Художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 01.01.2017

Статья просмотрена: 1708 раз

Библиографическое описание:

Симонова, П. С. Художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения / П. С. Симонова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11690/ (дата обращения: 17.10.2024).



В основе педагогики лежит положение о том, что всякое обучение должно быть развивающим и воспитывающим. Именно гуманитарные предметы являются главными в формировании идеалов, нравственных представлений, эстетической культуры. Общеизвестно, что ценность человека для общества во многом определяется тем, насколько сформировано у него отношение к действительности. Это отношение складывается под влиянием гуманитарных дисциплин и, в первую очередь, искусства. Литературное чтение — это искусство слова, а любой вид искусства передает опыт человечества от одного поколения к другому.

Термин «эстетика» происходит от греческого языка и несет в себе определение «воспринимаемый чувством». Некоторые философы, такие как Д. Дидро, Н. Г. Чернышевский, считали, что объектом эстетики, как науки, является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы художественно-эстетического развития. Д. Б. Лихачев определил, что художественно-эстетическое развитие — это «целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности». Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети младшего школьного возраста способны реагировать на прекрасное в окружающей обстановке. Российский педагог Т. С. Комарова говорит о том, что художественно-эстетическое развитие младших школьников представляет собой взаимодействие учителя с учеником через общение с искусством, природой и всем чувственным миром, что ведет к формированию нравственных идеалов у младших школьников. Существует множество определений понятия «художественно-эстетическое развитие», но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить основные положения, говорящие о его сущности:

  1. Художественно-эстетическое развитие — это процесс целенаправленного воздействия.
  2. Художественно-эстетическое развитие формирует способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
  3. Художественно-эстетическое развитие способствует формированию эстетических вкусов и нравственных идеалов личности.

В нашей статье мы будем рассматривать возможность художественно-эстетического развития младших школьников на уроках литературного чтения.

Художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без формирования навыков речевого общения, способности логично отвечать на вопросы и рассуждать на предложенные темы. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей — это показатель эстетически воспитанной личности младшего школьника, который возможно достигнуть при грамотном ведении уроков литературного чтения в младших классах. Проводя исследование на базе общеобразовательной школы г. Москвы, мы дали теоретическое обоснование данному вопросу, а также провели экспериментальную проверку комплекса педагогических условий и средств, направленных на успешное художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения. Объектом исследования выступило художественно-эстетическое развитие как общий социально-культурный феномен и его проявление в современном обществе. Предметом исследования являлись педагогические условия, методы и средства, способствующие эффективному формированию культурно-эстетических качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения. Путем разработки и апробации комплекса методов и средств, среди которых — беседа, наблюдение, анализ данных независимой экспертной оценки, а также организация дополнительных мероприятий, включенных в учебный процесс, нам удалось повысить показатели художественно-эстетического развития младших школьников на уроках литературного чтения. Список упомянутых выше мероприятий составили:

− экскурсия в библиотеку,

− творческая встреча с детским писателем С. А. Седовым, посвященная смыслу чтения,

− создание видео обращения мамам, приуроченное ко Дню матери, о их красоте и месте в жизни детей;

− знакомство с иллюстратором детских книг С. В. Никонюк,

− создание стихотворения в честь Дня защитника Отечества;

− создание стихотворения в честь Международного женского Дня,

− создание книги о роли чтения.

Изучив особенности художественно-эстетического развития в младшем школьном возрасте, мы отметили, что существенные нравственно- эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Школа, а, вместе с ней, — учителя, являются неотъемлемой и важной частью художественно-эстетического развития, так как в этом возрасте ребенок видит в них авторитет. Так как формирующиеся художественно-эстетические идеалы в процессе своего развития могут претерпевать изменения, следует учитывать, что содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, отношениях между людьми должны быть устойчивыми на каждом этапе постепенного взросления младшего школьника. В младшем школьном возрасте сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, что существенно облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. Приступая к анализу педагогических условий развития и формирования эстетических качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения, мы организовали самостоятельное исследование, в котором изучили когнитивный, эмоционально-побудительный и деятельностно-поведенческий показатель уровня художественно-эстетического развития учащихся начальных классов. Исследование показало, что при первом измерении уровня художественно-эстетического развития в классе показатели эмоционально-побудительного компонента были выражены лучше, чем когнитивный и деятельностно-поведенческий. Эмоциональная восприимчивость свойственна детям младшего школьного возраста, что дает нам высокую оценку эмоционально-побудительного компонента, в то время, как критерии когнитивной компоненты художественно-эстетического развития могут быть низкими в связи с недавним приходом детей в школу, а также началом их знакомства с предметом.

Путем разработки и апробации комплекса методов и средств, среди которых — беседа, наблюдение, анализ данных независимой экспертной оценки, а также организация дополнительных мероприятий, включенных в учебный процесс, нам удалось повысить показатели художественно-эстетического развития младших школьников на уроках литературного чтения. Исследование показало, что познавательный интерес к литературному чтению школьников возрос, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания. Кроме самих произведений литературного чтения, стремление создавать и наблюдать красоту вокруг себя обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то литературное или художественное произведение. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования развитой в художественно-эстетическом направлении личности. Действительно, намеченный план мероприятий, используемый в нашем учебно-воспитательном процессе, оказался эффективным средством художественно-эстетического развития младших школьников. Таким образом, средства и формы художественно-эстетического развития оказались весьма разнообразными, начиная от навыка чтения и заканчивая созданием собственной книги. Искусство слова и его красота являются наиболее ярким показателем развития младшего школьника, и поэтому играет ведущую роль в художественно-эстетическом развитии на уроках литературного чтения. Хотелось бы отметить, что для обеспечения художественно-эстетического развития мы познакомили детей с элементарными эстетическими понятиями, на которые они могли опереться в дальнейшем при формировании собственной эстетической оценки значимых предметов и явлений. Более того, мы были заинтересованы в получении детьми знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей, и поэтому в течение всего учебного процесса проводили и посещали уроки по другим предметам. Для использования дидактических средств, соответствующих возрасту и этапам формирования эстетической культуры младших школьников, нам помогла имеющаяся рабочая программа к урокам литературного чтения УМК «Перспектива». Более того, для постепенного повышения уровня художественно-эстетического развития нами были отобраны произведения разного жанра. Это помогало детям в формировании умения мыслить аналитически, а не поверхностно. При знакомстве с «прекрасным» на уроках литературного чтения, мы научили детей любоваться красотой слов, умением авторов излагать мысли в стихотворной форме, а также анализировать и рассуждать о смысле прочитанной в учебнике пословицы или поговорки и подводить итоги о прочитанном. Творческая деятельность, направленная на овладение эстетическими знаниями, навыками культурного поведения, общения и взаимодействия друг с другом была организована путем проведения вышеуказанных мероприятий, а также непосредственного включения творческого труда на уроках литературного чтения. Поставленная перед нами цель, заключавшаяся в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий и средств, направленных на успешное художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения, была достигнута.

Стоит помнить о главном: будущее страны — это сегодняшние школьники. Их завтрашний уровень художественно-эстетического развития закладывается уже сейчас. Поэтому особо актуальным представляется поиск возможных форм художественно-эстетического развития на уроках литературного чтения с учетом потребностей современного российского общества (реализация основных целей образования, запрос общества и родителей) и возрастных, психологических и физиологических особенностей младших школьников, а также их интересов при выборе книги для самостоятельного чтения.

Литература:

  1. Андронова Е. М. Метод проекта как средство формирования культуры работы с книгой у младших школьников // Творческое чтение в системе литературного образования (художественное образование и эстетическое воспитание в профильной школе): сб. науч. тр. / Учреждение Рос. акад. образования «Институт художеств. образования»; [сост. Э. И. Иванова и др.]. М.: ИХО РАО, 2011.
  2. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. — М.: Высшая школа, 2001.
  3. Ахметова С. М., Латыпова Е. А. Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения. Троицк, 2010.
  4. Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. — М.: Просвещение, 1986.
  5. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. — М.: Педагогика, 1979.
  6. Герцен А. И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании. — М.: Академия, 2000.
  7. Лихачев Б. Т. Педагогика, курс лекций. — М.: Юрайт, 2000. — 607 с.
  8. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985.
  9. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. — М., 1935.
  10. Руковицын М. М. О народности литературы и искусства. — М.: Художественная литература, 1990.
  11. Рыбин В. А. Нравственно — гуманистическая педагогика Нового времени. 1 ч. — М.: Логос, 2006.
  12. Сухомлинский В. А. О воспитании. — Спб.: Политиздат, 1975.
  13. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1997. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший школьный возраст, урок, школьник, учебный процесс, независимая экспертная оценка, теоретическое обоснование, успешное художественно-эстетическое развитие.

Похожие статьи

Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения

Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения

Эстетическое воспитание учащихся на уроках русской литературы

Развитие воображения младших школьников на уроках литературного чтения посредством детской литературы

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Значение и развитие творческого мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства в школе

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка

Похожие статьи

Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения

Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения

Эстетическое воспитание учащихся на уроках русской литературы

Развитие воображения младших школьников на уроках литературного чтения посредством детской литературы

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Формирование мировоззрения учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях

Значение и развитие творческого мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства в школе

Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках английского языка