Деятельностный подход при обучении информатике в начальной школе
Авторы: Прусакова Ольга Александровна, Пруссакова Светлана Геннадьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1735 раз
Библиографическое описание:
Прусакова, О. А. Деятельностный подход при обучении информатике в начальной школе / О. А. Прусакова, С. Г. Пруссакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 210-214. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1893/ (дата обращения: 19.12.2024).
«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»
Бернард Шоу
-
Деятельностный подход, опирающийся на работы Л.С. Выготского,
П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна и развитый в трудах Б.Ц. Бадмаева, В.В. Давыдова, И.И.
Ильясова, 3.А. Решетовой, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана,
Д.Б. Эльконина и др., является
законченной теорией учения, признанной в мире.
- Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».
- Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П.Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
- Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания.
- Подход к процессу учения как к деятельности требует также принципиально другого рассмотрения соотношения знаний, умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.
- Критерий знания также неотделим от действий. Знать – это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Знание – понятие относительное. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать.
- Таким образом, вместо двух проблем – передать знания и сформировать умения по их применению – перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.
- Как же применяется деятельностный подход при изучении курса информатики в начальной школе.
- 1. Информация
Распределите объекты по видам информации.
Зрительная
Слуховая
Вкусовая
Осязательная
Обонятельная
- 2. Действия с информацией.
- Следующая тема пропедевтического курса информатики, которую мы с Вами рассмотрим «Действия с информацией». Эта тема рассматривается на уроках во 2, 3 классах. Вводятся такие понятия как «кодирование информации» и «декодирование информации». В ходе занятий можно предложить следующие задания:
- а) закодировать свои фамилию и имя с помощью предложенного кода (пляшущие человечки);
- Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».
-
б) декодировать информацию;
- в) обработка информации. Пользуясь средствами графического редактора Paint, получите рисунки из предложенных материалов.
- 3. Понятие. Суждение. Умозаключение.
- При изучении темы «Понятие. Суждение. Умозаключение» (4 класс) предлагаются следующие задания:
- а) сделай заключение на основании посылок;
Сделай заключение на основании посылок
|
- б) перенеси суждения в левый столбец, а предложения, не являющиеся суждениями – в правый.
Суждение
|
- 4. Моделирование
- Тема «Модель. Моделирование» рассматривается в 4 классе. Для наглядности и закрепления темы используется материалы, представленные на CD «Мир информатики»:
- а) моделирование;
- б) конструирование.
- 4. Моделирование
- 5. Алгоритмизация
При изучении данной темы, рассматриваются следующие понятия: исполнитель, алгоритм, которое пройдет центральной линией через весь непрерывный курс информатики. Внимание детей обращается на то, что алгоритмами мы пользуемся не только в информатике, но и в повседневной жизни, а также при изучении других учебных дисциплин. Задания берутся из повседневной жизни:
а) вскипяти воду в чайнике;
|
б) ЛогоМиры. Детям предлагается создать анимированную картинку.