Поговорим о чтении и писателях-юбилярах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 27.01.2017

Статья просмотрена: 604 раза

Библиографическое описание:

Семенихина, Т. А. Поговорим о чтении и писателях-юбилярах / Т. А. Семенихина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11705/ (дата обращения: 19.12.2024).



В XXI веке школьники всё реже берут книгу в руки и читают. Заставить ребёнка читать — большая проблема современности. Для этого стараюсь привлечь детей к чтению, заинтересовать книгой. С этой целью провожу много инсценированных уроков, различных литературных конкурсов, пытаюсь много говорить о книге и чтении. Примером является урок на тему «Цветы — любимому поэту и писателю-юбиляру», цель которого помочь учащимся доказать, что изучение литературы необходимо, что книга побуждает нас к серьезной и душевной работе, к стремлению стать выше, чище, добрее; учить высказывать свои мысли, выразительно читать; научить получать от литературы эстетическое наслаждение.

Это урок-отповедь сомневающемуся в целесообразности изучения литературы. Урок начинается с эмоционального настроя:

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Затем слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о необходимости изучения литературы, о том, что книга побуждает нас к серьёзной и душевной работе, к стремлению стать выше, чище, добрее; будем учиться высказывать свои мысли, выразительно читать стихи и прозу, получать эстетическое наслаждение от литературы. Для этого к уроку я подобрала следующие эпиграфы:

Благодарность к великим отошедшим именам должна быть присуща молодому поколению.

Ф.Достоевский

Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку.

М.Шолохов

— Я знаю: книги не кривят душой,

И много смысла в правде их большой.

Они — мои советчики, друзья,

Попутчики в далекие края.

Мне лишний груз в дороге — ни к чему,

Но книги — обязательно возьму.

Так сказал Игорь Тихонов.

Эти слова мы взяли эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, который будет называться: «Цветы — любимому поэту и писателю-юбиляру».

Кластер. Звучит «Вальс цветов» П.Чайковского, а учащиеся записывают в тетрадь ассоциации, которые возникают у них, когда они видят и слышат слово «цветы».

Готовясь к уроку и перелистывая страницы ряда журналов, я наткнулась на письмо одного юноши, который считает, что литературу изучать вовсе не обязательно. Вот что он пишет: «В жизни всех больше преуспевают убежденные нечитатели…Если бы книги что-то могли, мир давно бы изменился полностью, не было бы ни насилия, ни лжи, ни жадности, ни жестокости. Угрозы войны тоже не было бы. И значит, книги не могут ничего. Выходит, что литература не нужна вообще». Так ли это? (Учащиеся высказывают свое мнение).

У каждого из вас, ребята, есть любимый писатель, поэт, перед которым вы преклоняетесь, которого чтите. А вот сегодня мне бы хотелось, чтобы вы посвятили свои выступления и преподнесли цветы поэтам и писателям-юбилярам 2013 года. Пусть ваши выступления докажут и Максиму, и всем тем, кто против изучения литературы, что невозможно даже представить жизнь без таких имен, как Александр Пушкин, Михаил Михайлович Пришвин, Фёдор Иванович Тютчев, Александр Николаевич Островский …Для этого мы разбились на четыре группы. Каждая попробует сказать о своём писателе или поэте и преподнесёт в юбилейный год ему цветы. Итак, кто первый?..

Выступления учащихся по группам.

ЦветыА.С.Пушкину. (Учащиеся предлагают подарить Пушкину алые маки, объясняют почему, аргументируя свой ответ.)

Звучат стихи А. С. Пушкина: «Храни меня, мой талисман», «Поэт», «Памятник».

Цветы Александру Николаевичу Островскому. (Учащиеся предлагают подарить Островскому кактус, объясняют почему, аргументируя свой ответ.)

Инсценирование отрывка из пьесы «Гроза» и выразительное чтение отрывка-монолога Катерины.

Цветы Михаилу Пришвину. (Учащиеся предлагают подарить Пришвину букет с веточками вечнозелёных растений, объясняют почему, аргументируя свой ответ.)

Выразительное чтение рассказов М.Пришвина «Поздняя осень», «Зарастающая поляна», «Лесная капель».

Цветы Фёдору Ивановичу Тютчеву. (Учащиеся предлагают подарить Тютчеву розы, объясняют почему, аргументируя свой ответ.)

Выразительное чтение стихотворений «Она сидела на полу», «Люблю грозу в начале мая», «Ещё томлюсь тоской желаний».

— Ребята, вы с большой любовью говорили о своих писателях и поэтах. Их, конечно, больше. Просто рамки урока тесны для того, чтобы сполна выразить нашу признательность всем. Мне бы хотелось, чтобы свои слова о любви вы подкрепили делами — знанием их произведений.

В классе работает БЮРО ЛИТЕРАТУРНЫХ НАХОДОК.

На столе — забытые вещи героев многих хорошо известных вам книг. Вернем их хозяевам:

  1. Какому литературному герою были принесены из Петербурга царские черевички? (Оксане, Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
  2. Кто автор рассказа, в котором герой потерял в трамвае галошу? (М.Зощенко).
  3. А что это за кот? Откуда он? («Кот-ворюга» Паустовского).
  4. Какой литературный герой ни одного дня не мог обойтись без этих вещей? (зонтик, очки, галоши) (Беликов «Человек в футляре»)
  5. Кто из героев, отправляясь в лес, не мог не взять ружьё и компас? (Митраша, М. М. Пришвин «Кладовая солнца»)
  6. А кто оставил эту корзину? В ней картошка, хлеб, молоко, полотенце? (Настя, М. М. Пришвин «Кладовая солнца»)
  7. Кому принадлежит этот свёрток? (пакет перевязан розовой ленточкой) Как сам хозяин назвал его? (Манилов «Мёртвые души»)

Заключительное слово учителя.

Ребята, вы уже в девятом классе и заниматься литературой будете еще три года, но мне очень хочется, чтобы всегда помнили своих духовных учителей — писателей и поэтов и всегда с любовью читали их, учили наизусть полюбившиеся строки. В заключении хочу снова вернуться к началу нашего урока — к письму Максима. Не знаю, как вам, а мне приятен этот юноша. И не потому, что я согласна с ним. Нет, совсем наоборот. Просто он, мне кажется, умеет думать. И мне очень хочется, чтобы вы тоже умели это делать. И пусть к серьезной и душевной работе вас побуждает книга.

Составление синквейна на тему «Книга (литература, поэзия, проза)».

Подведение итогов учителем. Атеперь мне бы хотелось услышать ваше мнение об уроке. Все, кому понравилось наше мероприятие, возьмите цветок, лежащий у вас на столе, и поставьте его в корзину… Попробуем собрать корзину цветов для писателей-юбиляров.

Подобные уроки заставляют ребят прикоснуться к книге. Пусть так, но они иногда обращаются к нашей литературе.

Основные термины (генерируются автоматически): книга, урок, душевная работа, Пушкин, цветок, изучение литературы, какой литературный герой, любимый поэт, Учащийся, эстетическое наслаждение.