Формирование финансовой грамотности в рамках реализации образовательного проекта «ТЕМП»
Автор: Смирнова Наталья Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 04.01.2017
Статья просмотрена: 258 раз
Библиографическое описание:
Смирнова, Н. В. Формирование финансовой грамотности в рамках реализации образовательного проекта «ТЕМП» / Н. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11668/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современных условиях образование рассматривается как социокультурный процесс, в котором происходят формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции личности, ценностные трансформации, развиваются способы деятельности, способствующие становлению системы жизненных ориентаций детей, определяются профессиональные и социальные перспективы личностного развития. Среди масштабных социально-экономических проблем, требующих нового осмысления находятся проблемы развития естественно-математического, технологического образования и трудового воспитания с целью достижения конкурентного уровня качества естественно-математического, технологического образования и развития трудового воспитания в образовательных организациях города Челябинска, посредством развития ценностной ориентации обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями на рабочие и инженерные профессии, рационального использования социально-педагогических, информационных и технико-технологических возможностей обладающих соответствующими ресурсами организаций и предприятий образовательной, производственной и социокультурной сферы, средств массовой информации, родителей и других заинтересованных лиц и структур. Сегодня образование призвано удовлетворить запросы всех потребителей образовательных услуг. Особое значение развитию естественно-математического, технологического образования и трудового воспитания, популяризации технического образования, повышению престижа рабочих и инженерных профессий предопределяется федеральными требованиями, региональными требованиями, требованиями характерной особенностью запросов промышленного сектора экономики города Челябинска, возрастающей потребностью промышленных предприятий, бизнес структур и организаций города в высококвалифицированных работниках для замещения вакантных высокопроизводительных рабочих и инженерных мест. Современный рынок труда города нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих прочными знаниями, развитыми умениями и навыками, подготовкой в области компьютерных технологий. [2]
Исследованию проблем социальной функции базового курса математики на старшей ступени обучения, с формированием у школьников убежденности в значимости и действенности получаемых знаний, посвящены исследования многих педагогов, психологов и методистов. Содержательная и методологическая линии школьного курса математики с профессиональной составляющей образования осуществляется за счет его прикладной направленности.
Изучение математики предполагает запоминание и воспроизведение, а так же узнавание, понимание и анализ фактов. Даже выполнение рутинных преобразований опосредованно способствует воспитанию таких качеств личности как собранность и систематичность. Именно процесс обучения математике формирует у учащихся рационалистический стиль мышления.
Математическое образование необходимо для интеллектуального здоровья так же, как заниматься физкультурой — для здоровья телесного. Большая работа проводится по развитию в процессе изучения математики таких качеств как критичность, алгоритмичность, экономичность и т. д. Школьная математика должна содержать две отрасли современной математики: теоретическую и прикладную. Прикладная — тот раздел математики, в котором происходит применение теоретической математики в практических ситуациях. В школьном курсе математики при решении таких задач естественным этапом является математическое моделирование реальных процессов.
Общие цели математического образования включают умение видеть математические закономерности в повседневной практике и использовать их на основе математического моделирования, освоение математической терминологии как слов родного языка и математической символики как фрагмента общемирового искусственного языка, играющего существенную роль в процессе коммуникации и необходимого в настоящее время каждому образованному человеку. В федеральном компоненте образовательных стандартов основного общего образования определено, что изучение математики в основной школе, в первую очередь, направлено на овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин и продолжения образования [3].
Это значит, что необходимо обеспечить прикладную направленность обучения математике, ориентировать ее содержание и методы преподавания на применение в смежных науках и технике, в быту. Однако, для современной школы характерна слабая практическая направленность обучения математике.
Ядро школьной математики остается неизменным в течение нескольких лет и складывается впечатление, что проблема прикладной направленности, однажды решенная, в дальнейшем может не рассматриваться. Например, задачи на движение, работу, проценты, вычисление площадей были и традиционно присутствуют в школьной математике. Однако, это не решает проблему прикладной направленности обучения, поскольку ее постановка в современных условиях должна учитывать следующее:
‒ во все усложняющейся действительности появляются новые виды и области технической и научной деятельности, требующие изучение возможностей применения в них математических методов;
‒ совершенствование математического аппарата и вычислительной техники также требует пересмотра применения математики и несение соответствующих изменений в школьную математику;
‒ развитие математической науки, связанное с исследованием ее основ и структуры, меняет ее логику и стиль изложения, что может, а зачастую и должно, находить отражение в школьной математике.
Сегодня математика проникает во все сферы деятельности человека. Трудно назвать хотя бы один раздел науки или какую-либо профессиональную область, где не присутствовала бы математика или ее методы. Поэтому необходимость математического образования для успешного формирования личности не вызывает сомнений. Важной частью общей культуры является широкий набор знаний, которые человек активно использует в быту и в профессиональной деятельности на протяжении всей жизни.
Еще с древних времен математику и экономику объединиться заставила необходимость, важная для выживания. Людям той далекой эпохи требовалось подсчитывать, сколько пищи нужно для семьи и клана, а когда запасов оказывалось больше, чем необходимо для жизни, требовалось правильно подсчитать излишки, чтобы затем обменять их у соседних племен на другие товары. Сложность расчетов была связана с доступными средствами для вычислений: изначально счет велся парами, затем — при помощи пальцев рук, а позднее для выполнения сложения, вычитания, умножения и деления были придуманы цифры и алгоритмы письменных расчетов. Развитие счета подтолкнула торговля, которая с течением времени также менялась и совершенствовалась.
В политической экономике XIX века зародилась математическая школа, представителями которой были Л. Вальрас, О. Курно, А. Маршалл и другие. Они одни из первых, кто попытался пользоваться математическим аппаратом в изучении механизма функционирования рынка. Следом, за этими выдающимися экономистами, математические методы начинают использовать и русские ученые — экономисты, такие как В. И. Дмитриев, И. П. Кондратьев, Е. Слуцкий.
В экономике как науке математика применяется достаточно недавно, а именно с того времени, когда великий экономист Франсуа Кене изобрел и первоиздал свои экономические таблицы. Это первый опыт описания количественного процесса воспроизведения социального продукта как единого целого. Впоследствии Адам Смит предложил классическую макроэкономическую модель социального воспроизведения. Карл Маркс, в принадлежавших ему работах, достаточно масштабно использовал математический аппарат.
При возникновении государственного планирования в 1920-е гг. вопрос использования математического аппарата в экономике становится предметом острейших споров. Тем не менее, начиная с 1940-х по 1960-е гг. тема применения математики в экономике России почти не рассматривалась. Имеющиеся на тот момент времени математические методы регулирования планово-экономических задач в действительности не использовались. В середине 40-х гг. XX столетия в развитых зарубежных странах начинается молниеносный процесс внедрения математики в экономику, как в сферу научных исследований, так и в отрасль управления бизнесом. В СССР к использованию математического аппарата возвращаются только в конце 50-х годов XX века [1].
Международные исследования уровня образования показали, что учащиеся хуже всего справляются с задачами, в которых требуется математизировать предложенную жизненную ситуацию, то есть выделить в ситуации проблему, которая решается средствами математики, разработать соответствующую ей модель, а затем размышлять над ее решением.
Одной из главных причин отсутствия соответствующих умений является тот факт, что, как правило, учащихся знакомят в школе с математическими фактами и алгоритмами, а далее на некотором наборе задач отрабатывают умения и навыки в применении изложенной темы. Но учащиеся зачастую не представляют, в какой области науки можно применить полученные знания и умения.
Отсюда возникает представление о математике как сложной и жизненно неприменимой науке, исчезает заинтересованность в дальнейшем изучении. Умение применить математические знания для решения жизненных проблем не может появиться само собой. Этим умениям необходимо обучать целенаправленно.
Изучение проблемы развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения показало, что Россия, как и многие зарубежные государства, начала этот процесс с отдельных инициатив общественных и коммерческих структур. Однако уже на данном этапе остро ощущается необходимость как контроля над ним, так и координации усилий всех заинтересованных организаций и ведомств. Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, а финансовые навыки прививаются так же, как и правила. И роль математики в этом процессе неоспорима. И математические методы (часто далеко не элементарные) выступают в качестве необходимого инструмента.
Основным средством для формирования финансовой грамотности является решение задач финансового содержания. В ходе решения таких задач, наряду с овладением математическими методами, учащиеся усваивают основные финансовые понятия. Предусматривается ведение словаря финансовых терминов. В связи с тем, что в учебниках математики отсутствует определение финансовых понятий, учителю необходимо при подготовке к уроку использовать дополнительные источники: «Современная экономическая энциклопедия» Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова, «Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика»А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидова, интернет-источники и т. д.
Ориентируясь на заинтересованность государства в развитии финансовой грамотности, способствующую решению экономических и социальных проблем общества, подготовка старшеклассников к успешной деятельности является общественным заказом системе образования, что отражено в Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и других нормативных документах, а так же в образовательном проекте Министерства образования Челябинской области «ТЕМП».
Литература:
- Коннова Д. А. Леликова Е. И.: // Взаимодействие математики с экономикой. Журнал. Современные наукоемкие технологии. — 2014. –№ 5 (часть 2) — С. 159–161
- Концепция образовательного проекта «ТЕМП: масштаб — город Челябинск»
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/543