Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры
Авторы: Кириллова Ирина Михайловна, Переверзева Алла Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 15.12.2016
Статья просмотрена: 2215 раз
Библиографическое описание:
Кириллова, И. М. Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры / И. М. Кириллова, А. Н. Переверзева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11627/ (дата обращения: 19.12.2024).
21 век — век информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания — создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала.
Ни для кого не секрет, что большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению: умение сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления, как способы познавательной деятельности, необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью.
Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.
Логическое мышление является высшей стадией развития мышления.
И. Л. Матасова [16] в своем исследовании сравнивала усвоение дошкольниками разных возрастов высших логических операций в различных ситуациях. Результаты исследования показали, что только дети старшего дошкольного возраста могут достигать определённых результатов в усвоении.
Уже в возрасте пяти лет ребенок способен овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.
Наиболее эффективным способом формирования операций логического мышления является дидактическая игра. С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, производить доступные ему анализ и синтез, делать обобщения, правильные выводы.
Основными структурными единицами целенаправленной и систематической работы по формированию операций логического мышления являются:
‒ подбор дидактических игр, разработка серий занятий, развлечения,
‒ решение проблемных ситуаций и логических задач, экскурсий;
‒ целостная и мотивированная деятельность детей (развивающие игры, опыты, эксперименты);
‒ работа с родителями по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей.
На начальном этапе нашей работы, была проведена диагностика детей, направленная на выявление их умственного развития, развития логического мышления, умения сравнивать, обобщать, классифицировать. Оценка осуществлялась по определённым критериям, совместно с педагогом-психологом.
Исходя из результатов диагностики, был составлен тематический, перспективный план по работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Следующим этапом работы стало — развитие активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью развивающих игр.
Задачи данного этапа:
- Разработать систему по формированию операций логического мышления.
- Преобразовать предметно-развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками.
- Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества.
- Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей.
Игра — наиболее естественный и радостный вид деятельности дошкольников, именно играя, дети лучше усваивают материал, закрепляют его. Развивающие игры хороши еще тем, что они очень эффективны в закреплении знаний, умений, впечатлений, полученных на занятиях, прогулках, в беседах, после рассматривания иллюстраций, чтения книг.
Воспитателями группы был разработан перспективный план дидактических игр. На основе данного плана подобрали и оформили игры. По подобранным играм, у детей последовательно можно развить умения сначала выделять существенные признаки, сравнивать предметы и явления, обобщать их, классифицировать, делать выводы, рассуждать.
В развитии, образовании ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание предметно-развивающей среды, способной активизировать ребёнка и при необходимости отдохнуть. Среда группы была сформирована с учётом принципов гибкого зонирования, доступности, новизны. Создавая условия для развития детей, учитывались их возрастные и индивидуальные возможности.
В соответствии с требованиями ФГОС, к условиям реализации основной общеобразовательной программы, в групповой комнате была организована игротека — уголок занимательных игр. Это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями, материалами и определенным образом художественно оформленное место.
Дети свободно берут их интересующую игру, пособие интеллектуального содержания и играют индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Весь материал, помещенный в уголок занимательных игр, постепенно накапливается, систематизируется. В основном это игры, с которыми дети познакомились на занятии: «Рассеянный художник», «Определи недостающий предмет», «Третий лишний», и многие другие. Большим интересом у детей пользуется нестандартный дидактический материал: счетные палочки, геометрические конструкторы, логические блоки Дьенеша. Чтобы эти игры постоянно вызывали интерес, они периодически меняются.
Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий. Особое внимание уделяется менее активным детям. Заинтересовав их игрой, оказывается помощь в её освоении.
В процессе формирования логического мышления очень важно научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей. С этой целью разработан цикл занятий, объединенных общей идеей — решение логических задач. Наиболее типичные задачи: определение закономерностей, сравнение, выделение общих признаков, определение понятий, классификация по одному, двум, трем признакам.
Использование на занятиях небылиц, нелепиц помогает развить у детей аналитическое мышление, устанавливать логические связи между объектами окружающего мира — людьми, животными, природой; учат аргументировать свои ответы. Это дает возможность проверять качество знаний детей.
Часто в начале занятия используется занимательная проблемная ситуация сказочного характера. Например, Буратино может быть освобожден из темницы, где его там закрыл Карабас-Барабас только при условии, если решит задачу (три раза по-разному разложит на группы разные геометрические фигуры). Используются и такие приемы, когда в самой постановке цели занятия перед детьми встает конкретная проблема, требующая разрешения, например, не просто решить задачу на измерение, а помочь повару отмерить определенное количество крупы, но при этом использовать разные по объему кружки.
Игры уместны и в конце занятия, с целью воспроизведения и закрепления ранее изученного. Так, после заданий на закрепление основных свойств геометрических фигур, проводиться игра с двумя или тремя обручами, которая помогает детям видеть свойства предметов, классифицировать их по трем признакам.
На занятиях — играх: «КВН», «Умники и умницы» детям предлагаются задачи — шутки, задания для всей команды, игры на быстроту реакции. Данные игры направлены на упражнения в умении анализировать, обобщать, классифицировать.
Тесный контакт детского сада и семьи — необходимое условие развития у детей логического мышления и формирования личности. На собраниях родителям были показаны игры, в которые дети играют ежедневно, находясь в группе, сопровождались эти игры задачами, которые родители должны ставить перед собой, проводя ту или иную игру. В уголке для родителей периодически вывешивается материал по развитию у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, сопровождающиеся фоторепортажем, иллюстрациями, литературой. В результате совместная работа с родителями помогла расширить познавательные интересы детей; папы и мамы стали активными участниками наших игр, бесед. Это была одна из главных задач, которую мы ставили перед собой, работая с родителями наших воспитанников.
По итогам проведенных обследований наблюдается повышение уровня развития логического мышления дошкольников, что выражается:
‒ в повышении познавательного интереса детей, мотивации их к занятиям;
‒ в формировании умений анализировать, сравнивать, обобщать;
‒ в совершенствовании навыков самостоятельной работы с занимательным материалом;
‒ в развитии связной речи дошкольников.
Полученные данные подтверждают предположение о том, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Это поможет им в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.
Литература:
- Копытов Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.:- АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — М.: Речь, 2003.
- Копытов, Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.- АСТ — ПРЕСС, 1999.
- Матасова, И. Л. Математические игры как средство развития логического мышления дошкольника / И. Л. Матасова // Психолог в детском саду: (Ежеквартальный научно — практический журнал) / Ред. В. Г. Колесников, А. Г. Лидерс. — 2009. — № 4 октябрь — декабрь 2009.
- Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — М.: Речь, 2003.
- Надеждина В. Все обо всем на свете, развивающие игры, скороговорки, загадки. — Харвест, Минск, 2009.
- Ефанова З. А. Развитие мышление. — Волгоград: ИТД «Корифей» 2010.