Модель становления экологической культуры личности в условиях устойчивого развития общества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 517 раз

Библиографическое описание:

Багапова, А. Р. Модель становления экологической культуры личности в условиях устойчивого развития общества / А. Р. Багапова, И. В. Абдрашитова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11632/ (дата обращения: 15.11.2024).



С первого вздоха между человеком и природой возникает неразрывная связь. В далекие времена представления человечества об окружающем мире не носили научного характера, но являлись нравственными устоями, правилами этики и морали, и с течением времени они стали источниками накопления экологических знаний о мире природы. Но одних знаний недостаточно для решения экологических проблем, необходимо повысить уровень экологического сознания и экологической культуры личности. Начинать это формирование необходимо со школьной скамьи и довольно сложная роль возлагается на современного учителя. Одним из таких вариантов является развитие экологической культуры и повышение ее уровня, восстановление законов морали и нравственности, культуры предков.

Воспитать нравственность в отношении учеников к людям и природе — значит, внести свой вклад в решении экологической проблемы. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество [1]. Возрождение культуры предков поспособствует поднятию культуры личности. Экологические проблемы возникают из-за нехватки знаний, как экологической культуры, так и основ традиционной культуры. Природоохранные проекты модернизации, в том числе и образовательные, должны обеспечить осуществление подходов к формированию такого уровня экологической культуры, который будет способствовать достижению равновесного состояния во взаимодействии «человек-природа» [1].

Особенности формирования любви и бережного отношения к природе школьников раскрыты в работах Н. Ф. Виноградовой, А. В. Миронова, А. А. Плешакова, Л. П. Симоновой и др. Вопросам экологического воспитания младших школьников во внеклассной работе посвящены исследования В. М. Минаевой, А. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной, Т. И. Тарасовой и др., в которых показаны традиционные формы и методы экологического воспитания [2].

Интерес к данному вопросу вызвал потребность изучить истоки становления культуры, взаимодействие человека и природы на различных уровнях развития, и создать теоретическую основу экологического мировоззрения школьников — модель эколого-образовательного проекта, реализованную в рамках школы.

Цель создания модели — направленное действие на формирование экологической культуры школьников и повышение ее уровня, формирование ценностных установок и раскрытие понятия «человек — природа», посредством построения модели эколого-образовательного проекта в условиях устойчивого развития современного общества. Данная модель представляет собой программу, включающую в себя творческие уроки, занятия эколого-эстетической направленности, исследовательскую деятельность (Приложение).

Модель проекта была разработана и реализована на базе МАОУ «Гимназия № 139» Приволжского р-на г. Казани. В эксперименте приняло участие 42 ученика 7х классов, из них 27человек — экспериментальная группа. Первоначальным этапом реализации проекта явилось тестирование на выявление уровня экологической культуры школьников. Она определяется осведомленностью в области экологических знаний, наличием экологических навыков в природоохранной деятельности, уровнем эстетического и нравственного сознания. Этап, включающий в себя тестирование, позволил разделить школьников на 3 уровня экологической культуры: высокий, средний, низкий со следующими показателями (рис. 1):

Рис. 1. Первичные показатели уровней экологической культуры учащихся экспериментального и контрольного классов, %

Эколого-образовательный проект предполагал разработку и организацию эколого-педагогических мероприятий, направленных на формирование экологической культуры, интерес к экологическим проблемам в условиях устойчивого развития.

Модель состоит из 4модулей:

1) Когнитивно-мотивационный. Модуль включает в себя первичное тестирование, лекции: «История развития экологии», «Экология и культура предков», просмотры экологических фильмов «Home», «Век глупцов», просветительская работа со сказками и мифами. Цель модуля- выявление экологического значения древних мифов, легенд, сказок с позиции культуры предков (прозаического фольклора), раскрытие смысла олицетворения природы и ее очеловечивания. Результатом этого модуля является формирование экологического мировоззрения и навыков в природоохранной деятельности.

2) Культурно-познавательный — проведение экологического брейн- ринга «Юные экологи», классные часы: «Давайте с природой дружить», «Думай по-зеленому»; круглый стол «Экологические проблемы мира», позволившие получить нравственное, ценностное восприятие природного мира.

3) Творческо-деятельностный — конкурс фотографий «Визуальная среда» -сбор информации о положительных, отрицательных проявлений в природе антропогенного характера; конкурс стенгазет «Защити природу», «Город будущего», ведение рубрики «Живая газета», лабораторные работы «Принцип золотого сечения», «Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха» и т. д. Ряд других мероприятий проводился в онлайн режиме. Итогом работы данного модуля являются — экологические ЗУН при самостоятельном выполнении исследовательских работ, освоение научных методик по изучению экологических проблем социума.

4) Контрольно-оценочный (контрольное тестирование).

По итогам реализации эколого-образовательного проекта было проведено констатирующее тестирование с целью выявления динамики уровня экологической культуры участников эксперимента. Проведенные мероприятия и анализ результатов тестирования позволили сделать вывод о том, что эколого-просветительская работа изменила восприятие учащихся, так как показатель высокого уровня повысился (рис. 2).

Рис. 2. Динамика уровней развития экологической культуры учащихся, %

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проведение эколого-образовательного проекта в процессе внеклассной деятельности учащихся позволяет решить вопрос становления экологической культуры личности в образовательном пространстве школы. Разница между уровнями экологической культуры в контрольной и экспериментальной группах стала значительна. Подавляющее большинство участников эксперимента заняли высокий уровень экологической воспитанности. Они приняли активную экологическую позицию, обучающиеся не только занимаются совершенствованием собственной экологической культуры, но и распространяют свои знания среди остальных учащихся, ведут активную пропаганду бережного отношения к природному миру и рационального пользования природных ресурсов.

Рис. 3. Модель становления экологической культуры личности в условиях УР общества

Литература:

  1. Абдрашитова И. В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза / Дис. – Казань, 2004.
  2. Арефьева О. В. Методическая разработка по окружающему миру по теме: «Организация самостоятельной работы на уроках окружающего мира в малокомплектной школе» Опубликовано 03.01.2012.
  3. Иванов Г. А. Формирование системы экологических знаний в процессе изучения естественно-научных и специальных дисциплин: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1992. — 236 с., с. 23.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая культура, эколого-образовательный проект, экологическая культура личности, бережное отношение, высокий уровень, природный мир, природоохранная деятельность, устойчивое развитие, экологическое воспитание, экспериментальная группа.

Похожие статьи

Аксиологические основания адаптации личности в условиях трансформации общества

Роль социализации в становлении личности человека в современном обществе

Проблемы формирования геоэкономического мышления собственников в условиях глобализации

Исторический опыт реализации социальной ответственности как вектор развития современной организации в России

Экономические особенности социальной сферы в организации расширенного воспроизводства человеческого потенциала

Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Риски современного процесса социализации личности на постсоветском пространстве в аспекте психологии

Педагогические основы развития социально-активной личности

Похожие статьи

Аксиологические основания адаптации личности в условиях трансформации общества

Роль социализации в становлении личности человека в современном обществе

Проблемы формирования геоэкономического мышления собственников в условиях глобализации

Исторический опыт реализации социальной ответственности как вектор развития современной организации в России

Экономические особенности социальной сферы в организации расширенного воспроизводства человеческого потенциала

Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Риски современного процесса социализации личности на постсоветском пространстве в аспекте психологии

Педагогические основы развития социально-активной личности