Дистанционное обучение на дому детей с ограниченными возможностями как форма организации успешного усвоения школьного материала | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Садрутдинова, С. В. Дистанционное обучение на дому детей с ограниченными возможностями как форма организации успешного усвоения школьного материала / С. В. Садрутдинова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 410-415. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1897/ (дата обращения: 16.11.2024).

Сколько в России на сегодняшний день детей-инвалидов? По состоянию на 1 октября 2010 года в России 545 тысяч человек имели этот статус. На сегодняшний день их меньше не стало.

Ограниченные возможности ребенка – это медицинский диагноз, предполагающий длительное лечение, это еще и поиск своего места в обществе, необходимость получения образования. Сегодня общество ставит перед педагогикой и специальной психологией новые профессиональные задачи. Среди них главная - раннее включение детей с нарушениями развития в открытое образовательное пространство и создание условий для полноценного образования.

Предоставление равных возможностей образования для детей со специальными потребностями – приоритетная задача российского и регионального образования. Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в нашей стране весьма актуальны и являются частью государственной политики. В соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов», принятом в 1995 году, предусматривается комплексный подход к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, одним из компонентов которого является получение ими достойного образования.

Традиционные технологии обучения обеспечивают необходимый уровень образования лишь для детей, посещающих образовательные учреждения. Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут посещать образовательные учреждения в силу ограничений по состоянию здоровья, лишены многих возможностей в получении качественного образования. Проблема помощи таким детям является одной из важнейших в ряду множества проблем, стоящих перед отечественным образованием.

Получение знаний обычным путем для детей с ограниченными возможностями ограничено или невозможно. Это не только отодвигает от высшего образования и профессиональной деятельности часть способных детей, но и многократно усиливает социальную напряженность. Сохранить и донести до таких учащихся необходимый объем знаний позволяет использование компьютера для основного и дополнительного образования. Существующая практика организации надомного обучения не может в полной мере обеспечить качественное образование и интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья. Поэтому в настоящее время получение общего образования детей с ограниченными возможностями связывают с дистанционными технологиями, помогающими расширить доступ им к образовательным программам и посильной трудовой деятельности. В соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения детей с ограниченными возможностями с использованием передовых методик преподавания и современных компьютерных технологий создаются специальные программы, способствующие прочному усвоению школьного учебного материала.

В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение обретает самостоятельную жизнь, становится одним из важных направлений в образовании. Дистанционное обучение основано на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, является одной из форм непрерывного образования.

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями на дому регламентируется следующими документами:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".

2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.06.2008 г. № 401 "О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и дополнительных мерах социальной поддержки по обеспечению доступа инвалидов к получению образования".

3. Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 г №06-1254 «Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации».

В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения: проведение занятий с использованием дистанционных образовательных технологий в режиме телеконференций в сочетании с очно-сессионной формой, с целью удовлетворения коммуникативной потребности детей; организацию обучения в открытом режиме Онлайн с использованием Beb-камеры.

Создание авторских программ помогает решить проблемы в самостоятельном освоении сложных тем по тому или иному предмету школьной программы.

Адаптивная программа «Причастие. Курс дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями, обучающихся на дому», разработанный учителями школ №15,16 города Зеленодольска Республики Татарстан Садрутдиновой С.В. и Минигараевой Г.Х., помогает ребенку освоить одну из самых сложных тем русского языка 7 класса.

Основными документами для разработки программы являлись: Закон РФ «Об образовании»

  • государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (федеральный и национально-региональный компонент), 2004 год;

  • региональный базисный учебный план (далее БУП РТ -2010) для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, который содержит распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям;

  • федеральная примерная (типовая) программа по русскому языку, 2008 год;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • приказ МОиНРТ от 29 апреля 2010 года № 1763/10 «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов образовательными учреждениями Республики Татарстан».

Цель освоения курса: используя возможности информационно-коммуникативных технологий, помочь учащимся, обучающимся на дому, самостоятельно освоить одну из сложнейших тем курса 7 класса «Причастие»

Задачи курса:

- освоить учебный материал по предложенной теме в удобное для обучаемого время;

- закрепить навыки грамотной речи;

- активизировать внимание учащегося к собственной устной и письменной речи;

- преодолеть психологические трудности по отношению к языку в различных сферах общения;

- обеспечить мобильность обратной связи, с помощью навыков работы на компьютере: учитель - ученик, ученик - учитель;

- способствовать расширению знаний ребят о своей республике и ее выдающихся личностях в области искусства: литературы, музыки, живописи, архитектуры, скульптуры.

Программа построена на принципах личностно-ориентированного образования, предусматривает различные формы организации активной творческой деятельности с учетом возможности детей, обучающихся дистанционно на дому.

Особенность программы заключается в модульном принципе подачи учебного материала через информационный, содержательный блок, блоки заданий, самоконтроля и контроля.

При разработке курса авторы ориентировались на следующие принципы дидактики:

  • принцип доступности и последовательности;

  • принцип научности;

  • учёт возрастных и физических особенностей детей;

  • принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);

  • принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе);

  • принцип индивидуализации программы (предлагается максимальный учёт характерологических особенностей каждого воспитанника);

  • принцип результативности;

  • принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);

  • принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).

Возможные виды деятельности учащихся: самостоятельное изучение материала, анализ, конструирование текста, написание, редактирование составленного текста, решение тестовых заданий.

Программа рассчитана на 12 часов

В качестве процедур оценивания используются такие формы, как: тестирование, сочинение, контрольная работа.

К данной программе прилагаются разработки занятий с презентацией к уроку развития речи, тестовые задания, тексты для комплексного анализа (для ознакомления прилагается Модуль 1).

В рецензии на авторскую работу кандидат филологических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе «Академии социального образования» Е.А.Николаева писала: «Рецензируемая работа базируется на принципах гуманной педагогики, учете индивидуальности ученика, диалоговом построении образовательного процесса. Актуальность работы связана с реализацией в ней комплекса современных образовательных технологий: модульной, здоровьесберегающей, личностно-ориентированного обучения. Работа интересна как опыт интеграции компьютерных, культурологических и собственно-лингвистических составляющих. Учет нравственно-этического воспитания ребенка в контексте национальной культуры, реализованный в текстовом компоненте заданий, наполняет учебный процесс ценностным человекообразующим пафосом. Выход на творческий, исследовательский уровень при выполнении заданий создает условия для самореализации ребенка с ограниченными возможностями, способствует развитию познавательного интереса, усилению учебной мотивации».


Литература:

  1. Ахмадуллина Ф.Ю. Картина как средство развития речи татарских школьников. - Казань. 1999.

  2. Ахмадуллина Ф.Ю., Мирошниченко Л.В.и др. Мой край родной. Сборник текстов для изложения. - Казань: Издательство «Хэтер» 1999.

  3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2009.

  4. Волина В. Веселая грамматика. Москва: «Знание». 1995.

  5. Гарифьянова Р.Б., Камалова Ф.С., Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Дидактический материал по русскому языку для 7 класса.-Казань: «Магариф» 1995.

  6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. Учебник для вузов. Москва.- Владос–пресс, 2003.

  7. Мифтахов Б.М., Исламов Ф.Ф., - Казань: Магариф, 1994. История и культура родного края.

  8. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. Москва. Юнити, 2002.


Приложение. Модуль 1.

Модуль № 1
Тема: Понятие о причастии, отличие его от прилагательных; действительные и страдательные причастия.
Цели: ознакомление с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные; знакомство с действительными и страдательными причастиями; отработка умения различать действительные и страдательные причастия.
I Информационный блок.
- Сегодня ты знакомишься с причастием, о котором В.И. Даль сказал: «Причастие - это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
- Как ты это понимаешь?
- А для начала вспомним, что мы знаем о глаголе, прилагательном. Для этого обратимся к тексту.

Я люблю тебя, мой край!

Все в тебе - мои радость и горе.

Ты навеки один у меня,

Словно сердце в небесном просторе.

М. Сюндюкле.

Р..дной край, р..дная земля - понятия очень широкие. Для каждого из нас они включают что-то свое, личное.
У каждой былинки на земле есть свое место, откуда она взяла жизненную силу. Так человек: у него есть свои корни, что дают ему жизнь. Они уходят глубоко в р..дную землю. Поэтому при слове «родина» перед нашим мыслен..ым взором обычно возника..т прежде всего самое дорогое, заветное и р..дное. У каждого в душе теплится огонек любви к стороне.
Я люблю землю своих предков - край волжско-камский. Здесь, на земле Татарстана, моя деревенька, мой город, где я произнес первое слово «мама», услышал голос отца, ощутил заботы милой бабушки. Там была моя первая школа, там впервые я увид..л зеленую травку под ногами и синее небо над головой. Там научился находить душистые ягоды, различать запахи цветов, краски осенних листьев.
В родном краю все важно: и события общественной культурной жизни, и благородные дела земляков, и окружающая природа, полная очарования. Но она очарования не только сама по себе. Она колыбель человеческих судеб и деяний. Это она, природа Татарстана, вдохновляла на бессмертные творения А.С. Пушкина и М. Горького, Г. Тукая и Мусу Джалиля. Это он, пейзаж родного края, лег на холсты И. Шишкина и Б.Урманчи. Родной край - родина А.М. Бутлерова и Г. Камала Каюма Насыри и Назипа Жиганова
Ф. Шаляпина и С. Сайдашева.
И сколько еще славных представителей отечественной науки и культуры взрастил и взрастит мой родной край!
  1. Задание: Озаглавьте текст ____________________________________________________________________
  2. Докажите, что это текст ____________________________________________________________________
  3. Тема текста _________________________________________________________
  4. Основная мысль текста _______________________________________________ ____________________________________________________________________
  5. Стиль текста: _________________________________________________________
  6. Тип текста: _________________________________________________________
  7. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.
  8. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения ,
  9. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор слова взрастил
  10. Произведите морфологический разбор одного глагола


Содержательный блок (часть 1)

- Сегодня ты знакомишься с причастием, о котором В.И.Даль сказал: «Причастие - это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
Как ты это понимаешь?
Попробуй найти ответ в сказке «Как причастия появились...»
Жили-были на свете одинокие суффиксы - УЩ, - ЮЩ, - АЩ, - ЯЩ, - ВШ, - Ш. скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали о своем житие-бытие.
Отвечает им глагол: «Я подарю вам самое дорогое, что у меня есть, - основу».
-Спасибо! - в голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам - получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.
Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь.
- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.
И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из братьев предложил:
- Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.
Согласились остальные братья. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но недолго им удавалось лентяйничать.
Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать бездельников.
Глагол сказал:
-Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставлю вам только два времени: прошедшее я настоящее. И никакого вам будущего. Ну и ещё, так и быть, оставлю вам два вида - совершенный и несовершенный.
- А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам,
изменяться по родам и числам,- сказало Прилагательное.
С тех пор не забывает причастие о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал. И части речи простили их.
- Что ты узнал о причастии из сказки?
Блок заданий.
Задание 1: прочти сказку еще раз, и выпиши признаки глагола и прилагательного:
Глагола Прилагательного
  1. 1.
  2. 2.
3.
Запомни: причастие отвечает на те же вопросы, что и прилагательное; как прилагательное, изменяется по числам, родам и падежам. Отличается тем, что обозначает признак предмета по действию.
Например:
Какой? Какой?
Х Х
Высокиймальчик Читающий мальчик, т.е. тот, который читает-

прилагательное причастие
(постоянный признак) (временный признак)
Задание 2: Попробуй сам. Из указанных ниже слов выпиши только причастия, укажи в скобках глаголы, от которых они образованы.

Крепкий, крепнущий, укрепленный, бережный, сбереженный, сберегаемый, замеченный, заметный, замечаемый, замечательный, замечающий, мягчайший, смягчающий, производящий} производственный, строительный, строящийся, стройный.


Задание 3: Упр.№47 (стр.22 учебника).

Запомни: причастие совершенного вида образуются от глаголов совершенного вида и отвечают на вопрос что сделавший?; причастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида и отвечают на вопросы что делающий? Что делавший?


Задание 4: выполни задание по образцу, указанному выше (сверяйся по таблице)
1) от надвигающ...ся тучи
2) поднимающ...ся облаком
3) о колеблющ...ся свете
4) колющ...ся шиповником
5) о моросящ... дожде
6) у обугливш...ся ели
7) о развевающ...ся знамени
8) о движущ...ся циклоне
9) о колеблющ...ся пламени
Задание 5: Запиши словосочетания в два столбика:
Действительные Страдательные
1) за чернеющим лесом;
2) разрисованный карандашом;
3) сорванные травы;
4) развеянные ветром;
5) расчищенные дорожки;
6) на бегущем коне;
7) пестреющий луг;
8) поющие соловьи;
9) видимый вдали;
10) стреляющий воин;
11) спрягаемые слова;
12) зазывающий зрителей;
13) изучаемый в классе;
14) борющийся с врагом;
15) управляемый по радио.
Содержательный блок (часть 2)
II. Склонение причастий.
Запомни: причастие склоняется (изменяется по падежам) так же, как
прилагательное. Смотри таблицу.

Мужской и средний род

Женский род

Родительный -ого, -его Творительный -ым, -им Предложный - ом, -ем


Винительный -ую, -юю
Родительный
Дательный -ой, -ей
Творительный
Предложный

Падежные окончания определяются по вопросу, который задается от определяемого слова:
Солнцем (каким?) греющим_ (Творительный падеж, муж.род) Ветку (какую?) колеблющуюся (Винительный падеж, жен. род)

III. Действительные и страдательные причастия Смотри схему:

Действительные причастия

Страдательные причастия


Обозначает признак того предмета, Который сам производит действие.
Обозначает признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета


пишущий ученик (сам) написанная картина (кем-то)

Суффиксы: -ащ, -ящ, -ущ, -ющ, -вш, -ш. Суффиксы:-енн, -ённ, -нн, -н, -т.

Блок самоконтроля.
Задание 2.
Крепнущий (крепнуть) Укрепленный (укрепить) Сбереженный (сберечь) Сберегаемый (сберегать) Замеченный (заметить) Замечаемый (замечать) Смягчающий (смягчать) Производящий (производить) Строящийся (строить)
Задание 3.
Ведущая (дорога) - несоверш. вид., наст, время. Заходящее (солнце) - несоверш. вид., наст.время. Присутствующий (сумрак) – несоверш .вид., наст. время. Заросшая (поляна) - соверш. вид., прошед. время. Обеспокоенные (журавли) -соверш. вид,, прошед. время.
Задание 4.
от надвигающейся тучи, поднимающимся облаком, о колеблющемся свете, колющимся шиповником, о моросящем дожде, у обуглившейся ели, о развевающемся знамени, о движущемся циклоне, о колеблющемся пламени
Задание 5.
Действительные: 1, 6,7,8,10,12,14.
Страдательные: 2,3,4,5,9,11, 1 3, 1 5.

Блок контроля.
Тестовые задания по первому занятию: Цель: Проверим, как научились:
  • находить причастия среди других частей речи;
  • различать действительные и страдательные причастия.

1. Укажи причастия:
  1. белый 6) бегущий
  2. радующий 7) летный
  3. дымный 8) дымящийся
  4. летающий 9) летящий
  5. радостный 10) бегущий

2. Указать действительные причастия:
  1. смеющийся 6) управляемый
  2. танцующий 7) читающий
  3. сделанный 8) видимый
  4. нарисованный 9) поднимающий
  5. управляющий 10) решаемый
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, возможность, ребенок, Россия, качественное образование, Российская Федерация, РФ, создание условий, Татарстан, учебный материал.

Похожие статьи

Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках математики как факторы формирования социального здоровья учащихся

Диалогизация процесса изучения педагогических дисциплин на первом курсе как средство адаптации студентов к обучению в педагогическом вузе

Роль семьи и педагога в процессе абилитации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Профилактическое взаимодействие детского учреждения и семьи для облегчения процесса адаптации детей раннего возраста

Похожие статьи

Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку как средство эстетического воспитания школьников

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе

Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках математики как факторы формирования социального здоровья учащихся

Диалогизация процесса изучения педагогических дисциплин на первом курсе как средство адаптации студентов к обучению в педагогическом вузе

Роль семьи и педагога в процессе абилитации детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Профилактическое взаимодействие детского учреждения и семьи для облегчения процесса адаптации детей раннего возраста