Здоровьесберегающие основы раздельно-параллельного обучения английскому языку для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Автор: Бондаренко Татьяна Николаевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 25.12.2016
Статья просмотрена: 28 раз
Библиографическое описание:
Бондаренко, Т. Н. Здоровьесберегающие основы раздельно-параллельного обучения английскому языку для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Н. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11664/ (дата обращения: 15.11.2024).
Они очень разные — девочки и мальчики. Играют в разные игры, имеют различные интересы и потребности. Неодинаково реагируют на одни и те же события, по-разному выражают своё отношение, к сверстникам, к взрослым, к предметам быта, к дружбе, к учёбе. Всё у них по-разному. Как будто два разных мира. Но… в школе они сидят за одной партой, решают одни и те же задачи, поют одни и те же песни, даже одинаково одеваются...
А как же быть с изучением иностранного языка? Модель педагогического процесса выстроена с использованием дифференцированного подхода к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При организации и проведении непосредственной образовательной деятельности по иностранному языку а также при изучении иностранного языка в начальной школе учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам-ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговаривают инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщают лишь принцип их выполнения, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение. Цели занятий формулируются с учетом половой принадлежности детей. Несомненно, то, что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью дети знакомятся с русскими и английскими народными играми, изучают пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде, проводились беседы на темы: " my family», " toys for girls and for boys», «Как трудились и отдыхали в старину», и др.
Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В старших возрастных группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака, с этой же целью можно создавать игровые уголки английского языка.
Основными направлениями непосредственного взаимодействия по иностранному языку с учетом полового развития мальчиков и девочек являются:
- Объяснение грамматического материала мальчикам желательно использовать схемы и пиктограммы, а для девочек вполне достаточно словесного объяснения.
- Мальчикам следует давать задание по поиску дополнительной информации.
- Эффективным методом формирования мужественности и женственности является использование ролевых игр в ходе непосредственной образовательной деятельности.
– «Ужин в семье мистера Коллина»
– «Пусть говорят дети»
– «Читаем русские и английские сказки»
- Информация для девочек должна основываться на взаимоотношениях между людьми, а для мальчиков приемлемы будут приключения.
- Мультфильмы на иностранных языках предпочитают смотреть как мальчики, так и девочки.
- При выполнении упражнений по чтению пиктограмм нужно учитывать, чтобы в предлагаемых вариантах были предложены ответы, как для мальчиков, так и для девочек.
- Диалог лучше рассказывать мальчику с девочкой, т. к. у девочек стремление к общению выражается больше, чем у мальчиков. Девочка сможет растормошить своего собеседника. В этом случае педагогу необходимо дать тему для разговора, которая будет интересна обоим.
- Эффективным является проведение нетрадиционных уроков на иностранном языке:
– «Заочная экспедиция»;
– «Волшебный лабиринт»;
– «Звездный час»;
- Педагогу следует учитывать то, что при выполнении заданий девочка ориентируется на быстроту, а мальчик на точность.
- Эффективным является проведение исследовательских работ совместно (мальчики и девочки).
Создание условий полоролевого развития детей на занятиях по иностранному языку будет способствовать полноценному развитию личности. Поэтому будет успешным, если в образовательный процесс будет включена работа экспериментальной группы, построенная по принципу комплексного подхода: психодиагностика, занятия иностранного языка с учетом гендерных особенностей детей, дополнительная работа по иностранному языку.
Также организация специальной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна быть организованна по принципу комплексного подхода: непосредственная деятельность по иностранному языку с учетом гендерных особенностей детей; дополнительная работа по иностранному языку с целью формирования мужественности и женственности.
Работа в группах раздельно-параллельного обучения иностранному языку состоит из нескольких направлений:
– занятия иностранного языка с учетом половых особенностей детей;
– дополнительная работа по иностранному языку с целью формирования мужественности и женственности;
– игры, направленные на развитие половых особенностей мальчиков и девочек,
– социально-психологические игры, направленные на формирование мужественности и женственности;
– серия игр по формированию адекватного полоролевого поведения с противоположным полом;
– психопросвещение для педагогов на тему ««Полоролевое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста»;
– психопросвещение для родителей.
Обучение строится по следующим принципам:
– создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять детей вселять уверенность в себя, поощрение интересов и развитие межличностных отношений;
– создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;
– принцип сотрудничества;
– принцип гуманизма.
Упражнение «Какие наши девочки и какие наши мальчики»
– Существует такое выражение «Ну какой военный не мечтает стать генералом». Ну, а каждый мальчик, наверное, хочет быть похожим на рыцаря. Конечно же, настоящий рыцарь никогда не станет обижать девочку, будет стремиться к тому, чтобы завоевать дружбу среди девочек.
– Вот мы сейчас и узнаем, какие наши девочки и какие наши мальчики.
– Выберите качества характера мальчиков и девочек. (На доске круги Эйлера. Дети выходят и выбирают определения.)
Мальчики: Девочки:
– сильные
– весёлые
– загадочные
– отважные
– справедливые
– красивые
– храбрые
Для налаживания контакта с детьми следует организовать специальную работу, включающую следующие приёмы:
– «Ласковое имя». Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч
– «Мостик дружбы».
Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками) и другие.
Приёмы и методы обучения мальчиков и девочек иностранному языку с учётом гендерных особенностей социализации и формирования личности могут выглядеть следующим образом.
В группах мальчиков рекомендуется:
– высокий темп подачи языкового материала;
– широкий спектр разнообразной нестандартно поданной информации;
– разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач и логических заданий;
– минимальное количество повторений пройденного материала;
– работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;
– вводить в практику работы учителя формы занятий, снимающие статическое напряжение;
– использование групповых форм работы является исключительным с обязательным включением элементов соревновательности и сменой лидера;
– подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерности, осмысление теории после практической работы с языковым материалом;
– дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции и чувства через логику;
– необходимость положительной конструктивной оценки выполнения работы
В группе девочек рекомендуется:
– неспешный размеренный темп урока и подачи нового языкового материала;
– достаточное количество повторений языковых единиц для лучшего усвоения;
– дозирование объёма и разнообразия новой информации;
– большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями;
– подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике;
– эмоциональная окрашенность нового материала: движение от эмоций к логическому осмыслению;
– использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь;
– использование наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память;
– эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.
Раздельно-параллельное обучение иностранному языку даёт следующие преимущества каждому полу:
– создаются условия для максимального сохранения здоровья каждым полом путём подбора соответствующего темпа изучения иностранного языка, правильным отбором методов и форм обучения;
– ученик или ученица становятся объектом внимания преподавателя и не чувствует себя на вторых ролях в классе, что формирует их позитивную «Я — концепцию»;
– обеспечивается психологический комфорт;
– обеспечиваются лучшие возможности для развития умений и навыков, способностей и целей, в том числе интеллектуального лидерства и преодоления дискомфорта.
Литература:
- Вартанов А. В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранного языка и культур// Иностранные языки в школе. — 2003.
- Пассов Е.И Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвещение, 1989.
- Рогова Г. В., Верещагин И. Н. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе в средней школе. — М.: 1988.
- Сафонова В.В Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. — М., 1991.