Повышение качества образования через методическое сопровождение педагога в межаттестационный период
Авторы: Петухов Сергей Юрьевич, Петухова Галина Владимировна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 28.12.2016
Статья просмотрена: 1387 раз
Библиографическое описание:
Петухов, С. Ю. Повышение качества образования через методическое сопровождение педагога в межаттестационный период / С. Ю. Петухов, Г. В. Петухова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11652/ (дата обращения: 15.11.2024).
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 276 от 07 апреля 2014 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», «аттестация педагогических кадров проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности» [1]. В соответствии с данным приказом аттестация строится на принципах добровольности, открытости и коллегиальности прохождения аттестации. Вместе с тем можно выделить несовершенство существующих процедур аттестации педагогических работников:
− Аттестация направлена, прежде всего, на оценку условий профессиональной успешности педагога, подтвержденных набором документов, а не реальной результативности его работы.
− Процедура аттестации построена на отражении содержания работы педагога в рамках учебной нагрузки; при этом не оценивается внеурочная и воспитательная деятельность.
− Процедура аттестации не отражают изменившихся, современных сторон педагогической деятельности.
− Аттестация в современном виде не выступает стимулом повышение качества образования обучающихся.
− Не существует действенного механизма учета мнения потребителей образовательных услуг при оценке результативности педагогической деятельности аттестуемого.
Актуальной проблема становится повышения профессиональной компетентности педагога и, следовательно, эффективным механизмом становится методическое сопровождение в межаттестационный период.
При этом методическая служба принимает на себя следующие функции в межаттестационный период:
− Поиск путей и механизмов к эффективной профессиональной деятельности.
− Разработка управленческого инструмента оценивания.
− Реализация внутреннего и внешнего контроля результатов профессиональной деятельности.
Основной задачей в межаттестационный период становится организация методического и психологического сопровождения и поддержки педагога, раскрытие потенциала профессиональной компетентности, а так же разработка и реализация траектории индивидуального профессионального развития. В данном контексте методическое сопровождение педагога «понимается как специально организованное, систематическое взаимодействие, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности» [2].
В связи с этим можно выделить следующие направления деятельности педагога в межаттестационный период:
− стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда,
− развитие личной творческой инициативы педагога,
− отражение динамики качества образования обучающихся по результатам деятельности аттестуемого педагогического работника
Из данных направлений логично выделить следующие составляющие методического сопровождения аттестуемого.
Таблица 1
Методическое сопровождение аттестации педагога
Диагностическая деятельность. Цель: объективное и многостороннее и изучение личности и деятельности педагога. − Объективное оценивание теоретических знаний. − Эффективность использования специальных умений и навыков педагогом. − Изучение личностных особенностей и профессионально значимых качеств педагога. |
Развивающая деятельность. Цель: обеспечить профессиональный рост и совершенствование мастерства педагога по всем показателям его деятельности. − Обеспечение повышения профессионального мастерства и психологической компетенции педагога. − Создание условия, дающие педагогу возможности для проявления творчества и новаторства. − Создание условий и мотивов для развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога. − Формирование навыков эффективного педагогического взаимодействия с различными категориями потребителей образовательных услуг |
Коррекционная деятельность. Цель: оказание помощи в преодолении возникающих профессиональных и личностных проблем. − Формирование у педагогов интереса к использованию знаний практической психологии. − Предотвращение стереотипов в профессиональной деятельности, формирование способности к восприятию новых педагогических технологий. − Оказание профессиональной помощи педагогу в разрешении проблем. − Выявление скрытых профессиональных ресурсов педагога. − Коррекция нарушений личностной дисгармонии. |
|
Основой методического сопровождения в межаттестационный период становится повышение результативности деятельности педагога. Важную роль в данный период играет использование педагогом различных форм образования: формального, неформального и информального. По нашему мнению, педагог, получивший первую или высшую категорию должен в своем самообразовании основываться на информальном образование, под которым понимается «индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер» [3] Информальное образование зависит от личностной позиции педагога, его мотивированности и заинтересованности в росте собственных результатов педагогического труда и соответственно повышения качества образования в целом.
Одной из эффективных форм повышения квалификации является стажировка. В ходе, которой педагог непосредственно включается в «профессиональную деятельность, которая обеспечивает совершенствование профессиональных компетентностей и позволяет получить конкретный педагогический результат и методический продукт, который стажер имеет возможность использовать в своей практической деятельности» [4].
Предметом аттестации в настоящее время становится «способность педагога обеспечивать определенный, качественно заданный уровень результативности» [5], и этот уровень должен быть прописан через характеристики достижений обучающихся и педагогических условий. Охватить весь спектр деятельности педагога в межаттестационный период довольно сложно. Но в настоящее время, в связи с внедрением информационно-коммуникативных технологий существует различные подходы к организации методического сопровождения. Одним из таких информационных продуктов является информационная система «Региональная база данных аттестации педагогических работников» (РБД АПР» разработанная ГБУ ДПО РЦОКИО г. Челябинск, которая дает возможность дистанционной подачи аттестационных материалов для установления квалификационной категории, стимулирует повышение качества образования в деятельности педагога, через открытость, прозрачность и доступность результатов его деятельности. Данная информационная система проходит в настоящее время апробацию в образовательных организациях Карабашского городского округа.
Задачи, которые можно решить через внедрение РБД АПР:
− Объективность присвоения квалификационной категории
− Доступность, открытость и прозрачность информации о деятельности и профессиональных успехах педагогического работника
− Отражение динамики качества образования по результатам деятельности аттестуемого педагогического работника
− Профессиональные достижения в использовании современных педагогических технологий
− Реальная результативность работы педагога, понимаемая в соответствии с современными представлениями о качестве образования.
− Соответствие профессиональной деятельности педагога требованиям профессионального стандарта
Поданное дистанционно педагогом заявление на аттестацию проходит проверка на корректность и полноту поданных данных. При этом основными показателями становятся следующие аспекты деятельности педагога в межаттестационный период:
− Участие в работе методических объединений
− Педагогические разработки
− Публикации
− Выступления
− Инновационная деятельность
− Участие в профессиональных конкурсах
Соотношение современных требований предъявляемых к результатам деятельности педагога в межаттестационный период на основе реализации РБД АПР можно представить следующим образом.
Таблица 2
Деятельность педагога, подлежащая аттестации в рамках реализации РБД АПР
Показатели методической деятельности |
|
Показатели эффективного владения педагогом современными технологиями |
|
Показатели современной инновационной деятельности |
|
Обеспечение высокого качество образования или стабильной положительной динамики |
|
Таким образом, основанием аттестации педагогических работников становится реальная результативность работы педагога, понимаемая в соответствии с современными представлениями о качестве образования.
Соответственно, аттестация педагогов становится более объективной, открытой и прозрачной и более гибкой по отношению к качеству образования и его декларируемым параметрам. Все это требует в межаттестационный период обеспечения методическое сопровождение педагогической деятельности, оказание педагогу всесторонней помощи, активизация работы с педагогами по распространению его личного педагогического опыта через публикации в сборниках научных статей, участие в конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах разного уровня.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 276 от 07 апреля 2014 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» // Сайт Гарант плюс http://base.garant.ru/70662982 (дата доступа 19.11.2016)
- Алехина И. В. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период [Текст] / И. В. Алехина // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 307–310.
- Маковецкая Ю. Г., Петухова Г. В., Петухов С. Ю. Взаимосвязь различных видов образования в деятельности педагога / Сетевой научно-методический журнал ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование 3 № 2016 – с. 95–105.
- Петухова Г. В., Петухов С. Ю. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 190–193.
- Петухов С. Ю., Петухова Г. В. Практика реализации модульного курса краткосрочного повышения квалификации педагогических работников на базе общеобразовательной организации [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 122–126.
- Ильина А. В., Маковецкая Ю. Г., Петухов С. Ю., Петухова Г. В. Реализация проектной деятельности учащихся общеобразовательной школы. Методическое пособие по организации проектной деятельности для учителей-предметников в условиях реализации ФГОС ООО. — Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2015 г.