Приёмы использования художественной литературы на уроке истории в начальных классах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чернух, И. Н. Приёмы использования художественной литературы на уроке истории в начальных классах / И. Н. Чернух. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1896/ (дата обращения: 19.12.2024).

Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения. Ряд уроков в интегрированном курсе «Окружающий мир начальной школы» Учебно-методического комплекса «Планета знаний» можно целиком построить на мате­риале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок по теме «Исторические источники». Данный урок рассчитан на два часа, один из которых является резервным. На первом уроке рассматривается теоретический аспект исторических источников. Второй полностью можно посвятить письменным историческим источникам: древнегреческим, славянским, шумерским мифам и поэмам.

Изучая следующую тему «Развитие культуры», первая половина уро­ка отводится изу­чению искусства и науки. Вторую половину можно посвятить знакомству учащихся с художественной литературой по данной теме.

Основными приемами работы с художественной литературой являются:

- включение образов художественной литературы в изложение учителя, в котором ма­териал художественного произведения воспринимается не как литературная цитата, а как не­от­де­ли­мый эле­мент кра­соч­но­го изложения;

- крат­кий пе­ре­сказ ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния;

- крат­кие сти­хо­твор­ные ци­та­ты. Они, как пра­ви­ло, сжа­ты, вы­ра­зи­тель­ны, про­из­во­дят силь­ное впе­чат­ле­ние, лег­ко за­по­ми­на­ют­ся;

- чтение отрывков из исторических романов. Это не толь­ко по­мо­га­ет ре­ше­нию об­ра­зо­ва­тель­ных за­дач уро­ка, но и яв­ля­ет­ся од­ним из прие­мов развития познавательного интереса «пропаганды» книги [1, c. 12].

Так как чте­ние боль­ших от­рыв­ков на уро­ке тре­бу­ет вре­ме­ни, необходимо ог­ра­ни­чи­ва­ться на­по­ми­на­ни­ем ли­те­ра­тур­но­го об­раза ссыл­кой на зна­ко­мое уча­щим­ся ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние. При этом точ­но ука­зать кон­крет­ный об­раз, эпи­зод. Та­кие ссыл­ки ожив­ля­ют внут­рен­нюю на­гляд­ность из­ло­же­ния, обо­га­ща­ют вос­при­ятие ис­то­ри­че­ско­го ма­те­риа­ла, об­лег­ча­ют его ос­мыс­ли­ва­ние уча­щи­ми­ся [2, c. 34]. Сто­ит отметить еще од­ин из прие­мов ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ках ис­то­рии - это раз­бор ли­те­ра­тур­но­го па­мят­ни­ка. Про­во­дит­ся он ме­то­дом ком­мен­ти­ро­ван­но­го чте­ния или раз­вер­ну­той бе­се­ды. Эта ра­бо­та на­по­ми­на­ет раз­бор ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та. Ис­точ­ник читается вслух, а за­тем проводится его ана­ли­з по час­тям, ста­вятся подготовленныезаранее во­про­сы.

На по­вто­ри­тель­но-обоб­щаю­щих уро­ках представляется возможность для работы с художественными произведениями - уча­щие­ся по­лу­ча­ют от­ры­вок из ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния, по которому долж­ны на­звать со­бы­тия или ис­то­ри­че­ско­го дея­те­ля, а так же все, что из­вест­но о событии или данном деятеле, так как произведение заранее читалось учащимися по рекомендации учителя. Пример усложнения за­да­нияпо­вто­ри­тель­но-обоб­щаю­щего уро­ка по те­ме «Смут­ное вре­мя в Рос­сии»: предлагаемое задание для уча­щих­ся: а) оп­ре­де­лить, ка­ко­му ис­то­ри­че­ско­му ли­цу по­свя­щен тот или иной ли­те­ра­тур­ный от­ры­вок; б) сре­ди пред­ло­жен­ных порт­ре­тов «опознать» персонаж. Та­кое за­да­ние все­гда вы­зы­ва­ет не­под­дель­ный ин­те­рес и ожив­ля­ет урок. Нестандартная форма урока также интересна учащимся. Это может быть и инсценирование событий прошлого, взятых из художественной литературы, мини-проекты и ряд других творческих заданий.

Более прочное запоминание учащимися исторического материала осуществляется при помощи интеграции урока, в частности истории и литературного чтения.Пример интегрированного урока истории и художественной литературы в начальной школе: в кур­се «Окружающий мир» представленате­ма «Первые русские князья». На уро­ке идет речь о первых русских князьях, их дружинах, походах. Но ма­те­ри­ал учеб­ни­ка не редко бывает пре­дель­но сух и не­дос­та­точ­но эмо­цио­на­лен. По­это­му, что­бы соз­дать нуж­ный на­строй на уро­ке, можно рекомендовать за­чи­тать от­ры­вок из произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». В продолжении данной темы рассказывается учителем о князе Игоре и княгине Ольге, которые вспоминают о подвигах Олега и чтут его память. Пример:

«…Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они…»

Ещё один отрывок можно зачитать и обсудить:

«…вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проводит весь век…»[3, c.23]

Объяснить уча­щимся, что Перун – самый грозный и главный бог древних славян. Кудесник служит Перуну, он жизнь посвятил не добыванию богатства или воинской славы, а служению богам, поэтому Олег и называет его «любимец богов».

Изучая тему «Монгольское нашествие на Русь» уместно зачитать небольшой отрывок поэта А.А. Навроцкого из поэмы «Злой город»:

«…Докажем, что взять нас в неволе нельзя,

Пока у нас жизнь не отнимут.

Припомним завет Святослава друзья,

Что мертвые срама не имут…

Клянитеся, братья, что каждый из вас

На смерть будет драться с врагами

Клянитеся дружно в торжественный час:

Изменников нет между нами,

А трусам никто никогда не посмел

Назвать нас, и впредь не решится.

Ребенок – и тот уж отважен и смел,

Когда он в Козельске родится.»[4, c. 26]

При­вле­кае­мые на уро­ках истории ху­до­же­ст­вен­ные об­ра­зы уси­ли­ва­ют идей­ную на­прав­лен­ность пре­по­да­ва­ния, да­ют учи­те­лю воз­мож­ность до­ве­сти до соз­на­ния уча­щих­ся идей­ное со­дер­жа­ние те­мы в дос­туп­ном кон­крет­ном ви­де, спо­соб­ст­вуя бо­лее проч­но­му за­кре­п­ле­нию в па­мя­ти уча­щих­ся изу­чае­мо­го исторического материала.

В начальных клас­сах в курсе «Окружающий мир», в котором вторая часть учебника полностью посвящена изучению истории Родины, есть те­мы пет­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний -«Пётр Первый – необычный царь», «Мирные заботы Петра»[5, c. 31]. Идёт речь и о строи­тель­ст­ва Пе­тер­бур­га, зна­че­ния это­го го­ро­да для ис­то­ри­че­ско­го бу­ду­ще­го Рос­сии. На эти те­мы мож­но дол­го и про­стран­но го­во­рить. Но за­чем? Ведь есть Пуш­кин.

«На бе­ре­гу пус­тын­ных волн

Сто­ял он, дум ве­ли­ких полн,

И вдаль гля­дел…

И ду­мал он:

От­сель гро­зить мы бу­дем шве­ду.

Здесь бу­дет го­род за­ло­жен

На­зло над­мен­но­му со­се­ду…

В про­из­ве­де­ни­ях ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры мы на­хо­дим кон­крет­ный ма­те­ри­ал, как пра­ви­ло, от­сут­ст­вую­щий в учеб­ных по­со­би­ях, — об­ста­нов­ку и ко­ло­рит эпо­хи, мет­кие ха­рак­те­ри­сти­ки и де­та­ли бы­та, яр­кие фак­ты и опи­са­ние об­ли­ка лю­дей про­шло­го. На­при­мер, что­бы уча­щие­ся бо­лее чет­ко пред­ста­ви­ли се­бе жизнь и быт крестьян и крестьянских детей, можно за­чи­тать от­ры­вок «Крестьянские дети», «Школьник» Некрасова Н. А.

Изучая тему «Великая Отечественная война» нельзя не обратиться к отрывку из повести М. Шолохова «Судьба человека»[6, c. 58] и зачитать самые тяжёлые моменты пребывания героя в застенках концлагеря. В классе в такие минуты стоит тишина. В глазах детей в этот мо­мент мож­но про­чи­тать все: вос­хи­ще­ние, страх, не­на­висть, гор­дость. Возникает вопрос: «А способен ли школь­ный учеб­ник вы­звать у ре­бят та­кую бу­рю чувств, та­кой ин­те­рес к те­ме, та­кое по­ни­ма­ние?».

Интересен и необходим та­кой при­ем, как крат­кий пе­ре­сказ ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния. Кро­ме это­го, крат­кие сти­хо­твор­ные ци­та­ты. Они, как пра­ви­ло, сжа­ты, вы­ра­зи­тель­ны, про­из­во­дят силь­ное впе­чат­ле­ние, лег­ко за­по­ми­на­ют­ся. Рас­ска­зы­вая о тя­же­сти Ле­нин­град­ской бло­ка­ды, проци­ти­ровать Ольгу Берг­гольц:

«Сто два­дцать пять бло­кад­ных грамм

С ог­нем и кро­вью по­по­лам»[7, c. 64]

Ос­нов­ные зна­ния по ис­то­рии уча­щие­ся по­лу­ча­ют не только че­рез активные методы работы на уроке, но и через рас­сказ учи­те­ля. Ни­ти рас­ска­за про­кла­ды­ва­ют в соз­на­нии де­тей свя­зи с про­шлым на­ро­да и стра­ны. Сло­во учи­те­ля, пре­дель­но точ­ное, пол­ное стре­ми­тель­ной мыс­ли и не­под­дель­но­го чув­ст­ва, во мно­гом пре­до­пре­де­ля­ет ус­пех обу­че­ния. Од­на­ко учи­тель не все­гда на­хо­дит нуж­ную гам­му яр­ких изо­бра­зи­тель­ных средств для кон­крет­ной и об­раз­ной пе­ре­да­чи зна­ний. На по­мощь ему, а зна­чит и уча­щим­ся, долж­ны прий­ти про­из­ве­де­ния пи­са­те­лей и по­этов.

Чте­ние на уро­ках от­рыв­ков из ис­то­ри­че­ских ро­ма­нов не толь­ко по­мо­га­ет ре­ше­нию об­ра­зо­ва­тель­ных за­дач уро­ка, но и яв­ля­ет­ся од­ним из прие­мов про­па­ган­ды кни­ги. Ведь не сек­рет, что учащиеся сей­час боль­ше увлечены те­ле­передачами, ви­де­офильмами, компьютерными играми, чи­та­ют же они край­не ма­ло. А на та­ких уро­ках истории уча­щие­ся зна­ко­мят­ся с луч­ши­ми об­раз­ца­ми ис­то­ри­че­ской бел­лет­ри­сти­ки, рас­ши­ря­ет­ся их кру­го­зор, обо­га­ща­ют­ся пред­став­ле­ния о про­шлом. Но чте­ние боль­ших от­рыв­ков на уро­ке тре­бу­ет вре­ме­ни. По­это­му час­то необходимо ог­ра­ни­чи­ва­ться на­по­ми­на­ни­ем ли­те­ра­тур­но­го об­раза ссыл­кой на зна­ко­мое уча­щим­ся ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние. При этом точ­но ука­зы­ва­ет­ся кон­крет­ный об­раз, эпи­зод. Та­кие ссыл­ки ожив­ля­ют внут­рен­нюю на­гляд­ность из­ло­же­ния, обо­га­ща­ют вос­при­ятие ис­то­ри­че­ско­го ма­те­риа­ла, об­лег­ча­ют его ос­мыс­ли­ва­ние уча­щи­ми­ся.

Эффективен и такой при­ем: «Разгадай». На по­вто­ри­тель­но-обоб­щаю­щих уро­ках уча­щие­ся по­лу­ча­ют от­ры­вок из ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния и задание, по отрывку они долж­ны на­звать со­бы­тия или ис­то­ри­че­ско­го дея­те­ля. Затем рас­ска­зать все, что из­вест­но об этом со­бы­тии или дея­те­ле. Все использованные отрывки учащиеся ранее уже прочитали на внеклассном чтении или на каникулах по рекомендации учителя.

При от­бо­ре про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры для уро­ков ис­то­рии не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать два мо­мен­та. Во-пер­вых, по­зна­ва­тель­но-вос­пи­та­тель­ную цен­ность ма­те­риа­ла, т. е. прав­ди­вое из­ло­же­ние ис­то­ри­че­ских яв­ле­ний. С. П. Бо­ро­дин под­чер­ки­вал, что вы­мы­сел «дол­жен на­хо­дить­ся в пре­делах ис­то­ри­че­ской и бы­то­вой дос­то­вер­но­сти». Во-вто­рых, его вы­со­кую ху­до­же­ст­вен­ную цен­ность [8, c. 112]. Ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра по­мо­га­ет луч­ше ус­ваи­вать ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. Но не ка­ж­дое про­из­ве­де­ние ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры мо­жет быть ис­поль­зо­ва­но на уро­ке ис­то­рии. Ну­жен тща­тель­ный от­бор.

Ме­то­ды и прие­мы, с по­мо­щью ко­то­рых мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны произведения ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, мно­го­об­раз­ны. Мно­гое за­ви­сит от мас­тер­ст­ва учи­те­ля, от уров­ня под­го­тов­ки клас­са и дру­гих ус­ло­вий. По­это­му, на­ме­чая ис­поль­зо­ва­ние на уро­ке то­го или ино­го от­рыв­ка, необходимо ис­хо­дить из кон­крет­ных за­дач уро­ка, его ос­нов­но­го содержания, точно оп­ре­де­лять, ка­кое из ли­те­ра­тур­ных произведений, в ка­ком объ­е­ме и в ка­кой фор­ме це­ле­со­об­раз­но использовать на уроке.

Итак, ху­до­же­ст­вен­ный об­раз вво­дит­ся не для «ук­ра­ше­ния» уро­ка и «раз­вле­че­ния» уча­щих­ся, а для образного по­зна­ния ис­то­ри­че­ско­го про­шло­го, т. е. для ре­ше­ния об­ра­зо­ва­тель­ных и вос­пи­та­тель­ных за­дач уро­ка. Це­ле­со­об­раз­ная и методически грамотно про­ду­ман­ная ра­бо­та по ис­поль­зо­ва­нию ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в про­цес­се изу­че­ния ис­то­рии при­не­сет не­оце­ни­мую поль­зу уча­щим­ся: по­вы­сит мотивацию к данным пред­ме­там, обес­пе­чит высокую эф­фек­тив­ность в обучении, вызовет у ряда учащихся желание к саморазвитию и самообразованию, что и является основной целью современного образования.


Литература:
  1. Паршаченко П. И. Художественная литература на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1992. № 5.
  2. Вагин А.А. Художественная литература в преподавании новой истории. М., 1978.
  3. Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге. М., 1981.
  4. Навроцкого А.А. Поэма «Злой город». М., 1973.
  5. Саплина Е.В. Саплин А.И. Окружающий мир 4 класс. М., 2009. Ч. 2.
  6. Шолохов М. Судьба человека. М., 1970. С. 58.
  7. Берггольц О. Избранные произведения. - Л.: Советский писатель, 1983.

  8. Бородин С.П. Дороги. В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет. М.: 1976.

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, урок, лит, жест, худо, веда, зов, Окружающий мир, Ольга, исторический материал.