Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру природы, их социальной активности
Автор: Глушкова Ирина Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1450 раз
Библиографическое описание:
Глушкова, И. Н. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру природы, их социальной активности / И. Н. Глушкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1880/ (дата обращения: 16.11.2024).
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас «в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как не планируемое им «производство» губительных эффектов, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека». Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Экологическое воспитание образование поставлено в ряд первостепенных государственных проблем. Это отражено в государственных документах: актах, указах, законах, которые подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в дошкольном возрасте формируется человек и его отношение к окружающему миру.
Дети XXI века. Какими они будут? Во многом это зависит от педагогов и от тех основ, которые они закладывают в сознание сегодняшних малышей. Именно этим будет определяться духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Многочисленные экономические, социальные, экологические и другие проблемы, стоящие не только перед нашей страной, но и перед всем миром, по сути, имеют один общий корень и могут быть сведены к одной общей проблеме – проблеме человека. Сейчас становится ясно, что многие проблемы в нашей жизни, связаны с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека. Этому способствует: формирование этических и нравственных основ личности; расширение сознания и кругозора; раскрытие и развитие восприятия Красоты; развитие индивидуально-творческого потенциала ребенка.
В настоящее время главная цель экологического образования – это развитие экологической культуры, как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки. Это особый вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологи, гуманном отношении ко всему живому и окружающей среде. Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений. Мир природы удивителен и прекрасен. Но умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Анализируя развитие отечественного экологического образования, можно отметить, что новое звучание экологическое образование получает с начала 90-годов. Экологические знания необходимо распространять всеми возможными способами в целях бережного отношения к природе, рационального использования её богатств.
Б.Т.Лихачев определяет экологическое воспитание как целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний , формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.
Проблеме экологического воспитания уделяли внимание многие видные экологи, академики Н.Н.Моисеев, А.Л.Яншин, Г.Н.Ягодин, Н.Н.Тарасова, Г.Н.Розенберг. [3]
За последние годы проведен ряд исследований, направленных на усиление экологического образования и воспитания (И.А. Габев, А.Н.Захлебный, И.С.Матрусов, И.Т.Суровегина и др.), внимание обращается на формирование мотивов бережного отношения дошкольников к природе (Н.А.Рыков, А.П. Сидельковский), на природоохранительную работу в условиях изучения природы родного края (П.В.Иванов).
Исследователи выделяют следующие особенности процесса экологического воспитания:
1.ступенчатость:
-формирование экологических представлений,
-развитие экологического сознания и чувств,
-формирование убеждений в необходимости экологической деятельности,
-выработка навыков и привычек поведения в природе;
2. длительность;
3. сложность;
4. скачкообразность;
5. активность. [4]
Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя: развитие эстетического сознания, формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности.
Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств ребенка. Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по – детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействует на детей, вызывает у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.
С дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Гуманистическая сущность ответственности дошкольников предполагает единство познавательной и практической деятельности по улучшению природы родного края, созидание а не потребление. Понимание многосторонней ценности природы, как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие её облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно - эстетическими переживаниями - всё это, в конечном итоге определяет будущее отношение с окружающей средой.
В первые семь лет закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать её как общую ценность, для всех людей.
Многие выдающиеся педагоги, мыслители психологи прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А.Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике в статьях методических разработках (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М.Басс, А.М.Степанова, Э.И.Залкинд и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков были методические пособия М.В.Лучич, М.М.Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников. В настоящее время разрабатываются авторские экологические программы.
Дошкольное экологическое образование заключается в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. [5]
Основная задача педагогики – воспитание у детей экологической культуры, фундамент, который составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. У ребенка рано проявляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него, прежде всего благодаря своему красочному миру, который даёт малышу массу разных ярких впечатлений, вызывает радостные переживания. «Человек стал человеком только тогда - отмечал В.А. Сухомлинский, - когда увидел красоту зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение окружающей красоты. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживает, требует больших воспитательных возможностей». Природа воздействует на ребенка, вызывая различные чувства и эмоции. Но чтобы эмоциональное отношение к природе переросло в глубокое нравственное чувство, эстетические ценности, предполагающее действенную активную позицию ребенка, необходим целенаправленный педагогический процесс, специальное педагогическое руководство.
В «Мыслях и набросках» В.И. Вернадский писал: «Сознание человечества становится той «силой», тем фактором, которые мы должны принимать во внимание, когда изучаем всякий природный процесс». Это общетеоретическое положение сформулировано в 1920 году. А сейчас оно перешло из области теории в практику. Широко известны слова В.И. Вернадского: «Твари Земли являются созданием сложного космического процесса и закономерной частью стройного геокосмического механизма, в котором как мы знаем, нет случайности». Сам Вернадский, замечая нежелательные разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то он гениально предвидел, в чем-то, возможно ошибался. [1]
Природа нас кормит, одевает, создаёт уют, лечит, в ней люди находят утешение и радость, ведь человек – часть природы, плод её творения. Наши дети всегда должны помнить об этом и делать все от себя зависящее, чтобы сохранить и приумножить богатства. Но чтобы стать настоящим защитником природных богатств, нужно многому научиться, многое знать, прежде всего то, от чего зависит развитие природы, какова роль человека в её судьбе и каким должно быть его поведение, чтобы природное равновесие не нарушилось. А начать процесс познания следует с того, что находится вокруг нас, с изучения природной среды, той местности, в которой мы живём. Человек на протяжении всей своей истории был в тесном контакте с окружающей его природой. Он не только познавал её тайны, делал великие открытия, но и активно использовал её богатства, удовлетворяя свои потребности в пищи, воде, тепле. Развитие науки и техники расширило возможности человека в использовании природы. Начали активно строиться заводы, фабрики, атомные электростанции, железнодорожные и автомобильные магистрали. Радуясь своим успехом, человек не учел печальных последствий, которые спустя небольшое время остро заявили о себе. Оказалось, что в природе всё взаимосвязано. Она живёт и развивается по своим очень строгим законам, не зависящим от человека. Человек нарушил эти законы, сломал сложившуюся тысячелетиями гармонию природы. В результате природа планеты серьезно заболела. Оказались поражёнными все её жизненно важные органы. Но еще не поздно, еще есть возможность оказать необходимую помощь, если главной задачей всех людей станет стремление. Сохранить планету от всех видов загрязнений! Сохранить всё живое на планете! Жить в согласии с законом природы!
В деле сохранения природы не может быть сторонних наблюдателей. Мы спасем нашу планету и свой родной край лишь при условии, что каждый задумается о том, что лично им сделано и делается для охраны и приумножения природных богатств.
Все сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Она должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируется первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Бережное отношение к природе, сознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. [6]
Опыт практической работы в должности воспитателя показывает, что современные технологии и программы экологического воспитания ориентированы на обогащение знаний детей об окружающем мире природы, но недостаточно актуализируется проблема формирования гуманного отношения и социальной активности ребенка, проявляющаяся в самостоятельных делах и поступках ребенка по отношению к живым объектам природы (доброжелательность, эмоциональная отзывчивость и др.).
В нашем детском саду проводилась экспериментальная работа по проблеме «Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру природы, их социальной активности».
Цель: формирование элементарных экологических знаний, гуманного отношения к природе, здорового образа жизни, мышления и поведения.
Результаты экспериментальной работы показали что:
- современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у детей, повышения их экологической грамотности и культуры. Из пассивных созерцателей дети должны стать активными созидателями, умеющими сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи, эмоционально сопереживать;
- в дошкольном возрасте закладывается фундамент осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам. В основе ознакомления детей с природой должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии;
- экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей и психологических закономерностей развития;
- в жизни дошкольника природа занимает сильные позиции и при условии корректного отношения с ней способна стать универсальным средством обеспечивающим широкий комплекс влияний на процессы развития, воспитания и обучения детей, эффективно содействовать развитию познавательной сферы и личности каждого ребенка;
- экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии. Экологическое воспитание необходимо проводить в процессе интеграции знаний, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтение литературы, просмотр видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей;
- творческая созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость, силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, красоту, истину, любовь. Природа которая восхищает нас своей красотой, постоянно дарит радость открытий. Только тот живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все удивительно. Поэтому очень важно приобщать детей к миру природы.
Литература:
Дерябо С.Д., Ясвин В.А.Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
Крушанов А.А. О неоднозначности термина «Экологическая культура» / Экологическая культура и общественное развитие. М., 2006.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М, 1995г.
Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников//Дошкольной воспитание- 2002-№ 4-5-17с, 95-126с.
Рыжова Н. А. Наш дом - природа. (Программа по экологическому воспитанию дошкольников) М, 1998г.
Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М., 1983г.