Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом
Автор: Сулеева Мастура Тулеповна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 29.12.2016
Статья просмотрена: 4688 раз
Библиографическое описание:
Сулеева, М. Т. Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом / М. Т. Сулеева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11645/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ты узнаешь больше о человеке за час игры, чем за год разговоров.
Платон
Для того, чтобы организовать успешный учебный процесс, мало просто иметь хорошие кадры педагогов. На сегодняшний день одна из немаловажных проблем, стоящих перед руководителями различных организаций — создание коллектива педагогов-единомышленников, способных не только работать вместе, решая профессиональные задачи, но и проявлять к коллегам дружеские чувства, эмоционально поддерживать друг друга в разных жизненных ситуациях. Создать такое взаимодействие в современном режиме достаточно проблематично.Для успешного сплочения сотрудников стал актуальным тимбилдинг — комплекс мероприятий, направленных на создание и сплочение команды. Он включает в себя различные методы и приемы сплочения коллектива. [1] Этапы развития коллектива, которые описал в свое время А. С. Макаренко, мало изменились с начала 1920-х гг. Сам по себе тимбилдинг не является чем-то новым для педагогических коллективов, собственно, как и формы его организации и проведения. Многие виды тимбилдинга, такие как совместные праздники, имитационные игры, по сути, достаточно часто используемы.[2]
Идея командообразования пришла к нам еще с древних (античных) времен. Документальные свидетельства датируются примерно 200 годом до н. э., когда еще в Древнем Риме для поддержания боевого духа и сплоченности солдат в войсках проводились специальные мероприятия и игры. Как правило, это были соревнования на силу, на выносливость, а также на изобретательность. Победители получали подарки в зависимости от масштаба мероприятия. Явление само по себе появилось спонтанно в отдельных легионах, когда римские генералы старались создать сплоченный дух среди своих подчиненных и пришли к выводу, что нет ничего более эффективного, чем игра. [3]
Проходили годы, сменялись эпохи и поколения, а тимбилдинг развивался и, как современная наука, предстал нам в начале 1960-х годов в США. В настоящее время team-building представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих эффективное организационное развитие. Новомодная тенденция к сплочению коллектива является вовсе не какой-то непонятной абстракицей. Это понятие обозначает процесс и механизм, помогающий образованию команды. Зачастую люди в коллективе, кроме рабочих моментов, ничего вокруг себя не замечают. Проще говоря, они не видят в своих коллегах личностей. Работа в такой атмосфере чревата рядом проблем, вплоть до того, кого считать лидером. Поэтому современные руководители используют психологический прием, способствующий объединению коллектива в единое ядро. Это происходит как в стенах учреждения, так и извне. Для грамотного руководителя это — очередной способ проверить своих подопечных на гибкость мышления и способность выходить красиво и правильно из нестандартных ситуаций. Перед всем коллективом ставится определенная задача. Но решить они ее могут, только объединившись все вместе. Это ли не лучший способ сплотить коллектив? Такое коллегиальное решение проблемы способно выявить настоящих лидеров. Но не только это важно. Кроме того, командообразование позволяет подойти к решению задачи креативно. Чтобы это сделать максимально удачно, участники должны поделиться своим опытом. Только учитывая знания, опыт и интересы всей команды, можно найти правильное решение. Таким образом, в неформальной обстановке люди могут расслабиться и по-настоящему раскрыться. С психологической точки зрения, простое общение позволяет проникаться симпатией к своим обычно строгим коллегам, и рабочий процесс становится более плодотворным. Прежде чем приступить непосредственно к тимбилдингу,начальнику стоит присмотреться к коллективу.Стороннему наблюдателю обычно прекрасно видно, кто из сотрудников общается между собой, а кто предпочитает друг друга избегать.
В каждом коллективе есть люди, к которым тянутся, обращаются за поддержкой и помощью. Таких людей стоит задействовать при тимбилдинге, начав сплачивать коллектив вокруг них. Работа по сплочению коллектива и создание команды единомышленников требуют времени, а главное — участия и желания всех членов коллектива. Каждое из заданий требует определенного вида командного взаимодействия — интеллектуального, физического, психологического, или разнообразного их сочетания. Каждое командное упражнение предназначено для отработки одного или нескольких элементов командного взаимодействия — например, ролевого распределения, ситуационного лидерства, развития доверия, раскрытия незнакомых и новых качеств в участниках, творческого мышления и командной эффективности. Все эти формы тимбилдинга могут помочь педагогам морально и эмоционально настроиться на новый учебный год, укрепить межличностные и дружеские отношения в педагогическом коллективе, познакомить молодых педагогов с их более зрелыми коллегами, укрепить дружеские отношения между руководством.С помощью тимбилдинга можно:
– создать и поддержать дружеские отношения в коллективе;
– познакомиться сотрудникам друг с другом в неформальной обстановке, адаптировать новых сотрудников в коллективе;
– снять психологическое напряжение, снять конфликт;
– повысить уровень доверия и взаимопомощи в коллективе;
– сформировать навыки взаимодействия членов команды в различных ситуациях;
– повысить уровень личной ответственности за результат;
– перевести мышление сотрудников из состояния конкуренции к сотрудничеству;
– повысить командный дух, получить заряд позитивного настроения.
Результатом качественно проведённого тимбилдига становится:
– нормализация атмосферы и отношений внутри коллектива, продуктивное разрешение конфликтных ситуаций;
– получение сотрудниками навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;
– верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды;
– повышение желания сотрудников делиться опытом, открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки;
– повышение уровня инициативности сотрудников;
– повышение уровня доверия в коллективе. [4]
На любом тренинге присутствует интерактив — обоюдное общение и действие. Общение на уровне «вопрос — ответ — обсуждение» — это семинар. Монолог лектора с редкими репликами — просто лекция. Массовое обсуждение злободневного вопроса — конференция, форум, симпозиум. Но мы говорим о тренингах. Здесь тренер учит. Тренер показывает. Тренер спрашивает. Тренер заставляет делать то, что непривычно, и при иных обстоятельствах никогда бы не сделал! Моделируются различные ситуации. Проигрываются выгодные и правильные выходы из ситуаций. Это — элемент ролевой игры. Любой настоящий тренинг — это ролевая игра. Если это не так, то это — не тренинг! Тренинг с командообразованием — это массовое мероприятие, извлечение из привычной среды, игра с другой ролью, активный двусторонний процесс, изменение подхода к определенным жизненным ситуациям.
Тимбилдинг представляет собой проведение среди сотрудников компании различных конкурсов, игр и заданий, выполняемых как командой, так и индивидуально. Задания подбираются таким образом, чтобы они были по силам каждому. Для первого типа ролевого распределения основными являются:
– «организатор-координатор» — как правило, это руководитель команды;
– «главный специалист» (2–5 человек) — член команды наиболее высокой квалификации, выполняющий ключевые функции профессиональной деятельности;
– «напарник» — член команды, работающий непосредственно с главным специалистом под его руководством;
– «агент по снабжению» — член команды, наиболее успешно действующий по обеспечению команды всем необходимым;
– «аналитик» — наиболее уравновешенный член команды с системным складом мышления;
– «переговорщик» — член команды, наиболее искусный из всех в коммуникации, «гений общения»;
– «скептик» — член команды с критическим складом ума и умением вскрыть все риски различных сценариев действий команды;
– «генератор» — член команды с наиболее раскрепощенным, образным складом мышления, с высокой образовательной подготовкой и широким кругозором, хорошо развитым творческим мышлением;
– «концептуализатор» — член команды со склонностью и опытом системного анализа, широкого обобщения и перспективного видения; он умеет придать идее законченный вид, сделать ее привлекательной и понятной не только автору и его соратникам, но и каждому;
– «оптимизатор» — член команды, обладающий способностью и навыками выделения критериальных признаков и проведения сопоставительных оценок различных сценариев действий;
– «реализатор» — член команды прагматичного и практичного склада мышления с навыками планирования и организации практической деятельности; он умеет практически воплотить идею, организовать все совместные действия, правильно «расставить всех по местам»;
– «критик» — тот же скептик из второго типа ролевого распределения. [5]
Далеко не всегда коллега, находясь в привычных условиях труда, может проявить свой потенциал, свои трудовые способности в полной мере. Не всегда есть просто физическая возможность верно оценить сотрудника. В условиях, освобожденных от привычной рабочей атмосферы, личность сотрудника раскрывается более полно. Часто для решения актуальных задач мало усилий одного человека. В основном мы все работаем «в команде». Нас окружают люди, которые так или иначе участвуют в нашем рабочем процессе. И чтобы работа была быстрой и эффективной, важно доверять тем, кто стоит с тобой в одном строю. В противном случае, проверка и перепроверка каждого сделала бы работу невыносимой, а чувство доверия и взаимное чувство ответственности перед коллегами, которое «тренируется» на тимбилдинге, помогает решить эту проблему. Основная идея тимбилдинга — сплочение через совместное преодоление трудностей. Потому что Тeam-building — это не просто корпоративный тренинг, не только полезный опыт, но также и незабываемые впечатления, накал страстей, сильнейший эмоциональный подъем участников! И, главное! Повышение мотивации и работоспособности! Тимбилдинг -- это уникальная сфера жизнедеятельности человека. Это сфера, которая позволяет больше узнать о себе, больше узнать о тех людях, с которыми ты работаешь каждый день, больше узнать об окружающем тебя мире. Тимбилдинг — это тот уникальный сплав, который позволяет в сжатые по времени сроки прожить «жизнь в жизни», ощутить насыщенное дыхание жизни, использовать брошенный судьбой шанс, изменить и улучшить свою жизнь, сделать то, что боялся, и то, о чем давно не мечтал. «По отдельности мы — капли, вместе мы — океан!»
Литература:
- Аминов, В. Каждому — свой тренинг. Тренинг — это игра/ Аминов В. // Управление персоналом. — 2013. — № 8(21).
- Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. — М.: Генезис, 2004. —. — (Серия «Бизнес-психология»)
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. — СПб.: Речь, 2003. — 128 с.
- Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб.: Речь, 2015. — 187 с.
- Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. — СПб.: Питер, 2012. -