Кластерный подход в создании модели социального партнерства современной сельской школы
Авторы: Бобылев Петр Георгиевич, Медова Юлия Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 17.01.2017
Статья просмотрена: 1135 раз
Библиографическое описание:
Бобылев, П. Г. Кластерный подход в создании модели социального партнерства современной сельской школы / П. Г. Бобылев, Ю. В. Медова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11731/ (дата обращения: 20.12.2024).
В широком смысле социальное партнерство рассматривается как коллективная совместная деятельность различных социальных групп, которая приводит к положительным и разделяемым всеми участниками эффектам.
Важнейшим направлением модернизации российского образования является преодоление ведомственной замкнутости отрасли образования, преобразование образовательных институтов различного масштаба в открытые социально-образовательные системы, деятельность которых направлена на решение актуальных экономических, социальных, культурных проблем муниципалитета, региона, России в целом. Открытость образовательного учреждения выражается в построении системы социального партнерства, кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров.
Система социального партнерства обеспечивает как поступательное развитие самого образовательного учреждения, так и качественное улучшение ситуации его кооперантов. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно отличается от иных форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства. Его основная идея — взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров, на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии.
Одним из современных типов организации учебного процесса являются образовательные кластеры. Но прежде чем говорить о том, что такое кластер в образовании, следует разобраться с основным понятием. В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «расти пучками», «концентрация». От того, насколько будут объединены цели педагогов, детей, родителей, партнеров в одну, согласованы цель и задачи, найдены аспекты личностного смысла, привлекательные для всех субъектов, зависит успешность выработанной стратегии. Таким образом, в научной литературе под кластером в образовательной системе понимают совокупность ее свойств, отвечающих за эффективность и качество решения определенного круга задач на конкретном этапе деятельности субъектов
Кластер — это объединённые группы с объектами, которые связанны друг с другом и выделяются по какому-либо общему признаку.
Проблема кластеров в образовании исследовалась многими учеными, в трудах которых анализировался процесс их формирования, этапы развития, структурирование (В. П. Бурдаков, Т. И. Шамова, Ю. Н. Юров, В. Т. Волов, П. И. Третьяков, Т. М. Давыденко и др.).
При реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов: наличие, во-первых, общей цели; во-вторых, правовой основы совместной деятельности субъектов; в-третьих, разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер.
Принимая вышеперечисленные ключевые моменты как основы для формирования кластеров в образовательном пространстве сельской школы, была сформирована и находится в практической апробации Ерденевской средней общеобразовательной школы следующая модель.
Базовым элементом модели является школьный уклад, который сформирован на основе нравственных ценностей и является примером семейного уклада образовательной среды. Направления деятельности, стратегически планируемые в школе, направлены, прежде всего, на поддержку школьного уклада. Поэтому содержание учебно-воспитательной работы определяется традициями местного образования, социокультурными тенденциями и существующим неформальным сотрудничеством.
Общая цель (для всех партнеров) представляемой модели — это формирование успешной личности современного ученика. Правовой основой является договор, который заключается между партнером и образовательным учреждением по решению общих задач.
Что же является содержательным ядром каждого кластера? Сегодня коллектив Ерденевской средней школы строит свою деятельность на основе целевых содержательных проектов. Поэтому партнерские связи устанавливаются вокруг понятного, интересного, принятого и, главное, определенного пор возможному участию ресурсов, проекта. Примером таких проектов могут послужить: «Сельская школа как исследовательская лаборатория», «Школы, которые нас воспитали», «Сетевое взаимодействие: детский сад — школа», «Образовательный туризм», «Клуб интернациональной дружбы», «Труд воспитывает душу, а искусство ее полирует», «Школьный музей как образовательный проект» и т. п.
Вокруг каждого тематического проекта складывается свое партнерское «облако», в рамках которого происходит поиск взаимовыгодных контактов для объединения содержания деятельности, ресурсов и интересов. Каждый проект имеет организационную проектную команду, которая создана на основе партнерских отношений.
Структура образовательного кластера в предлагаемой модели современной сельской школе такова, что центральное и значимое место занимает не кто-либо из партнеров, а проектируемое содержание. Так, в проекте «Школы, которые нас воспитали», посвященном изучению истории школ, которые осуществляли свою деятельность на территории сельских поселений проживания наших учеников в течение последних 150 лет, и установки памятных камней на местах просветительских организаций, партнерские связи были установлены более чем с 25 кооперантами. В партнерские отношения вступили выпускники разных лет, родители учеников, органы власти, учреждения культуры, архивы разных уровней и ведомственной принадлежности, научные организации и т. д.
«Облако» проекта «Труд воспитывает душу…» субъектно определялось по задаче воспитания трудовых навыков у современных сельских школьников. Однако содержание проекта позволило установить партнерские отношения не только с сельскохозяйственными предприятиями, отделом развития сельского хозяйства администрации Малоярославецкого района, сортоиспытательными участками, но и творческими мастерскими по вопросам формирования ландшафтного дизайна, институтами из Болгарии по выращиванию перцев в тепличном хозяйстве и роз в ботаническом саду, Национальным парком «Угра» по вопросам выращивания дубовой поросли.
Обоснование выбранной модели:
1. Расширяется и обогащается культурно-образовательное пространство обучения, воспитания и развития сельских детей. Растёт педагогический потенциал социальной среды, окружающей сельскую школу.
2. Более целенаправленной, скоординированной и эффективной становится деятельность учреждений и организаций, работающих с детьми.
3. Повышается роль местных органов самоуправления в планировании, организации и координации работы с обучающейся и работающей молодёжью.
4. Укрепляются межвозрастные связи поколений детей и взрослых. Социокультурный комплекс как благоприятная среда развития индивидуальности сельского ребёнка.
Взаимодействие членов образовательного кластера даёт новые возможности:
‒ отбор и систематизирование содержания педагогического образования, учитывая интересы всех субъектов образовательного кластера;
‒ организация многоуровневого и непрерывного профессионального образования;
‒ после выпуска гарантия трудоустройства по выбранной специальности при ясной перспективе карьерного роста;
‒ стимул к улучшению материальной базы образовательных заведений;
‒ формирование и усовершенствование грамотного профессионализма;
‒ стимуляция профессионального роста педагогов в образовательных учреждениях.
Основными параметрами системы социального партнерства, от которых зависит устойчивость и социальная эффективность данной модели, мы выделяем:
- Степень свободы образовательного учреждения в развитии осуществляемого в нем образовательного процесса. Во многом эта свобода зависит от организационно-правового положения образовательного учреждения. Немаловажным фактором является гибкость в поведении управленческих эшелонов системы образования, формально отвечающих за действие системы на местном уровне. Если достаточной свободы нет, то участие социальных партнеров, например заинтересованных гражданских организаций или ассоциаций работодателей, не приведет к оптимизации структуры и содержания образования.
- Свобода выбора в положении участников системы социального партнерства. От этой свободы, следовательно, зависит широта спектра партнеров и совокупный объем их потенциальных ресурсов, а также сила тех стимулов к изменению и адаптации, которые конкретное образовательное учреждение получает в локальной системе партнерства.
- Способность образовательного учреждения к выработке собственной политики должна быть достаточно развитой именно для того, чтобы они были в состоянии использовать возможности партнерства, опереться на гражданские организации. Если управленческий персонал образовательного учреждения недостаточно подготовлен к совместному с партнерами обсуждению и выбору ближайшей и отдаленной перспективы, если способность к выработке собственной политики остается слабой, то может возникать опасность «перегрузки» образовательного учреждения недостаточно упорядоченными внешними воздействиями. Важно, чтобы образовательное учреждение обладало аналитическим и концептуальным потенциалом для перевода внешних влияний в свои стратегические цели и в собственные ресурсы и способности.
- Финансирование образовательных учреждений должно гарантировать, что они в состоянии принимать решения и имеют определенную свободу в соответствии со своей политикой (миссией, программой и принципами развития) и потребностями.
Сегодня в апробации находится, на наш взгляд, универсальная модель образовательного кластера — в зависимости от количества кластерных «облаков» и элементов различных сред может быть абсолютно разное количество проектов. Определяющим в их формировании будет являться цель и результат такого объединения. Центральным субъектом модели является ученик, его интересы, потребности, возможности.
Таким образом, успешное функционирование модели социального партнерства на основе кластерного подхода представляется одним из возможных путей развития современной школы. Опыт работы Ерденевской средней школы Малоярославецкого района в данном направлении свидетельствует о положительных качественных и количественных изменениях, способствующих достижению требований к результатам обучения учеников, квалификационным категориям учителей, статусу школ инновационного характера.
Литература:
- Образовательный кластер как форма организации клубной работы в школе / Под редакцией Л. А. Флоренковой, Т. В. Щербовой: Учебно-методическое пособие. — СПб, 2010.
- М. Портер, К. Кетелс Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики, доклад. http://xrumer.csr.ru/news/original_1324.stm
- Яворский О. Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли. Автореферат дисс. канд. пед. наук, Казань, 2008.
- Каменский А. М., Внутришкольный образовательный кластер, 2009.
- Корчагина, Е. А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером / Е. А. Корчагин // Инновации в образовании. — 2007. — № 6. — С. 43–51.