Методика работы над алгоритмической задачей в процессе обучения школьников информатике
Авторы: Масленкова Валентина Александровна, Васенина Анастасия Анатольевна, Пешкова Дарья Александровна, Бондарева Яна Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 23.12.2016
Статья просмотрена: 91 раз
Библиографическое описание:
Масленкова, В. А. Методика работы над алгоритмической задачей в процессе обучения школьников информатике / В. А. Масленкова, А. А. Васенина, Д. А. Пешкова, Я. А. Бондарева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11571/ (дата обращения: 19.12.2024).
Приведём пример методики работы над алгоритмической задачей:
алг Закрашивание
дано | робот левее ряда из 10 клеток, некоторые клетки закрашены
надо | закрасить клетки ряда, левее каждой закрашенной
робот в исходном положении
Разработка алгоритма совместно с учениками:
Вопросы, обобщение учителя |
Ожидаемые ответы |
Обстановка Учитель на доске изображает начальную обстановку |
|
Робот находится левее ряда. |
|
|
Робот должен пройти до стены, закрасить нужные клетки. |
|
|
Организовать цикл с командой вправо (написать цикл) |
|
|
Пока справа свободно |
. нцпока справа свободно . . вправо кц |
|
Он остановится, когда встретится стена |
|
|
Когда встретит закрашенную клетку |
|
|
Шаг влево, закрасить |
|
|
Перед стеной |
|
|
Сначала проверить закрашена ли клетка, затем сделать шаг влево, закрасить. |
|
|
С помощью ветвления «Если, то» |
. . если клетка закрашена . . . то влево; закрасить . . . . . . все |
|
В зависимости от данного количества закрашенных клеток |
|
|
Поместить ветвление в цикл |
|
|
Нет, произойдет зацикливание |
|
|
Добавить в ветвление команду вправо |
. . если клетка закрашена . . . то влево; закрасить; вправо . . . . . . все нет |
|
Да |
Итак, идея нашего алгоритма:
– идти вправо вдоль ряда
– проверить закрашена ли клетка,
– сделать шаг влево, закрасить,
– сделать шаг вправо
– продолжать пока не встретится стена
Модель алгоритма в форме блок-схемы:
Давайте составим блок-схему для алгоритма от робота. Что мы делаем сначала?
Цикл «пока»
Что пишется в ромбике?
Условие
Какое у нас условие?
Пока справа свободно
Если условие выполняется?
Двигаемся вправо, пока не встретим стену
Какое ветвление будет в цикле?
Ветвление «Если, то»
Какое у нас условие?
Если клетка закрашена, то влево, закрасить, вправо
Сколько раз выполнится условие?
Сколько будет дано закрашенных клеток
Измените этот алгоритм, так, чтобы робот закрашивал клеточки справа от закрашенных.
Запись алгоритма решения задачи на алгоритмическом языке:
алг
нач
.нц пока справа свободно
. .вправо
. . . если клетка закрашена
. . . то влево; закрасить ;вправо
. . все
. кц
кон
Проверка понимания алгоритма и правильности алгоритма:
Как вы думаете, если любые другие клетки, правильно ли будет выполняться алгоритм? Проверьте на компьютере.
Вариант 1
|
Вариант 2
|
:Решение
|
Решение
|
Литература:
- «Информатика. 7-9 кл.»: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман. — М.: Дрофа, 2001. — 336 с. https://www.niisi.ru/kumir/books.htm
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.