Реабилитационные меры по отношению к детям с ДЦП | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мукушева, Л. А. Реабилитационные меры по отношению к детям с ДЦП / Л. А. Мукушева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11689/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной работе рассматриваются причины возникновения ДЦП, симптомы ДЦП, проявляющиеся на разном этапе развития ребенка, порядок выбора физической реабилитации и ее виды у пациентов с диагнозом ДЦП.

Ключевые слова: ДЦП, реабилитационные меры детей с ДЦП, причины ДЦП, физическая реабилитация

This paper discusses the causes of cerebral palsy, symptoms of cerebral palsy manifested at the different stages of child development, the procedure for the selection of physical rehabilitation and its types in patients with cerebral palsy.

Детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет в себе комплекс неврологических заболеваний, вызывающих нарушение координации, двигательной функции, и относится к категории неизлечимых заболеваний. Дети, страдающие ДЦП являются инвалидами.

Возникновение ДЦП происходит из-за поражения участка головного мозга, который отвечает за мышечную активность. Причиной возникновения заболевания может быть нарушение развития мозга, а также травма до, во время или после родов. В большинстве случаев, причина ДЦП возникает во время внутриутробного развития ребенка и связана с болезнями беременной женщины, патологией беременности или мутацией, а в редких случаях с проблемами в родах и травмами, полученными после родов.

Симптомы ДЦП проявляются в течении первых трех лет жизни ребенка.

Начальная стадия ДЦП появляется сразу после рождения и включает в себя изменения в поведении ребенка связанные с нарушением проведения сигнала от поврежденных отделов головного мозга. Из-за нарушений работы мышц, движения ребенка могут быть скованны, это связано с постоянным напряжением мышц или наоборот, в связи с мышечной слабостью, вялостью.

Ребенок может вздрагивать, возможна дрожь в теле и судороги. Ребенок не может зафиксировать взгляд и плохо сосет. Чаще всего эти изменения происходят на фоне тяжелого общего состояния ребенка: проблемы с сердцебиением, дыханием, внутричерепным давлением.

Ранняя резидуальная стадия ДЦП возникает в возрасте от 2 до 4 месяцев. Параллельно с взрослением начинают проявляться нарушения, определяемые объемом и местом поражения мозга. Прослеживается задержка в развитии, т. к. дети поздно начинают сидеть, ползать, ходить, говорить. Отчетливо заметна скованность и неестественность движений поврежденной части тела. Например, ребенок выполняет все движения только одной рукой, а вторую поджимает к туловищу, ходит на носочках и т. д.

Поздняя резидуальная стадия ДЦП появляется у более взрослых детей. Новые симптомы не появляются, а в связи с отсутствие полноценных движений наблюдаются необратимые деформации тела, формирование специфической походки и атрофия мышц.

Существуют разные методы лечения, способствующие уменьшению проявления ДЦП и повышению самостоятельности ребенка это трудовая терапия, физиотерапия, лекарства для снятия мышечного напряжения и спазмов. В некоторых случаях прибегают к проведению хирургических операций.

В детском возрасте, особенно до 8 лет, родителям нужно приложить максимум усилий для реабилитации ребенка, т. к. мозг активно развивается и выполнение каких-то нарушенных или утраченных функций могут взять на себя здоровые отделы. Чем раньше будет начато реабилитация и лечение ДЦП, тем успешнее будет процесс.

В период реабилитации, врачи корректируют речевые, двигательные, коммуникативные и интеллектуальные навыки. Под реабилитационными мерами, подразумевается снятие симптомов, то есть восстановление функций, которые больше всего страдают от ДЦП. Важно понимать, что комплекс лечебных упражнений является не разовым курсом, а постоянной, пожизненной мерой.

Выбор физической реабилитации зависит от индивидуальных потребностей ребенка. Лечение построено на упражнениях и играх, направленных на максимальное использование физических возможностей ребенка. При необходимости, подключается помощь эрготерапевта, логопеда, поддержка со стороны родителей, педагогов и медработников.

Применяется ряд специальных тестов, для оценки физических способностей ребенка: состояние мышечной системы, состояние суставов, равновесие, координация движений, функция межполушарного взаимодействия, способность к выполнению указаний и т. д.

Обычно посещение кабинета физической реабилитации проходит 1 -2 раза в неделю на протяжении нескольких месяцев. При этом ребенок должен ежедневно заниматься по рекомендованной программе дома. Занятия необходимо продолжать и после окончания посещений реабилитолога.

Контроль за успехами ребенка накладывается на родителей. При ухудшении состояния или недостаточном эффекте рекомендован новый цикл реабилитационной терапии.

Рассмотрим виды реабилитаций при ДЦП:

  1. Лечебная гимнастика, под влиянием которой в мышцам ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения, а также нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, преодолеваются или уменьшаются насильственные движения.
  2. Иппотерапия — вид лечебной физкультуры осуществляемой с помощью лошади и является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных.
  3. Эрготерапия — характеризуется на развитии и восстановлении утраченных ранее элементарных навыков, в том числе двигательных функций.
  4. Методика Бобат — основана на стимуляции различных движений тела при помощи специальных положений корпуса и конечностей, что приводит к укреплению слабых мышц, улучшению движения суставов и уменьшению дисбаланса в пропорциях тела.
  5. Войта-терапия — основана на воздействии на конкретные части тела при помощи градуированного давления, способствует максимальной активизации мускулатуры тела.
  6. Гидротерапия — основана на использовании теплой воды и направлена на расслабление отдельных групп мышц. Курс гидротерапии имеет комплексы упражнений на растяжение, расслабление и укрепление мышц.
  7. Садовая терапия — заключается во взаимодействии ребенка с природой, что приводит к улучшению физического и душевного состояния.
  8. Дельфинотерапия — основана на взаимодействии ребенка с животным и проходит под тщательным контролем нескольких специалистов — психолога, терапевта, психотерапевта, дефектолога и специалиста по лечебной физкультуре.

На данный момент, ДЦП является причиной большинства случаев инвалидности среди детского и взрослого населения, существенно снижает работоспособность, качество жизни, и способствует социальной дезадаптации пациентов. Комплексный подход к реабилитации больных ДЦП с использованием эффективных средств разностороннего действия позволяет не только снизить симптомы заболевания, но и улучшить качество жизни людей, страдающих данным заболеванием, а также добиться адекватного уровня их социализации.

Литература:

  1. Ушаков А. А. Современная физиотерапия в клинической практике. Рецензенты: А. И. Хазанов, В. Е. Илларионов. Москва, «АНМИ», 2002. – 364 с., илл.
  2. Качесов В. А. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. НИИ имени Н. В. Склифосовского 2005 г.
  3. Ж-л Медицинская помощь. Технология реабилитационных мероприятий для неврологических больных с двигательными нарушениями, 2007. – № 3. — с. 12.
  4. Ж-л Медицинская помощь // О. Ф. Выхристюк, И. В. Степанова, О. В. Мелентьева, Н. Ю. Логинова, В. Д. Русакова. Реабилитация и восстановительное лечение детей с детским церебральным параличом в условиях крупного стационара, 2007. — № 2. – с. 18–21.
  5. «Дверь в мир» Детский церебральный паралич http://doorinworld.ru
Основные термины (генерируются автоматически): физическая реабилитация, ребенок, взаимодействие ребенка, лечебная физкультура.

Ключевые слова

физическая реабилитация, ДЦП, реабилитационные меры детей с ДЦП, причины ДЦП

Похожие статьи

Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ при эмоциональном выгорании

В статье автор описывает направления психологической помощи родителям детей с ОВЗ, при эмоциональном выгорании. Описывает опыт своей работы с родителями особенных детей.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Роль театрализованной деятельности в развитии детей с ДЦП

В статье рассматривается классификация ДЦП, степени нарушений. Понятие дополнительного образования. Одно из направлений дополнительного образования, которым является театральная деятельность. Рассматриваются виды помощи детям с ДЦП при постановке теа...

Диспраксия у детей с ОВЗ

Статья рассматривает основные теоретические положения моторного развития детей с ОВЗ. Описывается понятие «диспраксия». Отмечается необходимость применения различных упражнений для поддержания и формирования двигательной активности детей.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

Лечебная физкультура при сколиозе

В статье рассматривается само понятие сколиоз, его виды, стадии и причины возникновения. Также немаловажным аспектом работы выступают выявленные ограничения в занятиях физической культурой, методы лечения и упражнения, направленные на улучшение здоро...

Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье раскрывается понятие тяжелые нарушения речи, описывается система сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, причины изменения в структуры личности дошкольника. Выявлены родительские позиции по отношению к своему ребенк...

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Эффективность различных вариантов лечебной гимнастики у больных с ишемическим инсультом головного мозга

Статья посвящена комплексному исследованию различных видов лечебной физкультуры в реабилитации больных, перенесших инсульт головного мозга ишемического характера. Показано выраженное влияние лечебной физкультуры на динамику неврологического статуса п...

Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения

В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.

Похожие статьи

Психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ при эмоциональном выгорании

В статье автор описывает направления психологической помощи родителям детей с ОВЗ, при эмоциональном выгорании. Описывает опыт своей работы с родителями особенных детей.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Роль театрализованной деятельности в развитии детей с ДЦП

В статье рассматривается классификация ДЦП, степени нарушений. Понятие дополнительного образования. Одно из направлений дополнительного образования, которым является театральная деятельность. Рассматриваются виды помощи детям с ДЦП при постановке теа...

Диспраксия у детей с ОВЗ

Статья рассматривает основные теоретические положения моторного развития детей с ОВЗ. Описывается понятие «диспраксия». Отмечается необходимость применения различных упражнений для поддержания и формирования двигательной активности детей.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе

В статье раскрываются особенности воспитания, обучения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями с интеллектуальным недоразвитием вследствие генетической, хромосомной патологии (синдром Дауна).

Лечебная физкультура при сколиозе

В статье рассматривается само понятие сколиоз, его виды, стадии и причины возникновения. Также немаловажным аспектом работы выступают выявленные ограничения в занятиях физической культурой, методы лечения и упражнения, направленные на улучшение здоро...

Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье раскрывается понятие тяжелые нарушения речи, описывается система сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, причины изменения в структуры личности дошкольника. Выявлены родительские позиции по отношению к своему ребенк...

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Эффективность различных вариантов лечебной гимнастики у больных с ишемическим инсультом головного мозга

Статья посвящена комплексному исследованию различных видов лечебной физкультуры в реабилитации больных, перенесших инсульт головного мозга ишемического характера. Показано выраженное влияние лечебной физкультуры на динамику неврологического статуса п...

Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения

В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.