Проблемы трудового, физического и эстетического воспитания молодого поколения в Испании
Автор: Шибаева Ирина Александровна
Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 26.12.2016
Статья просмотрена: 367 раз
Библиографическое описание:
Шибаева, И. А. Проблемы трудового, физического и эстетического воспитания молодого поколения в Испании / И. А. Шибаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11667/ (дата обращения: 15.11.2024).
Алкоголь, наркотики, табак — испанская молодёжь, равно как молодые люди всего мира — не гнушаются этими «прелестями» современного мира. Вся беда в том, что нет должного контроля со стороны взрослых. У детей нет выработанного и закреплённого чувства дисциплинированности, о чём в начале двадцатого столетия писал наш известный педагог С. Т. Шацкий, глубинного чувства ответственности перед обществом за своё поведение, что всегда отличало воспитанного человека. Добиться этого, по его мнению, можно лишь организовывая жизнедеятельность ребёнка — его всегда надо занимать каким-либо интересным делом, от которого было бы не оторвать по причине испытываемой «трудягой» радости от своей работы. Однако у родителей нет времени на занятия со своими детьми, все заняты добыванием хлеба насущного. Образовательные учреждения, будь то школы либо вузы, всё более дистанцируются от задач воспитания, взяв за основу своей работы собственно образовательную деятельность. Но ведь дети — не грибы в лесу, сами не вырастут! Предоставленные сами себе, они зачастую бросают школу, не доучившись, и не спешат затем строить свою трудовую карьеру. Виноват, по всей видимости, нежный средиземноморский климат.
Однако, надо же и в будущее заглядывать! И как тут обойтись без воспитания!? Здесь на помощь могло бы прийти трудовое воспитание, которое в России, например, считается обязательным. И в семье, и во всех учебных заведения, включая высшую школу, понимают важность этой части воспитания для формирования личности. Сухомлинский называл трудовое воспитание «гармонией трёх начал: надо, трудно и прекрасно».
«Надо!» — да просто потому что без труда, без умения трудиться, трудиться с желанием, в этой жизни не достигнуть ничего.
«Трудно» — конечно, ведь много проще просаживать время, развлекаясь бессмысленными компьютерными «игрушками». Но только преодолевая трудности, можно развить незаменимые человеческие качества, такие, как упорство, сила воли, настойчивость в достижении цели.
«Прекрасно» — конечно, потому что наградой будет чувство морального удовлетворения — ведь было трудно, а ты смог! Ты дошёл до конца! Ты — победитель!
И Песталоцци вынашивал идею соединить обучение и труд. Находясь в школе целый день, дети могли бы, по его мнению, заниматься прядением и ткачеством, кроме того, каждый может обрабатывать свои грядки на небольшом участке земли, ухаживать за животными; на примере каких-то лучших хозяйств и ремесленных мастерских в деревне они могли бы приобрести опыт. Подобный опыт будет не только способствовать физическому развитию молодого поколения, но и подготавливать к предстоящей деятельности.
Считается крайне важным прививать с самого раннего детства любовь к труду. «Создатель для того и сотворил нас, чтоб мы работали. Склонность наша всегда что-нибудь делать так сильна, что мы не можем ей противиться, и если не находим доброго и полезного упражнения, то принимаемся за дурное» [7, с. 233]. И испанская молодёжь, к сожалению, принимается.
А в части собственно трудового воспитания в Испании обсуждаются лишь варианты специализирующего образования для успешной реализации на рынке труда по окончании обучения.
Одним из основных элементов воспитания является воспитание физической культуры, значимость которой для ведения здорового образа жизни осознаётся в настоящее время практически всеми государствами. В Испании в 1990 году был принят Закон о спорте — Закон № 10.
В преамбуле названного закона декларируется важность физической культуры и спорта для государства и общества, утверждается, что это один их основополагающих элементов в системе воспитания и важнейший фактор для поддержания здоровья нации.
В главе первой, кроме того, говорится, что занятия физической культурой важны для формирования и всестороннего развития личности, и поэтому будут включены в основные образовательные Программы как обязательный предмет. Все учебные заведения должны иметь в своём распоряжении спортивные помещения для занятия физическим воспитанием и спортом, а кроме того специальные площадки для лиц с ограниченными возможностями. Спортивные сооружения образовательных учреждений должны быть спроектированы таким образом, чтобы использование их было многофункциональным для нормального развития образовательной деятельности и доступным для местных спортивных ассоциаций.
Государство оставляет за собой право координировать в установленном им порядке занятия физическим воспитанием и спортом в университетах для развития и продвижения в том числе на международную арену, что будет способствовать скорейшей социализации молодёжи, а также её культурному развитию.
Во второй главе рассматриваются вопросы создания новых спортивных клубов для молодёжи, а на их базе — профессиональных команд, которые бы участвовали в соревнованиях на коммерческих условиях. Затрагиваются также вопросы борьбы с допингом в спорте и профилактики борьбы с насилием. Закон предусматривает в определённых случаях возможность созывать специальную Сенатскую комиссию. При этом важно, что финансирование спортивных структур осуществляет государство.
Вопросы эстетического воспитания поднимаются в работе GaloSánchez[1] «Educaciónestéticay educaciónartística. Reflexionesparaunaenseñanzacreativa». Автор делится своими размышлениями о ценности эстетического воспитания для развития индивидуума. Желание познать реальность, трансформировать её посредством познания искусства, техники, политического устройства является основной функцией творческого человеческого интеллекта. Человеческий ум сравнивается с неким устройством — «фруктом» длительного и прогрессирующего развития. Миссия педагога заключается в том, чтобы формировать интеллект своего ученика.
Рассматриваются при этом три огромных аспекта человеческих возможностей: такие как речь, эстетика и образование. Все они из области творческих функций. Образование — это всегда одна из ключевых проблем любого общества. Это изначально, по сути своей есть главная возможность эволюционировать. Эстетика соотносится с чувствами духовными и главным образом формирует художественную грань личности. Владение речью выводит нас в мир межкультурных коммуникаций и окунает в неизбежный социальный прогресс, который человеческая особь двигает с момента своего появления. Сферы, в которых реальность преобразуются посредством музыки, театра, являют собой значительные альтернативы формирования человеческой личности в области воспитания и образования, и сегодня ещё не изучены достаточно и мало развиты. GaloSánchez утверждает, что эстетическое и художественное воспитание есть прекрасное лекарство в деле преодоления многих трудностей современного мира. Он соглашается с MartinezBonafé[2], утверждая, что эмоциональная отсталость и низкий уровень развития чувствительности во многом объясняют дегуманизацию нашего общества. У сегодняшнего человеческого сообщества мало того, что отсутствуют идеи и аргументы реализовать себя в этой жизни и быть счастливым, — у них отсутствуют «доводы» сердца и смысл жизни. Эстетический опыт является реальным и жизненно необходимым для людей, потому что именно этот опыт даёт подсказки, руководство в своей собственной жизни.
Курс эстетического опыта выступает как стимул того, что, прежде чем развлекать своё воображение, надо научиться управлять своими чувствами. Механизм активации, который создаёт эстетический опыт в человеке, в свою очередь образует концептуальную основу, позволяющую рассматривать его как одну из возможностей содействия жизни достойной, по уму. Язык символический, язык метафор является основой всего искусства. Именно через метафору музыка, живопись, театр, танец может соединиться с чувством каждого человека. Одна из основных задач художественного (эстетического) воспитания — дать студенту возможность уловить эстетическое наслаждение.
Воспитание (образование) эстетическое посредством воспитания (образования) художественного помогает достичь:
− расширения сенсорной и чувственной восприимчивости;
− улучшения внимания при работе ума, созерцании звуков и работе воображения;
− умения вести творческие игры и управлять фантазией;
− расширения личного словарного запаса (выразительного и коммуникативного);
− умения формировать эстетическое суждение.
Таким образом, воспитание в области искусств есть воспитание чувств. Цель художественного воспитания — равно как трудового и физического — активизировать жизнь, а не просто довольствоваться ею. Известно, что для современной молодёжи уже недостаточно только учиться, крайне важно развивать свои персональные способности, связанные с собственным имиджем, самооценкой, своими талантами и конечно творческими способностями для адаптации в любом окружении.
Литература:
- Antonio Casquero Tomás, Ma Dolores García Crespo, Ma Lucía Navarro Gómes. Especialización educativa e inserción laboral en España. Estadística española. Vol. 52, núm. 175, 2010, págs. 419–467.
- Galo Sánchez. Educación estética y educación artística. Reflexiones para una enseñanza creativa. Aula, 16, 2010, pp. 21–32.
- Ley 10/1990, de 15 de octubre, del deporte. Boletín núm. 249, miércoles 17 octubre 1990, 30397–30411.
- Rafael Mesa Sánchez. Medios de comucación, violencia y escuela. — Revista Interuniversaria de Formación del Profesorado, no 44, Agosto 2002, pp.209–222.
- Милош В. Кротохвил. Жизнь Яна Амоса Коменского: Книга для учителя: Перевод с чешского. — М.: Просвещение, 1991. — 191 с.
- Наталья Королёва. Воспитание в Испании. https//nstarikov.ru/blog/10425
- Новиков Н. И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1959. — 255 с.
- Очерки истории школы и педагогики за рубежом, под ред. К. И. Самойловой, Б. М. Бид-Бада. — М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Трудовое воспитание детей. bukvic.ru/trudovoe–vospitanie–detey/ Фрадкин Ф. А., Малинин С. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. М.: «Прометей, 1993–176 с.
[1] Galo Sánchez, profesor en Universidad de Salamanca
[2] Jaume Martínez Bonafé, Profesor Titular del Depatament de Didáctica i Organització Escolar en la Facultat de Filosofia i CC. Educació de la Universitat de Valéncia