Организация здоровьеориентированного образовательного процесса
Авторы: Мерцалова Ольга Дмитриевна, Хаустова Валентина Николаевна, Хаустова Светлана Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 21.12.2016
Статья просмотрена: 138 раз
Библиографическое описание:
Мерцалова, О. Д. Организация здоровьеориентированного образовательного процесса / О. Д. Мерцалова, В. Н. Хаустова, С. А. Хаустова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11646/ (дата обращения: 15.11.2024).
Школа сталкивается сегодня с серьезной проблемой сохранения высокого потенциала здоровья, обеспечения условий его развития, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса. Трудности в учебе детей, связанные с повышенными требованиями программ, их усложнением, неизбежно влекут за собой стрессы, перенапряжение нервной системы, эмоциональные перегрузки и как следствие, ухудшающееся состояние здоровья учащихся. Учитывая данное положение, актуальной становится проблема организации здоровьеориентированного образовательного процесса и создания в ученическом коллективе среды, сберегающей здоровье школьников.
Система нашей работыпо здоровьесбережениюпредусматривает соблюдение в логической последовательности и комплексном использовании следующих этапов деятельности. Это:
‒ создание гигиенических условий и психофизическая тренировка в системе педагогики оздоровления младших школьников;
‒ организация работы по преодолению трудностей в обучении, создание ситуации успеха для каждого обучающегося с учётом индивидуальных достижений;
‒ использование разнообразных инновационных технологий, методов и средств обучения, средств постоянного поощрения на основе здоровьесберегающего подхода;
‒ обеспечение атмосферы сотрудничества, способствующей свободе самовыражения и развития каждого обучающегося посредством применения интерактивной педагогики.
1. Создание гигиенических условий для здоровьесбережения и психофизическая тренировка в системе педагогики оздоровления школьников.
Особое место в педагогической деятельности, прежде всего, следует уделять гигиеническому фактору, от которого во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе, соблюдение норм СанПиНов и гигиенических критериев рациональной организации урока.
В течение последних лет успешно используется «психофизическая тренировка» в системе педагогики оздоровления младших школьников, включающая в себя общеразвивающие, специальные и некоторые виды дыхательных упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья школьников. Кратковременный отдых, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливают силу и работоспособность. Появляется приятное ощущение легкости. Чтобы снять мышечное напряжение и усталость, используется с детьми техника простого массажа и релаксации.
Положительные результаты приносит мини-ароматерапия: лимон повышает работоспособность, снижает сонливость, вызванную перенапряжением, благотворно влияет на органы зрения, апельсин повышает концентрацию внимания, снижает состояние страха, нервного перенапряжения, розмарин повышает концентрацию внимания, улучшает память, стимулирует мозговое кровообращение, укрепляет нервную систему.
2. Организация работы по преодолению трудностей в обучении, создание ситуации успеха для каждого обучающегося с учётом индивидуальных достижений.
Ученик большую часть времени в школе проводит в состоянии стресса. По мнению невропатологов, двойка, поставленная красным стержнем, эквивалентна сердечному приступу. Задача учителя — показать пути преодоления трудностей обучения. Преодолевать трудности в обучении младших школьников при индивидуальном подходе к каждому обучающемуся помогает использование психодиагностических таблиц Ануфриева А. Ф.
Так, если ребёнок не справляется с заданиями для самостоятельной работы, значит, у него по психологическим причинам наблюдается несформированность приёмов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности. Для решения этой проблемы используются методики «Узор», «Графический диктант». Если ребёнок испытывает трудности при решении математических задач, значит, он слабо понимает грамматические конструкции, не умеет ориентироваться на системе признаков, имеет низкий уровень интеллекта. В данном случае рекомендуются методика «Рисование по точкам» и методика «Лабиринт».
В отношении отрицательной отметки можем отметить, что работу следует направлять на становление у ребёнка способности к оценке своих знаний и умений. Так проведение рейтинговых самостоятельных работ, написание «итоговых писем учителю», введение самоконтроля и самооценки даёт позитивную динамику в совершенствовании обучения и сохраняет здоровье младших школьников.
3. Использование разнообразных инновационных технологий, методов и средств обучения, средств постоянного поощрения на основе здоровьесберегающего подхода.
Успешным и одновременно здоровым ученик может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.
В процессе преподавания многие педагоги придерживаются известного высказывания, что «ученик не сосуд для знаний, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Но чтобы обучающегося «зажечь», требуется его активное, осознанное отношение к информации. Достичь этого можно путём применения в педагогической деятельности приёмов и форм организации образовательного процесса, рекомендованных В. М. Лизинским, к.п.н., профессором АПК и ПРО, главным редактором журнала «Завуч». Эффективен приём разноуровневого выбора обучающимися предложенных задач по рангу и баллу сложности, приём положительной знаниевой активизации, приём использования тумбы предметной информации и т. д.
Все вышеперечисленные технологии, приёмы и формы работы сводят на нет стрессовую педагогическую практику, интенсификацию учебного процесса, несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, тем самым способствуют сохранению здоровья при обучении младших школьников.
4. Обеспечение атмосферы сотрудничества посредством применения интерактивной педагогики.
В течение последних лет большое внимание уделяется созданию комфортности обучения и эмоциональному благополучию ребенка посредством внедрения в образовательный процесс специальных тренингов. Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий обучающиеся более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе. В детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.
Используя данную систему работы, создавая в ученическом коллективе здоровьесберегающую среду, свою педагогическую деятельность в мы осуществляем в едином направлении для достижения желаемого результата — успешности учебно-воспитательного процесса без потерь здоровья школьников.