Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности
Автор: Волкова Юлия Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 28.12.2016
Статья просмотрена: 4346 раз
Библиографическое описание:
Волкова, Ю. С. Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности / Ю. С. Волкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11676/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современные подходы в построении воспитательно-образовательного процесса основываются на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду в развитии индивидуальной личности ребенка. Развитие познавательного интереса является одной из приоритетных задач дошкольного образования в целом.
Одним из видов детской деятельности в непрерывном непосредственном образовательной процессе, а также в совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет является конструирование. Обратившись к специализированному словарю «Философия науки и техники», мы можем увидеть следующую трактовку определения конструирования — это вид инженерной работы, которая осуществляется в различных областях человеческой деятельности: в проектировании технических систем, дизайне, моделировании одежды. Разработка вариантов конструкции обычно связана с постановкой и решением задач технического творчества [7].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в пункте 2.7 определяет конкретное содержание указанной образовательной области «Познавательное развитие», которая зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также определяется целями и задачами Программы дошкольной организации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Колыванский детский сад № 4» и реализуется в различных видах деятельности, в том числе и конструировании. Под детским конструированием следует понимать создание конструкций, моделей из различных материалов ребенком, которые и определяют вид конструирования. Наиболее распространенным видом конструирования в дошкольных организациях является конструирование из строительного материала, так называемое техническое конструирование. Сюда включается использование различных геометрических форм, фигур с предложенными разными формами организации обучения: по образцу, по замыслу, по теме, по условиям. Дети отображают объекты, с которыми сталкиваются в жизни: кораблик с палубой, домик с крышей или машина с колесами. В педагогической практике также используются и другие виды конструкторов, но все они, как показывает практическая деятельность носят характер воспроизведения. Однако, детское конструирование может носить познавательный и творческий характер, если создаются определенные условия в организации совместной деятельности с дошкольниками.
При практической и совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет, мы используем конструирование как вид детского занятия из различных материалов включая конструкторы «Лего», «MegaBlogs», модули-макеты, бумагу, природный и «бросовый» материал, предметы-заменители. Для себя мы определяем, что конструирование — это такая форма деятельности ребенка дошкольного возраста, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творческой активности, обогащает речь и позволяет считать детское конструирование мощным средством для познавательной деятельности. Созданию новых образов в конструировании помогает воображение, а воображение в свою очередь рассматривается в свою очередь с точки зрения познания [8, 10].
Мы в свою очередь закладываем в конструирование именно творческую основу, а именно, дети в совместной деятельности создают образы и не только отображают их структуру, форму, величину, но и выражают свое отношение к ним, передают характер, нарушают пропорции, используют нестандартный цвет в решении конструкций. Проигрывают роли за персонажей сделанных из бросового материала, в театральной деятельности используют свои постройки, оживляют и наделяют разными характерами своих героев. Чтобы наше творческое конструирование было успешным, для начала мы определили важные составляющие этого процесса:
- Необходим замысел (задумка, план реализации, основной сюжет, представление конечного результата).
- Исполнение задуманного (какими способами будем реализовывать задуманное).
Проигрывая элементарные детские конструкции на начальном этапе мы отметили, что детям старшего дошкольного возраста 5–6 лет достаточно сложно наделять героев характерными чертами и признаками характера, в основном дошкольники используют простые черты, которые повторяются из раза в раз: улыбается, плачет. Присутствует неустойчивость самого замысла: строили замок для рыцаря и принцессы, а получился обычный одноэтажный дом. Отмечалось очень быстрое завершение процесса постройки, дети торопятся и не могут сосредоточиться, а также не могут придумать дальнейшее развитие сюжета. Используют в своей речи короткую фразу, часто молчат и оставляют вовсе без комментариев сделанные конструкции.
Все эти выявленные факты говорили нам о низком уровне возможностей детей в конструировании, а точнее в творческом конструировании.
Так как основные сюжеты для детского конструирования ребенок берет из собственного опыта, окружающего его пространства, предметного мира, социальных явлений, художественной литературы, сюжетно-ролевой игры, мы решили создать специальные условия для обогащения сюжетов и затем закреплять их в процессе конструирования. Нами был разработан перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет по периодам. I период (сентябрь, октябрь, ноябрь), II период (декабрь, январь, февраль), III период (март, апрель, май). В перспективное планирование включены игры: сюжетно-ролевые, дидактические, творческие, игры-драматизации, подвижные и народные. А далее на основе игры, мы запланировали творческое конструирование. Играя в процессе конструирования, у дошкольника формируется представление о цвете, величине, форме, о свойствах предметов. Дошкольники с удовольствием играют в «конструктор» из природного материала (шишки, песок, ракушки, камушки), так как с помощью них ребенок знакомится с представлениями об окружающем мире, с явлениями живой и неживой природы.
Еще одной особенностью творческого конструирования отмечаем использование словесных игр. Б. Базедов обращал внимание на то, что у детей вызывает интерес и удовольствие от игр, в которых они видовые понятия объединяют родовым и к родовому понятию подбирают видовые, в которых необходимо провести обобщение родового понятия. Например, при конструировании стола, стула, шкафа, мы обобщаем их в одно родовое понятие «Мебель», а также заселяем комнату героями, которые празднуют новоселье или переехали из другого города, а далее уже сами дети предлагают ходить друг к другу в гости на чаепитие. С помощью творческого конструирования у ребенка формируется образное мышление, развивается речь. Ведь такое конструирование строится на действиях играющих, которые комментируются словами. В творческом конструировании дети учатся коммуникации и решению мыслительных задач, а именно: описывать предметы, выделять признаки, отгадывать, находить сходство и различие. Процесс творческого конструирования мы разделили для себя на несколько стадий и в каждой стадии, ребенок проявляет определенную детскую активность. Для того, чтобы правильно оценить эффективность творческого конструирования, необходимо знать стадии и характерные детские черты проявления в игре [4, 5, 6].
На первой стадии дошкольники активно включаются в игру, у них возникает интерес и желание играть. Чтобы вызвать интерес и привлечь к игре ребенка педагог может использовать следующие приемы: напомнить о том, что сейчас будем играть, загадать загадку, провести беседу, рассчитать детей считалочкой, посмотреть тематический мультфильм.
Вторая стадия знакомства с тем видом конструктора, который будем использовать и дать возможность выбрать ребенку именно то, что ему понадобится в конструировании. На этом этапе дошкольник выполняет конструкцию, действует по сюжету, по образцам или с использованием своей фантазии. На этой стадии у ребенка формируются такие качества, как сопереживание другим, когда конструкция рушится, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, ответственность, способность принять собственный и чужой успех и неудачу. Третья стадия, стадия творческого проявления. Ребенок занят поиском самостоятельных решений и действий. Он изображает, подбирает, придумывает. Роль педагога на первой стадии заключается в следующем: заинтересовать дошкольников, создать именно ту радостную атмосферу, которая вызовет у детей желание строить, мастерить. Вторая стадия отводится педагогу для совместной, равноправной и партнерской деятельности, где ребенок творчески моделирует, а взрослый предлагает: «Давай будем…». Третья стадия для педагога необходима в связи с оценкой эффективности педагогических действий. Основной задачей творческого конструирования детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет является формирование образного мышления. Образное мышление как психический процесс формируется и развивается при познании ребенком окружающего мира [8].
Анализируя совместную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет в процессе творческого конструирования, можно отметить следующие результаты:
вырос познавательный интерес у детей к конструированию как виду деятельности, возникает самостоятельная мотивация дошкольников продолжать данную деятельность, есть желание у детей продолжать и оставлять свои постройки не убирая, а также улучшились сюжетные линии в играх с конструкциями, обогащается речь и как другой вид деятельности возникает речевое творчество. Родители воспитанников проявили заинтересованность в данном виде конструирования и помогли с бросовым и природным материалами. А еще возникли сделанные совместные с родителями проекты постройки-макеты, которые дети используют в своих играх «Динозавры и их мир», «Автомобильная и железная дороги», «Ферма», «Дикие животные сибирского леса». Занимаясь с детьми творческим конструированием хочется отметить, что это та деятельность, которая необходима детям, она доступна и совсем необязательно иметь дорогостоящие и далеко не всем финансово возможные конструкторы, ведь конструировать можно из того, что есть в данный момент под руками, главное приложить усилие, фантазию, а дети с удовольствием поддержат творческую инициативу.
Литература:
- Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. — СПб.: ООО Издательство Детство-пресс, 2011
- Белошистая А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. 2010. № 2. С. 3–8.
- Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя дет. сада / под. ред. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говоровой, Л. И. Цеханской; сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М.: Просвещение, 1989. 127 с.
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Педагогика, 1990. 159 с.
- Некрасов С. И., Некрасова Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь справочник. Учебное пособие. — Орёл: ОГУ, 2010. 289 с.
- Поддьяков Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. М.: Педагогика, 1985. 193с.
- Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М.: Просвещение, 1987. 192 с.
- Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. 352 с.