Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста
Автор: Мамедова Альбина Ваидовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 5124 раза
Библиографическое описание:
Мамедова, А. В. Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста / А. В. Мамедова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1881/ (дата обращения: 16.11.2024).
Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и на ее основе макета Федерального государственного образовательного стандарта – ФГОС нового поколения для учреждений высшего профессионального образования. Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы. Усложняется и квалиметрическое сопровождение ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего диагностирования не только профессиональных компетенций, но и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств[2].
Практическая реализация общей модели оценивания качества учебных достижений студента в высших учебных заведениях осуществляется через систему средств и технологий оценки качества подготовки специалиста, адекватно отражающей результаты образования (компетенции) обучающегося в течение всего периода его обучения и развития.
Мы основываемся в своей системе описания результатов оценивания на таксономию Б. Блума [3], который рекомендует применять для описания результатов обучения шесть категорий обучения — знание, понимание, применение (умение), анализ, синтез и оценивание). Первые две категории характеризуют уровень освоения знаний. Остальные четыре относятся к интеллектуальным качествам более высокого уровня деятельности. Знание — в нашем случае это воспроизведение важной информации о коммуникативной деятельности будущего специалиста, компонентах коммуникативности, составляющие характеристики коммуникативной компетентности. Понимание — объяснение важной информации, о роли коммуникативной культуры в профессиональной деятельности специалиста. Коммуникативные умения — умения, необходимые для решения профессиональных проблем на вербальном/невербальном и паралингвистическом уровне. Анализ — решение открытых проблем. Синтез — нахождение эвристических ответов на проблемы. Оценивание — вынесение критических суждений, основанных на фундаменте знаний о коммуникативной деятельности в профессионально-деловой сфере.
Так как компетенция формируется в результате осознанной деятельности. Считаем целесообразным рассмотреть специфику общения как коммуникативную деятельность специалиста.
Коммуникативная компетентность специалиста определяется его коммуникативной деятельностью, которая проистекает в профессиональной и деловой сфере. При этом профессиональная ее часть составляет содержательную сторону общения, а деловая – ее выразительная форма. Профессиональное общение будущего специалиста основывается на языке академическом, научном, публицистическом той сферы деятельности, которой посвящает себя студент бакалавриата, магистратуры – биология, химия, экология, юриспруденция, политология, психология, менеджмент, туризм и т.д. Деловое общение подразумевает «межличностную зону профессиональной коммуникации» [1, c. 14], акт социального взаимодействия, направленный на организацию и оптимизацию производственной, научной, коммерческой деятельности. Деловое общение рассматривается нами во взаимодействии таких регистров, как техника ведения беседы, телефонное общение в деловых целях, деловая корреспонденция, деловая документация и контракты, деловая встреча, презентация, техника ведения переговоров и средства массовой информации, ориентированные на деловой мир профессиональной сферы специалиста.
В рамках названного подхода рассматривается проблема общения и компетенции в общении, в процессе подготовки специалистов в любой сфере деятельности с точки зрения профессионально значимых коммуникативных качеств. Будущий специалист должен не только владеть знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере, но и уметь продемонстрировать эти знания, показать профессионализм, подтвердить правоту своих взглядов и идей, уметь правильно представлять результаты своей деятельности в письменной и устной речи.
Мы рассматриваем коммуникативную деятельность, как самостоятельный аспект профессиональной деятельности специалиста, через взаимосвязанные ее структуры: перцептивная - проникновение во внутренний мир партнера по профессионально-деловому общению; собственно-коммуникативная – направленная на установление взаимовыгодных целесообразных отношений; коммуникативно-операциональная – активное использование средств техники общения в профессионально-деловой сфере. Для успешного осуществления всех этих компонентов необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях, которые в свою очередь являются знаниями в действиях. Поэтому, считаем целесообразным, рассматривать структуру коммуникативной компетентности, в соответствии с компетенциями, необходимыми для осуществления коммуникации на определенных этапах: перцептивную компетенцию, отражающую процесс восприятия и формирования образа партнера по профессионально-деловому общению и установления взаимодействия; собственно-коммуникативную компетенцию, включающую обмен информацией; интерактивную компетенцию, предусматривающую организацию взаимодействия.
К перцептивным компетенциям мы относим компетенции необходимые на начальном этапе коммуникативной деятельности, при процессе восприятия и понимания другого человека, ценностных ориентаций партнера по общению, то есть его идеалы, потребности, интересы, уровень притязаний; умение видеть главное в другом человеке, противостоять стереотипам восприятия партнера по деловому общению, а также компетенции связанные с умением самовыражаться, «подавать себя», для этого необходимы знания имеющихся у человека представлений о себе, что нравится в самом себе, что он приписывает себе, против чего возражает.
Собственно-коммуникативные компетенции определяют непосредственно сам процесс общения, специалист опирается на свою память, так как должен восстановить предыдущее общение, помнить индивидуальные особенности своих собеседников, уметь идентифицировать себя с предстоящим собеседником, заранее предвидеть возможную атмосферу, ощутить уровень предстоящих взаимоотношений и перспективу развития их, уметь завоевывать инициативу в общении и коммуникативное преимущество, необходимое для управления общением, уметь устанавливать психологический контакт с коллегами, аудиторией, уметь почувствовать общее настроение, создать обстановку коллективной творческой деятельности, уметь органично и последовательно действовать в публичной обстановке; уметь организовывать совместную творческую деятельность; уметь поддерживать общение введением беседы, риторических вопросов и т.д.; уметь распределять и поддерживать внимание; уметь выбирать наиболее подходящий способ поведения и обращения к коллегам, уметь анализировать поступки, поведение подчиненных; обеспечивать атмосферу благополучия. А также уметь, устанавливать обратную связь в процессе общения: по поведению партнеров по общению, коллег, подчиненных, по внешним проявлениям улавливать настрой; чувствовать изменения в их эмоциональных состояниях. Уметь диагностировать и корректировать результаты осуществленного общения, для моделирования в предстоящей деятельности.Собственно коммуникативные компетенции связаны с владением профессиональной речи и включают: владение терминологией данной специальности; умение строить выступление на профессиональную тему; умение организовать профессиональный диалог и управлять им; умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности. Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.
Интерактивные компетенции предусматривают умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность; связаны с умениями контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдением этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Умения организации речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы. А также умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт. В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, социальным ролям, деловая направленность речи. Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации профессионально-делового общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на коллегу, подчиненного, руководителя, умение создать благоприятную для производственного процесса атмосферу общения, умение поддерживать контакты с сотрудниками разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста.
Нами разработаны вопросы, составлены анкеты для определения уровня развития и сформированности перцептивных компетенций (таблица 1) собственно-коммуникативных (таблица 2) и интерактивных компетенций (таблица 3), на которые студенты, преподаватели, сотрудники отвечают, определяя как свои коммуникативные компетенции, так и компетенции других людей, своих коллег, подчиненных, руководителей, сокурсников, своих преподавателей.
Таблица 1
Выявление перцептивных компетенций
Могу ли я/ может ли он/она у партнера по деловому общению определить |
да |
нет |
тип личности и темперамента |
|
|
внутренний мир по внешнему виду |
|
|
сходства и различия в поведении |
|
|
круг интересов, желаний и мотивов |
|
|
степень конфликтности, агрессивности |
|
|
Могу ли я/ может ли он/она выразить партнеру по общению |
да |
нет |
свои приоритеты, взгляды на ситуацию |
|
|
скрыть отрицательные стороны характера |
|
|
продемонстрировать деловой стиль во внешнем виде |
|
|
соблюдение делового этикета |
|
|
деловой подход к решению проблемы |
|
|
Таблица 2
Выявление собственно-коммуникативных компетенций
Хорошая ли у меня / него/ нее память |
да |
нет |
сразу запоминаю/ет имя незнакомого человека |
|
|
помню/итв деталях особенности речи, внешнего вида собеседника |
|
|
могу/жет восстановить в подробностях ход беседы |
|
|
легко овладеваю/ет новыми терминами, понятиями, употребляю/ет в речи |
|
|
Хорошо ли явладею/он/она владеет языком профессионального общения |
да |
нет |
профессиональными терминами |
|
|
деловым этикетом |
|
|
научным стилем изложения |
|
|
Владею ли я/владеет ли он/она умениями обратной связи |
да |
нет |
определить по внешнему виду/поведению партнера его отношение к проблеме |
|
|
изменить ход беседы в нужное русло |
|
|
Таблица 3
Выявление интерактивных компетенций
Владею ли я /владеет ли он/она умениями эмоциональной регуляции |
да |
нет |
контролировать свой гнев/расстройство/недовольство |
|
|
выражать радость/благодарность/похвалу/конструктивную критику |
|
|
Могу ли я/может ли он/она оценить |
|
|
свое эмоциональное состояние |
|
|
эмоциональное состояние партнера по деловому общению |
|
|
Могу ли я/может ли он/ она откорректировать |
да |
нет |
назревающую спорную ситуацию |
|
|
не толерантную атмосферу делового общения |
|
|
Для оценки уровня развития коммуникативных качеств нами предложен ряд критериев и показателей, выбор которых продиктован понятием профессиональной коммуникативной компетентности как способности строить эффективное целенаправленное профессиональное взаимодействие, основанное на совокупности знаний, умений и компетенций субъекта в сфере профессионально-делового общения.
Так как процесс формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста рассматривается нами как поэтапное овладение коммуникативными знаниями о специфике профессионально-делового общения, умениями и компетенциями, считаем и систему оценивания выстраивать согласно этим этапам. Этапы формирования представлены следующим образом:
1. Осознание роли коммуникативных компетенций в профессиональной карьере специалиста, механизмов и особенностей профессионально-делового общения: цели, этапы и виды делового взаимодействия; а также развитие компетенций направленных на сотрудничество в процессе деловой коммуникации.
2. Формирование базовых коммуникативных умений профессионально-делового общения.
3. Формирование специальных умений, необходимых для успешного профессионально-делового взаимодействия.
4. Техники общения: оценка ситуации взаимодействия; ориентация в позиции и скрытых мотивах собеседника, исходя из его речевого и неречевого поведения; влияние и противодействие чужому влиянию; установление контакта; результативная аргументация.
5. Формирование индивидуального стиля общения, создание делового имиджа.
Знания и владение на практике качествами, входящими в данные блоки, оцениваем по следующим критериям: информационно-теоретического характера, практико-методического и личностно-технологического.
Информационно-теоретический критерий развития коммуникативной компетентности у студентов предполагает: наличие знаний о коммуникативной компетентности как ценностного качества будущего специалиста, о компонентах коммуникативной деятельности в профессионально-деловой сфере общения.
Практико-методический критерий развития коммуникативной компетентности у будущих специалистов основывается на компетенциях студента применять на занятиях, в реальных ситуациях полученные знания, умения профессионального общения, на владении студентом технологией делового общения, с использованием всей палитры техники общения.
Личностно-технологический критерий формирования коммуникативной компетентности предусматривает наличие способностей у студентов к коммуникативной деятельности, учета типа темперамента, особенностей характера, уровня общительности, эмоционально-ценностных качеств личности.
На основе поэтапного формирования данной характеристики и критериев оценивания предлагаем диагностировать коммуникативные компетенции на каждом этапе.
На первом этапе диагностируется, что студент знает о профессионально-деловом общении, какие механизмы взаимодействия и воздействия обеспечивают эффективность взаимовыгодной деловой коммуникации– так называемый блок компетенций - информационно-теоретического характера.
На втором этапе выявляем, на сколько легко будущий специалист может устанавливать контакт,вступать в диалог, поддерживать деловую беседу, активно слушать, правильно воспринимать и понимать партнера по профессионально-деловому общению по вербальным, невербальным и паралингвистическим знакам общения, а также подавать и получать информацию; убеждать; понимать состояние партнера по деловому общению и создавать оптимальный климат делового взаимодействия.
На третьем этапе считаем необходимым выявление уровня сформированностикомпетенций- выступать публично на профессиональные темы, демонстрировать компетенции презентации; отстаивать свою точку зрения в групповой дискуссии; конструктивно подавать и принимать критику; эффективно разрешать конфликтные и напряженные ситуации; преодолевать страх в общении с незнакомыми людьми; вести переговоры со сложными собеседниками.
На следующем четвертом этапе предлагаем диагностировать умения моментальной оценки ситуации взаимодействия; умения ориентироваться в позиции и скрытых мотивах собеседника, исходя из его речевого и неречевого поведения; компетенции влияния и противодействия чужому влиянию.
Данные компетенции второго, третьего и четвертого этапа предлагаем объединить в так называемый практико-методический блок.
На пятом – определяем стиль профессионально-делового общения специалиста, а также умениясоздания делового имиджа, что определит личностно-технологический блок коммуникативных компетенций.
Система оценивания коммуникативных компетенций, составляющих коммуникативную компетентность будущего специалиста на каждом этапе формирования коммуникативных знаний, умений и компетенций представлена в сводной таблице 4.
Таблица 4
Диагностика уровня развития коммуникативной компетентности
Уровни развития коммуникативной компетентности |
высокий |
средний |
низкий |
Умеете ли Вы |
довольно легко |
не всегда |
довольно сложно |
|
|
|
|
воспринимать и производить коммуникативные сигналы (вербальные, невербальные, паралингвистические) |
|
|
|
воспринимать сигналы, которые партнер предпочел бы скрыть |
|
|
|
задавать вопросы и стимулировать партнера к прояснению его позиций, предложений |
|
|
|
активно слушать (услышать и понять, что имеет ввиду партнер) |
|
|
|
передать партнеру, что его услышали и поняли правильно |
|
|
|
понимать смысловой и контекстный ряд речи разных людей |
|
|
|
говорить доступно и понятно для каждого |
|
|
|
сбалансировать объем речи |
|
|
|
подобрать тему для беседы |
|
|
|
подобрать в соответствии с темой подходящую для нее интонацию и стилистику |
|
|
|
использовать в речи образы, метафоры, сравнения |
|
|
|
вести дискуссию и диалог |
|
|
|
выравнивать эмоциональное напряжение как свое, так и партнера |
|
|
|
убеждать, аргументировано доказывать |
|
|
|
остроумно шутить |
|
|
|
демонстрировать эрудицию |
|
|
|
На основе представленных критериев определяем уровни развития коммуникативной компетентности у студентов: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень – характеризуется наибольшей выраженностью развития коммуникативной компетентности по всем трем критериям. Студент владеет в достаточной мере знаниями о коммуникативной компетентности, как ценностном качестве личности будущего специалиста, детально представляет все компоненты коммуникативной деятельности, осознает роль коммуникативной деятельности в профессиональной деятельности специалиста. Студент владеет технологией педагогического общения, методами коммуникативной деятельности, активно использует на всех уровнях собственно-коммуникативной деятельности, активно использует систему приемов техники делового общения. Демонстрирует собой мобильный тип в общении, являясь коммуникабельным, оптимистически настроенным, обладает положительной нравственной доминантой.
Средний уровень характеризуется определенными знаниями о коммуникативной компетентности, о компонентах коммуникативной деятельности, проявляет умения, необходимые для проведения коммуникативной деятельности, но применяет их в зависимости от собственных интересов, проявляет коммуникативные качества личности, но применяет их избирательно.
Низкий уровень характеризуется наличием у студентов поверхностных знаний о коммуникативной компетентности, отсутствием интереса к коммуникативной деятельности, проявлением слабовыраженных коммуникативных качеств.
Мы считаем, что компетентностный подход в системе диагностирования помогает оценить, проверить на практике способность специалистов использовать в реальной ситуации, в профессиональной деятельности результаты образования - компетенции, в частности коммуникативные, полученные в ходе учебного процесса.
Литература:
1. Астафурова,Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты)[Текст]: автореф. дис. ... д-рапед. наук. – М., 1997. - 41 с.
2. Темняткина, О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода[Текст]: методическоепособие. – Екатеринбург:ИРРО, 2009.
3. Bloom, B.S., Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals [Text]: handbook I, cognitive domain. - New York: Longman(Ed.), 1956.