Логические схемы и таблицы в обучении истории
Автор: Чернух Ирина Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 13303 раза
Библиографическое описание:
Чернух, И. Н. Логические схемы и таблицы в обучении истории / И. Н. Чернух. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1895/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одной из целей истории как науки является развитие способностей осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания прошлого и формирование специфических умений и навыков.
-
В современной жизни значительно больше востребованы
мобильные люди с развитым высоким интеллектом. Интеллект человека,
как известно, в первую очередь определяется не суммой накопленных им
знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому важно
добиваться развития у учащихся устойчивой памяти, собственных
суждений, высокого уровня восприятия учебного материала,
представления о реальном мире, и, конечно же, логического мышления.
Формированию всего вышеперечисленного способствует внедрение в урок
принципа наглядности.
- На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Принцип наглядности сформулировал в XVII веке и обосновал Я.А. Каменский: «…все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»[1, c.106]. Этот принцип актуален и в наше время. Он дает понять, что наглядность в обучении одно из самых важных звеньев. Применяя наглядность на разных этапах урока, преподаватель мотивирует учащихся, расширяет их кругозор, углубляет знания, учит делать собственные умозаключения, самостоятельности, что нередко впоследствии ведет их к желанию саморазвития и самообразования.
Одна из проблем, с которой сталкиваются преподаватели истории на уроках – это неумение учащихся последовательно, логически обоснованно освещать вопрос, раскрывать тему – базовое общеучебное умение. Содержание ответа ученика должно быть логично и аргументировано выстроено, изложено грамотно, образно и точно. Неточность и запутанность выражений, как утверждал Чернышевский, свидетельствуют только о запутанности мыслей. Поэтому важную роль играет построение ответа, сообщения, доклада, реферата. Для этого совместно с учащимися составляется простой план-таблица по памятке, рекомендованной Н.И. Запорожцем [2,c.8]:
Памятка
Прочитайте текст, представьте мысленно весь материал.
Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
Озаглавьте части, подберите заголовки, замените главы именами существительными.
Прочитайте текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
Составьте план в виде таблицы.
Заполните требования к плану-таблице:
а) план должен полностью охватить содержание текста (темы);
б) в заголовках, пунктах плана не должны повторяться сходные формулировки.
Учащимся на уроках истории часто предлагается готовить сообщения, доклады, рефераты по предложенным темам. Для того, чтобы научить школьников самостоятельно справляться с такими заданиями, эффективно использовать на уроках прием «рокировка».
Ответь на шесть вопросов:
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Что? |
|
2 |
Где? |
|
3 |
Когда? |
|
4 |
Кто? |
|
5 |
Как? |
|
6 |
Почему? |
|
Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.
Еще один предлагаемый прием используется в тех случаях, когда текст необходимо сократить так, чтобы самое главное было узнано и понято. Для этого используется игра «Поработай редактором». Такая работа научит не только сжато и компактно выражать свои мысли, но и быстро улавливать смысл информации, отделяя главное от второстепенного. Для такой работы используется ИКТ, представляя текст на слайдах с использованием таблиц и схем для общего обозрения обучающимися. Если эта игра проводится впервые, то такая работа выполняется совместно с учителем. Когда этот прием осознан, задание может использоваться индивидуально на карточках.
-
Интерес учителя истории к схемам и таблицам, к
сожалению, не возродился в такой степени, как это было в эпоху
старого регламентированного преподавания истории на основе
классового подхода и теории общественно-экономической формации. К
каждому уроку давались схемы в пособии: Е.В. Агибалова; Г.М.
Донской. Методическое пособие по истории средних веков. – М.,
1988.[3, с. 56]
- Также в преподавании появились новые аспекты, которые неосмысленны на теоретическом уровне. Причина этого – отсутствие абстрактного уровня обобщения данного материала, что отчасти может быть достигнуто с помощью схем.
- Настораживают и существующие попытки возродить указанные средства, которые достаточно произвольны и сводятся к стремлению «уложить» всю историю в заданные рамки, например: С.К. Алиева «Всеобщая история в таблицах и схемах» – М., 1997. [4, с. 14]. Появление подобных работ было массовым и вызывало в целом отрицательное отношение у преподавателей истории, которое распространялось на схемы и таблицы. Бесспорно, без схем и таблиц довольно сложно организовать полноценную работу на уроках истории, так как развитие логического мышления, логических суждений, а также установления причинно-следственных связей будет значительно затруднено. А логика, как известно, – наука о законах и формах мышления, включающая в себя ход рассуждений, умозаключений, доказательств. Это разумность, закономерность каких-либо событий, мышление же – есть сам процесс. Мыслить – значит, работой мысли, ума сопоставлять данные опыта и обобщать уже ранее познанное.
- В процессе обучения в жизни учащихся происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация, развитие, формируется учебная деятельность, которая является для них ведущей. На основе учебной деятельности развиваются психологические новообразования. Обучение выдвигает мышление в центр сознания школьника. Тем самым, мышления становится доминирующей функцией.
- Также в преподавании появились новые аспекты, которые неосмысленны на теоретическом уровне. Причина этого – отсутствие абстрактного уровня обобщения данного материала, что отчасти может быть достигнуто с помощью схем.
Схемы и таблицы на уроках истории помогают выделить главное, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем, таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщать исторический материал, приводить его в систему и графически изображать.
Однако, при всем сходстве схем и таблиц, они имеют четко выраженные различия. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.
Под схемами же понимается графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки, явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, подписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением и связываются между собой. Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные.
Очень удобно применять логические схемы при изучении причин и последствий событий и явлений. Они помогают выявить причинно-следственные связи. Эти схемы достаточно просты в исполнении ученикам, т.к. основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причинны и следствия, вытекающие одно из другого.
Применение логических схем на уроках истории помогает решать ряд задач: активизирует внимание учащихся, повышает интерес к предмету, экономит время на уроке, развивает логические суждения, т.к. ответы сопровождаются пояснениями и собственными умозаключениями учащихся. Все это приводит к тому, что ученики, сами о том не подозревая, самостоятельно и без труда совершают мыслительные операции. Наконец, одним из следствий работы со схемами является то, что у учащихся появляется привычка, определенные навыки любой изучаемый материал представлять в подобном систематизированном виде, что упрощает задачу понимания, запоминания и применения.
Следовательно, на уроках истории для развития логического мышления и способности логически рассуждать, роль использования логических схем велика.
Логические схемы удобны тем, что их может применять педагог на любом этапе урока: на этапе изучения нового материала, закрепления и проверки знаний учащихся.
В подготовке к урокам преподавателям не всегда достаточно материала учебника и рабочей тетради, поэтому учитель обращается к другим источникам за дополнительным материалом, нередко проявляя личное творчество – это составление собственных схем и таблиц. Приведу личный пример: изучая данную тему, составила логическую схему, которую можно применять на протяжении всего курса истории. Возьмем любые военные события (войны). Предлагаю рассмотреть составленную схему:
ПРИЧИНЫ, ПРИВЕДШИЕ К
ВОЕННОМУ СОБЫТИЮ
СОБЫТИЕ (ДАТА)
ПОБЕДИВШАЯ СТОРОНА (+ и –)
ПРОИГРАВШАЯ СТОРОНА (+ и –)
В ходе данной работы был сделан вывод, что только при систематическом применении таблиц, схем разного вида на уроке, особенно логических, можно поднять на более высокий уровень мотивацию учащихся, развить творческие способности, как педагога, так ряда учащихся. Применение схем и таблиц повышает плотность урока, коэффициент усвоения материала, качество успеваемости по предмету. А эффективно разработанные приемы, применяемые в системе на уроках, формируют устойчивые знания, умения и навыки обучающихся.
Литература:
- Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1969.
- Запорожец Н.И. Приемы формирования мыслительных умений школьников //Преподавание истории в школе. М., 1978. № 1.
Агибалова Е.В.; Донской Г.М.. Методическое пособие по истории средних веков. – М., 1988.
Алиева С.К. «Всеобщая история в таблицах и схемах» – М., 1997.