований и достижений. Модернизация страны – это не только совершенствование техники и технологии производства, а в первую очередь – это забота о национальном развитии системы образования, о воспитании высоконравственного, ответственного и творческого поколения граждан.