Приёмы использования художественной литературы на уроке истории в начальных классах
Автор: Чернух Ирина Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 9387 раз
Библиографическое описание:
Чернух, И. Н. Приёмы использования художественной литературы на уроке истории в начальных классах / И. Н. Чернух. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1896/ (дата обращения: 16.11.2024).
Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения. Ряд уроков в интегрированном курсе «Окружающий мир начальной школы» Учебно-методического комплекса «Планета знаний» можно целиком построить на материале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок по теме «Исторические источники». Данный урок рассчитан на два часа, один из которых является резервным. На первом уроке рассматривается теоретический аспект исторических источников. Второй полностью можно посвятить письменным историческим источникам: древнегреческим, славянским, шумерским мифам и поэмам.
Изучая следующую тему «Развитие культуры», первая половина урока отводится изучению искусства и науки. Вторую половину можно посвятить знакомству учащихся с художественной литературой по данной теме.
Основными приемами работы с художественной литературой являются:
- включение образов художественной литературы в изложение учителя, в котором материал художественного произведения воспринимается не как литературная цитата, а как неотделимый элемент красочного изложения;
- краткий пересказ художественного произведения;
- краткие стихотворные цитаты. Они, как правило, сжаты, выразительны, производят сильное впечатление, легко запоминаются;
- чтение отрывков из исторических романов. Это не только помогает решению образовательных задач урока, но и является одним из приемов развития познавательного интереса «пропаганды» книги [1, c. 12].
Так как чтение больших отрывков на уроке требует времени, необходимо ограничиваться напоминанием литературного образа ссылкой на знакомое учащимся литературное произведение. При этом точно указать конкретный образ, эпизод. Такие ссылки оживляют внутреннюю наглядность изложения, обогащают восприятие исторического материала, облегчают его осмысливание учащимися [2, c. 34]. Стоит отметить еще один из приемов использования художественной литературы на уроках истории - это разбор литературного памятника. Проводится он методом комментированного чтения или развернутой беседы. Эта работа напоминает разбор исторического документа. Источник читается вслух, а затем проводится его анализ по частям, ставятся подготовленныезаранее вопросы.
На повторительно-обобщающих уроках представляется возможность для работы с художественными произведениями - учащиеся получают отрывок из литературного произведения, по которому должны назвать события или исторического деятеля, а так же все, что известно о событии или данном деятеле, так как произведение заранее читалось учащимися по рекомендации учителя. Пример усложнения заданияповторительно-обобщающего урока по теме «Смутное время в России»: предлагаемое задание для учащихся: а) определить, какому историческому лицу посвящен тот или иной литературный отрывок; б) среди предложенных портретов «опознать» персонаж. Такое задание всегда вызывает неподдельный интерес и оживляет урок. Нестандартная форма урока также интересна учащимся. Это может быть и инсценирование событий прошлого, взятых из художественной литературы, мини-проекты и ряд других творческих заданий.
Более прочное запоминание учащимися исторического материала осуществляется при помощи интеграции урока, в частности истории и литературного чтения.Пример интегрированного урока истории и художественной литературы в начальной школе: в курсе «Окружающий мир» представленатема «Первые русские князья». На уроке идет речь о первых русских князьях, их дружинах, походах. Но материал учебника не редко бывает предельно сух и недостаточно эмоционален. Поэтому, чтобы создать нужный настрой на уроке, можно рекомендовать зачитать отрывок из произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». В продолжении данной темы рассказывается учителем о князе Игоре и княгине Ольге, которые вспоминают о подвигах Олега и чтут его память. Пример:
«…Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…»
Ещё один отрывок можно зачитать и обсудить:
«…вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проводит весь век…»[3, c.23]
Объяснить учащимся, что Перун – самый грозный и главный бог древних славян. Кудесник служит Перуну, он жизнь посвятил не добыванию богатства или воинской славы, а служению богам, поэтому Олег и называет его «любимец богов».
Изучая тему «Монгольское нашествие на Русь» уместно зачитать небольшой отрывок поэта А.А. Навроцкого из поэмы «Злой город»:
«…Докажем, что взять нас в неволе нельзя,
Пока у нас жизнь не отнимут.
Припомним завет Святослава друзья,
Что мертвые срама не имут…
Клянитеся, братья, что каждый из вас
На смерть будет драться с врагами
Клянитеся дружно в торжественный час:
Изменников нет между нами,
А трусам никто никогда не посмел
Назвать нас, и впредь не решится.
Ребенок – и тот уж отважен и смел,
Когда он в Козельске родится.»[4, c. 26]
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала.
В начальных классах в курсе «Окружающий мир», в котором вторая часть учебника полностью посвящена изучению истории Родины, есть темы петровских преобразований -«Пётр Первый – необычный царь», «Мирные заботы Петра»[5, c. 31]. Идёт речь и о строительства Петербурга, значения этого города для исторического будущего России. На эти темы можно долго и пространно говорить. Но зачем? Ведь есть Пушкин.
«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу…
В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, — обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся более четко представили себе жизнь и быт крестьян и крестьянских детей, можно зачитать отрывок «Крестьянские дети», «Школьник» Некрасова Н. А.
Изучая тему «Великая Отечественная война» нельзя не обратиться к отрывку из повести М. Шолохова «Судьба человека»[6, c. 58] и зачитать самые тяжёлые моменты пребывания героя в застенках концлагеря. В классе в такие минуты стоит тишина. В глазах детей в этот момент можно прочитать все: восхищение, страх, ненависть, гордость. Возникает вопрос: «А способен ли школьный учебник вызвать у ребят такую бурю чувств, такой интерес к теме, такое понимание?».
Интересен и необходим такой прием, как краткий пересказ художественного произведения. Кроме этого, краткие стихотворные цитаты. Они, как правило, сжаты, выразительны, производят сильное впечатление, легко запоминаются. Рассказывая о тяжести Ленинградской блокады, процитировать Ольгу Берггольц:
«Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам»[7, c. 64]
Основные знания по истории учащиеся получают не только через активные методы работы на уроке, но и через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. На помощь ему, а значит и учащимся, должны прийти произведения писателей и поэтов.
Чтение на уроках отрывков из исторических романов не только помогает решению образовательных задач урока, но и является одним из приемов пропаганды книги. Ведь не секрет, что учащиеся сейчас больше увлечены телепередачами, видеофильмами, компьютерными играми, читают же они крайне мало. А на таких уроках истории учащиеся знакомятся с лучшими образцами исторической беллетристики, расширяется их кругозор, обогащаются представления о прошлом. Но чтение больших отрывков на уроке требует времени. Поэтому часто необходимо ограничиваться напоминанием литературного образа ссылкой на знакомое учащимся литературное произведение. При этом точно указывается конкретный образ, эпизод. Такие ссылки оживляют внутреннюю наглядность изложения, обогащают восприятие исторического материала, облегчают его осмысливание учащимися.
Эффективен и такой прием: «Разгадай». На повторительно-обобщающих уроках учащиеся получают отрывок из литературного произведения и задание, по отрывку они должны назвать события или исторического деятеля. Затем рассказать все, что известно об этом событии или деятеле. Все использованные отрывки учащиеся ранее уже прочитали на внеклассном чтении или на каникулах по рекомендации учителя.
При отборе произведений художественной литературы для уроков истории необходимо учитывать два момента. Во-первых, познавательно-воспитательную ценность материала, т. е. правдивое изложение исторических явлений. С. П. Бородин подчеркивал, что вымысел «должен находиться в пределах исторической и бытовой достоверности». Во-вторых, его высокую художественную ценность [8, c. 112]. Художественная литература помогает лучше усваивать исторические события. Но не каждое произведение художественной литературы может быть использовано на уроке истории. Нужен тщательный отбор.
Методы и приемы, с помощью которых могут быть использованы произведения художественной литературы, многообразны. Многое зависит от мастерства учителя, от уровня подготовки класса и других условий. Поэтому, намечая использование на уроке того или иного отрывка, необходимо исходить из конкретных задач урока, его основного содержания, точно определять, какое из литературных произведений, в каком объеме и в какой форме целесообразно использовать на уроке.
Итак, художественный образ вводится не для «украшения» урока и «развлечения» учащихся, а для образного познания исторического прошлого, т. е. для решения образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и методически грамотно продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся: повысит мотивацию к данным предметам, обеспечит высокую эффективность в обучении, вызовет у ряда учащихся желание к саморазвитию и самообразованию, что и является основной целью современного образования.
- Литература:
- Паршаченко П. И. Художественная литература на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1992. № 5.
- Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории. М., 1978.
- Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге. М., 1981.
- Навроцкого А.А. Поэма «Злой город». М., 1973.
- Саплина Е.В. Саплин А.И. Окружающий мир 4 класс. М., 2009. Ч. 2.
- Шолохов М. Судьба человека. М., 1970. С. 58.
Берггольц О. Избранные произведения. - Л.: Советский писатель, 1983.
Бородин С.П. Дороги. В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет. М.: 1976.