Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем
Автор: Боровикова Любовь Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 31.12.2016
Статья просмотрена: 666 раз
Библиографическое описание:
Боровикова, Л. Н. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем / Л. Н. Боровикова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11672/ (дата обращения: 15.11.2024).
Архангельская область — удивительный край, крупнейший регион РФ, мир поморов и мореходов. Климат, растительный и животный мир региона, в котором мы живем, наложил свой отпечаток на организацию быта, сформировал традиции, обычаи, определил архитектурные особенности… Однако как мало мы знаем о своей малой родине, и сколько много открытий мы можем совершить рядом с собой. Знакомство детей с родным краем — процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительный результат можно достичь, только планируя и организуя систематическую работу: в совместной деятельности взрослого и ребёнка, в самостоятельной деятельности детей.Главное — развить у детей желание самим искать ответы на возникающие у них вопросы. Такую пытливость ума развивает проектная деятельность.
Целью данного проекта являлось развитие познавательной активности детей и родителей в процессе ознакомления с родным краем, историей, достопримечательностями и людьми, прославившим его. Нами были сформулированы основные направления работы, которые тесно взаимосвязаны между собой: знакомство с климатом, растительным и животным миром, архитектурой, промыслами поморов, их обычаями (игры, сказания, песни), знаменитыми людьми нашего региона. При этом педагогу определялась роль «дирижера», который направляет умы детей в определенном русле. Но как пробудить эту пытливость, наблюдательность. Детям всегда нравятся экскурсии. Но у нас нет возможности, например, воочию полюбоваться красотой природы разных уголков нашего края. Что же делать? Одной из форм работы мы выбрали виртуальную экскурсию. Виртуальные экскурсии — это воображаемые посещения изучаемых объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. А использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Видеоэкскурсия не развлечение, она дает возможность на основе просмотренных сюжетов поставить перед детьми проблемные вопросы. Это ступенька для дальнейшего изучения проблемы. Для развития и поддержания познавательного интереса мы также использовали разнообразные формы с родителями и детьми: опыты и эксперименты, экскурсии в лес, беседы, чтение художественной и энциклопедической литературы, мастер-классы, КВН, викторины, создавали макеты, энциклопедию в которой нашло отражение каждое направление работы, дидактические и сюжетные игры и тд. В ходе проекта дети разгадали тайны природных зон, северного дома; узнали, что наши прабабушки были искусными мастерицами, а наши прадеды — бесстрашными людьми; откуда на Руси соль появилась, почему наш народ называли «трескоедами» и чем питались люди в условиях сурового климата; познакомились с богатствами нашего региона. В ходе реализации проекта были затронуты и вопросы экологии. Не секрет, что в порыве освоения природных ресурсов, природный мир страдает более всего. Благодаря опытам и экспериментам у детей сформировалось понятие, что наш край очень ранимый и долго будет восстанавливаться, если мы не будем бережно обращаться с природой.
У всех участников проекта интерес к познанию своего региона не угас, а родители стали чаще планировать посещение музеев и интересных мест Архангельской области.
Конспект совместной экспериментальной деятельности «Секреты тундры»
Цель: Способствовать выявлению характерных особенностей тундры.
Задачи:
‒ развивать у детей стремление искать ответы на поставленные вопросы, делать выводы, подкрепляя их полученными знаниями;
‒ расширить знания детей об особенностях растений тундры;
‒ продолжать учить работать в парах;
Предварительная работа:
‒ видеоэкскурсия «Природа Архангельской области»,
‒ поиск информации «Какие растения растут в тундре»,
‒ эксперименты «Когда в Арктике лето», «Почему летом в Арктике солнце не заходит», «Где самое жаркое лето, холодное лето».
Материалы: пластиковые контейнеры с землей (3 с рыхлой землей, 3 — земля, пропитанная водой и замороженная в морозильнике), 12 деревянных палочек, 12 пластиковых стаканчиков с холодной водой, макет растений тундры, модели (солнце, капля воды, термометр), пенопласт, фен.
Ход:
— Ребята, я приглашаю вас сегодня в нашу лабораторию. Мы с вами на этой недели путешествовали по тундре. Давайте вспомним, что такое тундра, где она находится.
Дети называют и объясняют отличительные признаки: длинная зима, холодное короткое лето, повышенная влажность, низкие температуры, растут низкорослые растения. (Взрослый на мольберт помещает символы). Почему? Используем макет солнечной системы.
Взрослый вывешивает на мольберт 2 картины с изображением пустыни и тундры. Ребята, а как вы думаете, природа тундры и пустыни одинакова? Нет, а почему?
Ребята, вы знаете я очень удивилась, когда узнала, что в тундре выпадает такое же количество дождя, как и в пустыне… Но в тундре сыро, влажно. Как вы думаете, почему в тундре так сыро? (Предположения детей: тает снег, идут дожди. Взрослый говорит детям, что снег и дождь бывает не только в тундре, но только здесь так сыро. Почему?)
Я вам предлагаю открыть 1 из тайн тундры.
Опыт 1 «Почему в тундре летом сыро»
— Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Сначала выберите себе помощника. Пройдите в лабораторию к столам (6 столов, на каждом стоят 2 контейнера с промерзшей землей, 2 палочки, символы снежинка, солнышко, 2 стаканчика с водой.)
Давайте вспомним правила проведения опытов
- Слушать внимательно инструкции взрослого.
- Не брать ничего в рот, не пробовать на язык, острые палочки держать вертикально, близко к глазам не подносить.
- Не толкаться, говорить по очереди.
Задание: Вспомните, что происходит с водой, если она попадает на почву (впитывается). Давайте определим, зависит ли впитывание воды почвой от особенностей почвенного слоя (вечная мерзлота). Перед вами в контейнерах земля. Рассмотрите ее. Дети с помощью палочек пробуют рыхлить землю, объясняют, что в одном контейнере земля рыхлая, а в другом замерзшая, прикрепляют к контейнерам символы (солнышко, снежинку). Как вы думаете, где вода впитается в землю быстрее в рыхлой или замерзшей? (ответы детей).
— Возьмите каждый по стаканчику, наполните его водой. Это ваши тучи. Дождик лейся (дети по очереди поливают землю в контейнерах).
— Посмотрите, что случилось с водой в контейнере с солнышком? — Вода впиталась в почву.
— Посмотрите, что получилось в другом контейнере? — Вода осталась на поверхности. Педагог схематично изображает на мольберте результаты проведенного опыта. Дети делают вывод, что вечная мерзлота не пропускает воду (схема на мольберте).
Вода не только может просачиваться в почву, но и испаряться с нее. Испарение зависит от температуры. Ребята, подумайте, когда из нас больше испаряется воды во время жары или во время холода. Как мы можем это определить? (потоотделение)
Ребята вот мы с вами и открыли 1 тайну тундры. Хоть в тундре и мало дождей, но так как в ней холодно и вечная мерзлота, в тундре сыро.
Ребята, а могут ли в таких суровых условиях расти растения?
— Ребята, а какие растения тогда растут в тундре? (дети перечисляют, рассказывают, как названное растение приспособилось к условиям тундры (4–5 сообщений).
— А вы обратили внимание, что все деревья в тундре — низкие, с изогнутыми к земле стволами? Вот, и еще одна загадка тундры: почему деревья в тундре низкие, больше похожие на кусты? (Гипотезы детей).
Опыт 2 «Почему в тундре растут низкие деревья?»
— Давайте поставим эксперимент: ветер — фен, снег –пенопласт, дерево — длинная и короткая ветки. (Длинная ветка падает от струи холодного воздуха, короткая — нет).
— Вот мы с вами и открыли вторую загадку тундры. У всех растений корни растут у поверхности почвы. Высокое дерево не может удержаться корнями за почву во время постоянных сильных ветров, а низкому, стелющемуся по земле — легче удержаться.
— Ребята, а вы обратили внимание, что происходит со снегом на земле во время сильного ветра? А может ли появиться толстый слой снега, если ветра будут сильными и частыми, как в тундре? (Нет)
Педагог при помощи схемы подводит итог (в тундре — зона вечной мерзлоты, поэтому растут низкие или карликовые растения; у них мелкие листья, растения стелятся по земле, образуя подушки; корни расположены близко к поверхности).
Вот, ребята, мы с вами и разгадали секреты тундры. А теперь давайте приведем в порядок свои рабочие места влаборатории.