Художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения
Автор: Симонова Полина Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)
Дата публикации: 01.01.2017
Статья просмотрена: 1748 раз
Библиографическое описание:
Симонова, П. С. Художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения / П. С. Симонова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11690/ (дата обращения: 18.12.2024).
В основе педагогики лежит положение о том, что всякое обучение должно быть развивающим и воспитывающим. Именно гуманитарные предметы являются главными в формировании идеалов, нравственных представлений, эстетической культуры. Общеизвестно, что ценность человека для общества во многом определяется тем, насколько сформировано у него отношение к действительности. Это отношение складывается под влиянием гуманитарных дисциплин и, в первую очередь, искусства. Литературное чтение — это искусство слова, а любой вид искусства передает опыт человечества от одного поколения к другому.
Термин «эстетика» происходит от греческого языка и несет в себе определение «воспринимаемый чувством». Некоторые философы, такие как Д. Дидро, Н. Г. Чернышевский, считали, что объектом эстетики, как науки, является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы художественно-эстетического развития. Д. Б. Лихачев определил, что художественно-эстетическое развитие — это «целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности». Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети младшего школьного возраста способны реагировать на прекрасное в окружающей обстановке. Российский педагог Т. С. Комарова говорит о том, что художественно-эстетическое развитие младших школьников представляет собой взаимодействие учителя с учеником через общение с искусством, природой и всем чувственным миром, что ведет к формированию нравственных идеалов у младших школьников. Существует множество определений понятия «художественно-эстетическое развитие», но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить основные положения, говорящие о его сущности:
- Художественно-эстетическое развитие — это процесс целенаправленного воздействия.
- Художественно-эстетическое развитие формирует способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
- Художественно-эстетическое развитие способствует формированию эстетических вкусов и нравственных идеалов личности.
В нашей статье мы будем рассматривать возможность художественно-эстетического развития младших школьников на уроках литературного чтения.
Художественно-эстетическое развитие ребенка невозможно без формирования навыков речевого общения, способности логично отвечать на вопросы и рассуждать на предложенные темы. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей — это показатель эстетически воспитанной личности младшего школьника, который возможно достигнуть при грамотном ведении уроков литературного чтения в младших классах. Проводя исследование на базе общеобразовательной школы г. Москвы, мы дали теоретическое обоснование данному вопросу, а также провели экспериментальную проверку комплекса педагогических условий и средств, направленных на успешное художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения. Объектом исследования выступило художественно-эстетическое развитие как общий социально-культурный феномен и его проявление в современном обществе. Предметом исследования являлись педагогические условия, методы и средства, способствующие эффективному формированию культурно-эстетических качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения. Путем разработки и апробации комплекса методов и средств, среди которых — беседа, наблюдение, анализ данных независимой экспертной оценки, а также организация дополнительных мероприятий, включенных в учебный процесс, нам удалось повысить показатели художественно-эстетического развития младших школьников на уроках литературного чтения. Список упомянутых выше мероприятий составили:
− экскурсия в библиотеку,
− творческая встреча с детским писателем С. А. Седовым, посвященная смыслу чтения,
− создание видео обращения мамам, приуроченное ко Дню матери, о их красоте и месте в жизни детей;
− знакомство с иллюстратором детских книг С. В. Никонюк,
− создание стихотворения в честь Дня защитника Отечества;
− создание стихотворения в честь Международного женского Дня,
− создание книги о роли чтения.
Изучив особенности художественно-эстетического развития в младшем школьном возрасте, мы отметили, что существенные нравственно- эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Школа, а, вместе с ней, — учителя, являются неотъемлемой и важной частью художественно-эстетического развития, так как в этом возрасте ребенок видит в них авторитет. Так как формирующиеся художественно-эстетические идеалы в процессе своего развития могут претерпевать изменения, следует учитывать, что содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, отношениях между людьми должны быть устойчивыми на каждом этапе постепенного взросления младшего школьника. В младшем школьном возрасте сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, что существенно облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. Приступая к анализу педагогических условий развития и формирования эстетических качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения, мы организовали самостоятельное исследование, в котором изучили когнитивный, эмоционально-побудительный и деятельностно-поведенческий показатель уровня художественно-эстетического развития учащихся начальных классов. Исследование показало, что при первом измерении уровня художественно-эстетического развития в классе показатели эмоционально-побудительного компонента были выражены лучше, чем когнитивный и деятельностно-поведенческий. Эмоциональная восприимчивость свойственна детям младшего школьного возраста, что дает нам высокую оценку эмоционально-побудительного компонента, в то время, как критерии когнитивной компоненты художественно-эстетического развития могут быть низкими в связи с недавним приходом детей в школу, а также началом их знакомства с предметом.
Путем разработки и апробации комплекса методов и средств, среди которых — беседа, наблюдение, анализ данных независимой экспертной оценки, а также организация дополнительных мероприятий, включенных в учебный процесс, нам удалось повысить показатели художественно-эстетического развития младших школьников на уроках литературного чтения. Исследование показало, что познавательный интерес к литературному чтению школьников возрос, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания. Кроме самих произведений литературного чтения, стремление создавать и наблюдать красоту вокруг себя обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то литературное или художественное произведение. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования развитой в художественно-эстетическом направлении личности. Действительно, намеченный план мероприятий, используемый в нашем учебно-воспитательном процессе, оказался эффективным средством художественно-эстетического развития младших школьников. Таким образом, средства и формы художественно-эстетического развития оказались весьма разнообразными, начиная от навыка чтения и заканчивая созданием собственной книги. Искусство слова и его красота являются наиболее ярким показателем развития младшего школьника, и поэтому играет ведущую роль в художественно-эстетическом развитии на уроках литературного чтения. Хотелось бы отметить, что для обеспечения художественно-эстетического развития мы познакомили детей с элементарными эстетическими понятиями, на которые они могли опереться в дальнейшем при формировании собственной эстетической оценки значимых предметов и явлений. Более того, мы были заинтересованы в получении детьми знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей, и поэтому в течение всего учебного процесса проводили и посещали уроки по другим предметам. Для использования дидактических средств, соответствующих возрасту и этапам формирования эстетической культуры младших школьников, нам помогла имеющаяся рабочая программа к урокам литературного чтения УМК «Перспектива». Более того, для постепенного повышения уровня художественно-эстетического развития нами были отобраны произведения разного жанра. Это помогало детям в формировании умения мыслить аналитически, а не поверхностно. При знакомстве с «прекрасным» на уроках литературного чтения, мы научили детей любоваться красотой слов, умением авторов излагать мысли в стихотворной форме, а также анализировать и рассуждать о смысле прочитанной в учебнике пословицы или поговорки и подводить итоги о прочитанном. Творческая деятельность, направленная на овладение эстетическими знаниями, навыками культурного поведения, общения и взаимодействия друг с другом была организована путем проведения вышеуказанных мероприятий, а также непосредственного включения творческого труда на уроках литературного чтения. Поставленная перед нами цель, заключавшаяся в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий и средств, направленных на успешное художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения, была достигнута.
Стоит помнить о главном: будущее страны — это сегодняшние школьники. Их завтрашний уровень художественно-эстетического развития закладывается уже сейчас. Поэтому особо актуальным представляется поиск возможных форм художественно-эстетического развития на уроках литературного чтения с учетом потребностей современного российского общества (реализация основных целей образования, запрос общества и родителей) и возрастных, психологических и физиологических особенностей младших школьников, а также их интересов при выборе книги для самостоятельного чтения.
Литература:
- Андронова Е. М. Метод проекта как средство формирования культуры работы с книгой у младших школьников // Творческое чтение в системе литературного образования (художественное образование и эстетическое воспитание в профильной школе): сб. науч. тр. / Учреждение Рос. акад. образования «Институт художеств. образования»; [сост. Э. И. Иванова и др.]. М.: ИХО РАО, 2011.
- Аникин В. П. Русское устное народное творчество. — М.: Высшая школа, 2001.
- Ахметова С. М., Латыпова Е. А. Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения. Троицк, 2010.
- Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. — М.: Просвещение, 1986.
- Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. — М.: Педагогика, 1979.
- Герцен А. И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании. — М.: Академия, 2000.
- Лихачев Б. Т. Педагогика, курс лекций. — М.: Юрайт, 2000. — 607 с.
- Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985.
- Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. — М., 1935.
- Руковицын М. М. О народности литературы и искусства. — М.: Художественная литература, 1990.
- Рыбин В. А. Нравственно — гуманистическая педагогика Нового времени. 1 ч. — М.: Логос, 2006.
- Сухомлинский В. А. О воспитании. — Спб.: Политиздат, 1975.
- Сухомлинский В. А. Письма к сыну. — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1997. — 224 с.