Открытые образовательные ресурсы вузов: интеграция в электронной библиотеке портала "Единое окно" | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сигалов, А. В. Открытые образовательные ресурсы вузов: интеграция в электронной библиотеке портала "Единое окно" / А. В. Сигалов, А. Г. Абрамов, М. Б. Булакина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 415-419. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1886/ (дата обращения: 19.12.2024).

Весьма важной составляющей образовательного контента сети Интернет являются образовательные ресурсы, созданные в высших учебных заведениях и размещенные на сайтах вузов и их структурных подразделений – факультетов, кафедр, библиотек, а также на персональных сайтах преподавателей и сотрудников. К таким ресурсам относятся как электронные версии выпущенных в вузе печатных изданий (учебных пособий, лабораторных практикумов, методических указаний и др.), так и материалы, существующие только в виде электронных изданий. Значительная часть подобных ресурсов размещается с ограничениями на права доступа, т.е. доступна только с компьютеров, расположенных в сети вуза, или по логинам/паролям, выдаваемым студентам и сотрудникам данного учебного заведения. Такая ситуация типична, например, для сайтов многих научных библиотек вузов, на которых наряду с открытым доступом к электронному каталогу предоставляется ограниченный доступ к полнотекстовым версиям учебно-методических и научных изданий, выпущенных в данном вузе.
Вместе с тем, в российском сегменте сети Интернет существуют тысячи сайтов, на которых легальным образом, т.е. с ведома и согласия авторов и правообладателей, в открытом доступе размещены учебно-методические материалы, подготовленные в вузах и предназначенные для использования в учебном процессе. Размещение в свободном бесплатном доступе предполагает, что создатели ресурсов готовы предоставить возможность ознакомления с ними всех заинтересованных пользователей Интернета, в первую очередь преподавателей и студентов вузов. Однако разбросанность десятков тысяч ресурсов по тысячам сайтов, на страницах которых представлены небольшие по объему (от нескольких единиц до нескольких десятков) списки ресурсов со ссылки на файлы различных форматов (pdf, doc, djvu, zip, rar и др.), делает для пользователей Интернета задачу целенаправленного поиска интересующих ресурсов весьма непростой. Решить такую задачу позволяет интеграция ресурсов в рамках единой информационной системы, в которой ресурсы снабжаются метаданными, рубрицируются и которая предоставляет пользователю средства контекстно-атрибутного поиска. В данной работе рассматривается интеграция учебно-методических ресурсов российских вузов в электронной библиотеке портала "Единое окно доступа к образовательным ресурсам".
Одним из важнейших результатов работ в сфере информатизации образования России, выполненных в последние годы в рамках федеральных целевых программ и приоритетного национального проекта "Образование", стало создание федеральной системы информационно-образовательных ресурсов (ФСИОР) [1, 2]. В число ключевых компонентов ФСИОР входит портал "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru, далее – "Единое окно") – образовательный интернет-проект, основными задачами которого являются систематизация и предоставление свободного доступа к русскоязычным электронным образовательным ресурсам для различных категорий участников образовательного процесса [3, 4]. Разработка портала и его сопровождение осуществляются Государственным научно-исследовательским институтом информационных технологий и телекоммуникаций (ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика", http://www.informika.ru). Портал имеет свидетельства о регистрации средства массовой информации, о государственной регистрации базы данных и программы для ЭВМ.
Основными структурными компонентами портала "Единое окно" являются каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная библиотека учебно-методических материалов с открытым доступом и новостные ленты образовательной тематики.
Интегральный каталог содержит представленные в стандартизованной форме метаданные внешних интернет-ресурсов (как сайтов, так и отдельных размещенных на них ресурсов) и описания полнотекстовых публикаций электронной библиотеки. При размещении в каталоге внешние интернет-ресурсы снабжаются унифицированным метаописанием, включающим в себя следующие атрибуты: название; URL; авторы ресурса; аннотация; регион РФ (при наличии географической принадлежности ресурса); перечень разделов рубрикатора, к которым отнесен данный ресурс.
Рубрицирование ресурсов производится на основе принятого в системе федеральных образовательных порталов стандарта, который предусматривает четыре независимых направления рубрикации [5]:
  • по уровню образования (дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное);
  • по целевой аудитории (абитуриент, исследователь, менеджер, преподаватель, учащийся);
  • по типу ресурса (учебные, учебно-методические, справочные, иллюстративные, научные материалы, нормативные документы и др.);
  • по предметной области (два базовых предметных рубрикатора – для общего образования и для профессионального образования).
Электронная библиотека портала "Единое окно" является крупнейшим в российском сегменте Интернета хранилищем полнотекстовых версий учебных и учебно-методических материалов с открытым доступом [6]. Набор атрибутов, описывающих размещенные в электронной библиотеке материалы, включает: наименование публикации; авторы – список всех авторов или составителей; аннотация; библиографическая ссылка; год издания; ISBN (если имеется у печатного издания); источник (поставщик материала) – вуз/факультет/кафедра, библиотека, издательство, интернет-портал и т.д. (со ссылкой на веб-сайт поставщика ресурса и привязкой к соответствующему региону РФ); перечень разделов рубрикатора, к которым отнесен данный материал.
Полные тексты (файлы) материалов размещаются непосредственно на сервере библиотеки и на карточке публикации указываются соответствующие гиперссылки. В качестве базового формата хранения материалов используется формат pdf; некоторые издания размещаются в виде файлов в формате djvu. Материал может быть представлен как в виде одного файла, так и набором файлов (например, по главам и разделам), для каждого из которых на карточке дается содержательное наименование.
Имеющиеся на портале средства поиска позволяют формировать выборки ресурсов по разделам рубрикатора (например, по тематическим рубрикам) в сочетании с контекстным поиском в названии и описании ресурсов, в том числе по автору, ключевым словам, в тексте аннотации, по url (для интернет-ресурсов), по году издания, по региону РФ и организации-поставщику ресурсов. Поиск по контексту может выполняться без учета или с учетом морфологии русского языка, а также с применением специального языка запросов. Наряду с использованием внутренних поисковых средств портала, предоставляется возможность производить контекстный поиск с помощью встроенного поискового сервиса Google, который оказывается особенно эффективным при поиске в полных текстах публикаций, размещенных в электронной библиотеке.
Портал включает также ряд подсистем, функции которых связаны с работой с посетителями портала: размещение отзывов на ресурсы и их обсуждение, ответы на вопросы, просмотр и размещение предложенных посетителями ресурсов для библиотеки и каталога, статистический учет посещаемости, включая подсчет количества просмотров каждой из карточек ресурсов и скачиваний файлов с материалами библиотеки.
Электронная библиотека содержит в свободном доступе более 28 тысяч материалов, источниками которых являются более трехсот российских вузов и других образовательных и научных учреждений. Основу информационного наполнения библиотеки составляют электронные версии учебно-методических материалов, подготовленных в вузах, прошедших рецензирование и рекомендованных к использованию советами факультетов, учебно-методическими комиссиями и другими вузовскими структурами, осуществляющими контроль учебно-методической деятельности.
Большинство размещенных в электронной библиотеке материалов непосредственно предназначены для использования в учебном процессе: учебные и учебно-методические пособия, сборники задач, заданий и тестов, методические пособия к лабораторным практикумам и практическим занятиям, методические указания по выполнению курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, учебно-методические комплексы. Из числа научных изданий в электронную библиотеку включаются монографии, подготовленные в вузах и научно-исследовательских организациях, используемые в специальных курсах при подготовке магистров и аспирантов, а также сборники материалов конференций, симпозиумов, школ-семинаров и других научных мероприятий для студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. Отдельные содержательные статьи размещаются в библиотеке в тех случаях, когда они носят обзорно-аналитический характер и относятся к вопросам педагогики, методики преподавания дисциплин и управления образованием.
Представление о текущем информационном наполнении электронной библиотеки дают следующие количественные показатели (по состоянию на январь 2012 года, с округлением):
  • учебные материалы (учебные пособия, курсы лекций, сборники задач, лабораторные практикумы) – более 11500;
  • учебно-методические материалы (методические указания, учебно-методические комплексы – более 12700);
  • научные материалы (монографии, сборники статей и трудов конференций, обзоры) – более 2600.
Содержание ресурсов электронной библиотеки охватывает практически все направления подготовки специалистов в вузах. Количественное распределение ресурсов по укрупненным группам предметных областей профессионального образования выглядит следующим образом:
  • Математика и естественнонаучное образование – более 7100;
  • Гуманитарное и социальное образование – более 3700;
  • Образование в области техники и технологий – более 10600;
  • Образование в области экономики и управления – более 3800;
  • Педагогическое образование – более 2300;
  • Юридическое образование – более 1100.
Принятый подход к формированию электронной библиотеки портала предполагает включение в нее только оригинальных материалов, представленных в электронном виде в открытом доступе на сайтах их создателей/правообладателей или переданных ими в редакцию портала для открытой публикации. В электронной библиотеке не размещаются переведенные в электронный вид без ведома и согласия авторов печатные издания, в частности, массово представленные в Интернете копии книг учебного назначения.
Существенный вклад в пополнение электронной библиотеки вносят пользователи портала, которые предлагают для размещения собственные авторские материалы, используя разработанный для этих целей онлайновый сервис портала.
Все материалы, размещенные в библиотеке, заносятся в специальный реестр, а их авторам выдается свидетельство о размещении электронных копий ресурсов в библиотеке. С несколькими десятками вузов заключены соглашения о передаче неисключительных прав на размещение материалов в электронной библиотеке портала "Единое окно". В ряде высших учебных заведений учеными советами вузов было принято решение о том, что данные свидетельства учитываются при избрании по конкурсу на должность как подтверждение публикации работы, даже если учебно-методическая разработка не имеет печатной версии.
Следует заметить, что использованный в заглавии статьи термин "открытые образовательные ресурсы" достаточно широко используется в России, но его толкование не соответствует принятому в международном научно-образовательном сообществе толкованию термина «Open Educational Resources» (OER). Данный англоязычный термин начал использоваться в начале нового века (2001-2002 гг.) в связи с появлением проекта Массачусетского технологического института MIT OpenCourseWare (OCW), который финансировался некоммерческой организацией William and Flora Hewlett Foundation и заключался в открытой публикации в сети Интернет учебных и методических материалов по широкому спектру дисциплин, изучаемых в университетах (http://en.wikipedia.org/wiki/Open_educational_resources). При этом основной особенностью проекта была открытая лицензия на использование этих материалов научно-образовательным сообществом всего мира, допускающая копирование, распространение и модификацию этих ресурсов, их использование для разработки новых образовательных ресурсов. Таким образом, к образовательным ресурсам был применен подход, получивший ранее широкое распространение в сфере разработки свободно распространяемого программного обеспечения с открытым кодом (open software).
В российском сегменте сети Интернет под "открытыми образовательными ресурсами", как правило, понимаются ресурсы, которые являются бесплатными и свободно доступными для всех пользователей сети, т.е. не требуют авторизации на сайтах и не имеют ограничений на сети (IP-адреса), с которых осуществляется доступ к ресурсам. Однако правовые вопросы, относящиеся к допустимым действиям с этими образовательными ресурсами, в большинстве случаев остаются неосвещенными. На некоторых сайтах присутствует уведомление типа «Все права защищены. Копирование распространение информации допускается при наличии письменного разрешения владельца сайта». Нередки уведомления типа «Допускается использование материалов в образовательных целях при условии ссылки на данный сайт». Иногда присутствуют указания на допустимость скачивания и использования ресурса для личных целей, но недопустимость копирования информации или ее размещении на других сайтах.
В мировой практике распространение получили лицензии Creative Commons (лицензии СС, http://creativecommons.org), которые основаны на авторском праве и позволяют авторам и правообладателям (физическим и юридическим лицам) распространять свои произведения на определенных ими условиях, а потребителям контента (также физическим и юридическим лицам) – простым и легким способом использовать эти произведения. Суть этих лицензий заключается в том, что они позволяют авторам (правообладателям) сообщить общественности, от каких прав на свои произведения они хотели бы отказаться, а какие права они оставляют за собой [7]. К сожалению, сайты, на которых имеются четкие указания на лицензии, подобные лицензиям Creative Commons, и на допустимые способы использования размещенных в сети ресурсов, в российском Интернете весьма малочислены. Такой ситуации способствует и то, что в настоящее время в юрисдикции России отсутствует нормативно-правовая база для применения свободных лицензий.
Редакция портала "Единое окно" решает вопросы легитимности размещения ресурсов в электронной библиотеке путем заключения соглашений с вузами (как правило, в случаях, когда речь идет о крупных порциях материалов в сотни публикаций) или путем получения разрешений по электронной почте от руководителей факультетов, кафедр и отдельных преподавателей – в зависимости от статуса сайта, на котором первоначально размещены ресурсы, копируемые в библиотеку "Единого окна".
Переходя к методическим аспектам проекта "Единое окно", следует отметить, что использование электронной библиотеки не изменяет существенным образом характер изучения учебных дисциплин, так как данная электронная библиотека является лишь средством хранения, поиска и получения учебно-методических материалов, представленных в традиционной текстографической форме. Разумеется, использование таких электронных образовательных ресурсов как виртуальные лабораторные практикумы, программы для компьютерного моделирования, интерактивные электронные учебные пособия, аудио- и видеолекции, компьютерные демонстрации, онлайн-тесты также является весьма важным, особенно при дистанционном обучении. Однако для профессионального образования весьма важное значение имеет информационная составляющая, которая может быть представлена в простой текстографической форме (такой как электронная версия обычного печатного издания). При этом основной интерес представляют подбор материала, методика его изложения, методические рекомендации по изучению курса, задания для самостоятельной работы учащихся и т.д. Широкий спектр направлений и специальностей профессионального образования, наличие различных научно-педагогических школ, большое количество учебных дисциплин, появление новых научных направлений и перспективных технологий делают весьма актуальными задачи распространения и обмена педагогическим опытом путем размещения в открытом доступе разнообразных учебно-методических материалов.
Среди возможных направлений использования ресурсов электронной библиотеки портала "Единое окно" можно отметить следующие:
  • подготовка и обновление преподавателями учебных курсов с использованием педагогического опыта и учебно-методических материалов коллег из других вузов;
  • формирование преподавателями списков рекомендуемой литературы (ссылки на свободно доступные на портале электронные версии учебных изданий, что особенно актуально для дистанционного обучения);
  • предоставление студентам возможности ознакомления с материалами по изучаемым дисциплинам, подготовленными в ведущих вузах страны;
  • поддержка научной деятельности педагогов и учащихся (монографии и сборники трудов в электронной библиотеке).
Взаимодействие с посетителями портала, характер их отзывов на ресурсы, а также проводимый анализ посещаемости и востребованности ресурсов показывает, что они весьма интенсивно используются в образовательном процессе – как преподавателями, так и учащимися. Среднесуточная посещаемость портала в учебные дни составляет 60-80 тысяч посетителей, а количество просмотров страниц (хитов) варьируется в интервале от 100 до 150 тысяч. Таким образом, выполнение данного проекта способствует решению задач интеграции образовательных ресурсов учреждений образования и науки России, обеспечения широкой доступности учебного и методического потенциала вузов, эффективного использования накопленного педагогического опыта.

Литература:
  1. Тихонов А.Н. Применение ИКТ в высшем образовании Российской Федерации: текущее состояние, проблемы и перспективы развития // Информатизация образования и науки. 2009. №4. С. 10-26.
  2. Булгаков М.В., Гридина Е.Г., Иванников А.Д., Старых В.А. Федеральная система информационно-образовательных ресурсов // Информационные ресурсы России. 2009. №2. С. 25-27.
  3. Абрамов А.Г., Булакина М.Б., Булгаков М.В., Гридина Е.Г., Иванников А.Д., Сигалов А.В. Развитие информационной системы "Единое окно доступа к ресурсам образовательных порталов" // Интернет-порталы: содержание и технологии. Выпуск 4. / Ред-кол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". М.: Просвещение, 2007. С. 180-198.
  4. Абрамов А.Г., Булакина М.Б., Сигалов А.В. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: информационное наполнение и использование в учебном процессе // Дистанционное и виртуальное обучение. 2011. №8. С. 65-80.
  5. Абрамов А.Г., Булакина М.Б., Булгаков М.В., Внотченко С.С., Зыбарев Е.Ю., Иванников А.Д., Сигалов А.В. Информационные разделы и сервисы федеральных образовательных порталов: опыт разработки и сопровождения // Информатизация образования и науки. 2009. №3. – С. 51-64.
  6. Абрамов А.Г., Булакина М.Б., Иванников А.Д., Сигалов А.В. Электронная учебно-методическая библиотека информационной системы "Единое окно доступа к образовательным ресурсам": опыт формирования и перспективы развития // Дистанционное и виртуальное обучение. 2008. №4. С. 4-15.
  7. Использование лицензий Creative Commons в Российской Федерации. Аналитический доклад / Под ред. Ю.Е. Хохлова. – М.: Институт развития информационного общества, 2011. – 94 с.


Основные термины (генерируются автоматически): электронная библиотека, Единое окно, ресурс, материал, электронная библиотека портала, профессиональное образование, вуз, издание, сайт, дистанционное обучение.

Похожие статьи

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»: опыт разработки и реализации в условиях СВУ

Ориентиры нового образовательного стандарта: развитие личности младшего школьника через интегрированный курс «Открытие мира»

Опыт внедрения интегрированной банковской системы «БИСквит» в учебный процесс

Перспективы оптимизации питания детей в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа с помощью автоматизированной системы «Рациональное питание — опора здоровья»

Новые возможности взаимодействия педагогов в коррекционном образовательном пространстве ДОУ по внедрению инноваций в образовательный процесс

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Инновационная технология «Учебно-игровой сайт «Мирувлечений81.рф» – как форма организации образовательной деятельности дошкольников

Расширение образовательного пространства ДОУ в рамках взаимодействия с библиотекой

Технологическая карта урока по теме «Деловая графика» в 10-м классе

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Похожие статьи

Программа внеурочной деятельности «Быть гражданином»: опыт разработки и реализации в условиях СВУ

Ориентиры нового образовательного стандарта: развитие личности младшего школьника через интегрированный курс «Открытие мира»

Опыт внедрения интегрированной банковской системы «БИСквит» в учебный процесс

Перспективы оптимизации питания детей в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа с помощью автоматизированной системы «Рациональное питание — опора здоровья»

Новые возможности взаимодействия педагогов в коррекционном образовательном пространстве ДОУ по внедрению инноваций в образовательный процесс

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Инновационная технология «Учебно-игровой сайт «Мирувлечений81.рф» – как форма организации образовательной деятельности дошкольников

Расширение образовательного пространства ДОУ в рамках взаимодействия с библиотекой

Технологическая карта урока по теме «Деловая графика» в 10-м классе

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии