Роль учебного процесса в нравственном воспитании младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Науменко, Н. А. Роль учебного процесса в нравственном воспитании младших школьников / Н. А. Науменко, В. Н. Хаустова, О. М. Панкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 102-103. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11744/ (дата обращения: 16.10.2024).



Воспитательная работа в школе сегодня сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, в процессе игры, общения, труда.

Каждое слово, сказанное в присутствии ребенка, каждый поступок, с которым сталкивается малыш в течение дня, действуют на него. Взрослый для ребенка — образец, хороший он или плохой. Это действие гораздо глубже, чем мы думаем. Дети сначала учатся через подражание — не через уговоры или воспитательные мероприятия. Если мы ставим перед собой четко очерченные цели, заранее представляем, чего хотим от ребенка, и стремимся добиться этого во что бы то ни стало, такая мания «воспитывать» может причинить немало вреда. К счастью, подобная педагогическая тирания редко удается; здоровый ребенок реагирует сопротивлением и упрямством на попытки его «воспитать». Каждый ребенок — это особый мир, и каждое мгновение ежедневного общения с ним может принести нечто новое и неожиданное. То, в чем нуждаются родители и педагоги, — это богатый опыт и мудрый взгляд на воспитание, способность к самостоятельному мышлению и действию, терпеливая, понимающая любовь. Такое понимание и мудрость пробуждаются в нас, когда мы знакомимся с примерами удавшихся и трудных взаимоотношений с детьми. Тогда у родителя и педагога появляются вопросы: как действуют мои слова и поступки на детей, что необходимо ребенку в конкретной ситуации?

Формирование поведения не может осуществляться в отрыве от воспитания ребенка в целом. Если от детей требуют внешне приличных форм поведения, то этим непременно влияют и на их внутренний мир. Перед взрослыми возникает задача упражнять детей не только в умении внешне выглядеть воспитанными, но и в добрых человеческих проявлениях. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

  1. Вежливость.

Нельзя считать ребенка вежливым только потому, что он говорит «спасибо» при выходе из-за стола или подает стул вошедшему взрослому. В любых ли условиях так поступают дети? Конечно, нет. Но к обычным проявлениям вежливости детьми (умению здороваться, прощаться, благодарить) не следует подходить формально. Например, благодарить можно по-разному: угрюмо, сухо, а можно тепло, приветливо, с чувством признательности.

  1. Чувство такта

Дети не всегда могут вести себя тактично в силу несформированности нравственных понятий, большой импульсивности. Между взрослым и ребенком нужна не только близость, но и некоторое расстояние. Нельзя, чтобы ребенок допускал панибратство в отношениях с родителями иначе признаки воспитателя и воспитуемого стираются, ребенку трудно определить границы дозволенности.

  1. Скромность.

Как бы ни старался педагог привить своим ученикам черты скромности, без содружества с родителями эта задача невыполнима. Учителя нередко наблюдают, как иные родители захваливают своего ребенка: «и развитой не по годам, и остроумный, и рисует лучше, чем другие, и стихов много знает». Обязанность педагога объяснить родителям, что поведение ребенка — результат воспитания. Если детей своевременно не приучили вести себя скромно, то к моменту перехода в школу они становятся шумными, развязными, не умеющими подчиняться правилам поведения. Такие дети не испытывают неловкости, когда взрослый делает им замечания.

  1. Дисциплинированность

Она проявляется в поступках. С детского возраста необходимо формировать у ребенка такие качества, как способность быть активным, самостоятельность, коллективизм.

Большое внимание уделять воспитанию у ребят культуры речи: умению отвечать на вопросы полным ответом, задавать вопросы, четко формируя мысль и употребляя вежливые формы обращения.

Но в формировании личности значение привычек трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку, пожнешь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. С самого доступного, конкретного и видимого — с внешних форм поведения начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребенку вести себя правильно. Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких («Весь в папу»; «Разбросана, неорганизованна — вся в мать»). Ребенок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путем подражания, а главное, воспитания.

Важно подчеркнуть родителям, что формировать у ребенка культуру жестов, движений так же необходимо, как и правильную осанку, походку. При искоренении привычки следует вникнуть, отчего она произошла, и действовать против причины, а не против последствий.

Руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Важны такт и доброжелательность взрослого, стремление помочь, чтобы замечание не вызывало в ребенке внутреннего сопротивления. В тех случаях, обычные требования иногда не доходят до ребенка, необходимы игровые приемы.

Руководя поведением ребят, важно творчески подходить к выбору методов и приемов. Творчество проявляется в умении понимать ребенка и находить решения в выборе средств воздействия; в способности определять, когда и с каким ребенком быть мягким или строгим, когда и в каких случаях возможны исключения от общепринятых правил, а когда они недопустимы.

Детей застенчивых приходится подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил. Такие дети особенно нуждаются в поощрении добрым словом. Капризные, упрямые дети лучше реагируют на игровые приемы, добрую шутку. Дети чутко реагируют на настроение и тон взрослого. Раздраженность, крик и угрозы — главнейшие враги педагогического искусства. Раздраженность — это наша злобность, наша неустроенность и наша болезнь. Только тот, кто победит ее, способен воспитать хорошего человека и не потерять своего ребенка. Практика подтверждает, что нервозная реакция — самое грубое средство воздействия, травмирующее ребенка, не дающее желаемого результата и потому вредное. Когда родители жалуются, что дети уже «совсем истрепали им нервы», можно с уверенностью сказать: в таких семьях крик стал нормой общения. Привычка к окрику сильна и опасна. Попробовав несколько раз воздействовать криком, человек уже не может остановиться. Крик как бы дает разрядку напряжения, доставляет кажущееся облегчение, создает видимость воздействия, прикрывает бессилие. И все дурное, что проявляется в крике — раздражительность, грубость, жесткость, вызывает у детей отрицательную реакцию, обижает, ранит и мешает по-настоящему понять, в чем же они в данном случае провинились. Постоянно думайте о защищенности ребенка.

Вряд ли сегодня нужно доказывать, что школа — это не только учеба, а мир общения, мир тревог и переживаний, радостей и поражений. Представление, будто дети младшего школьного возраста податливое сырье, из которого можно делать все что угодно, неверно. Чем младше школьник, тем непосредственнее и ярче его переживание, тем интенсивнее его тенденция к самоутверждению. И чем сильнее эта тенденция, тем значительнее кажутся ему его поражения и обиды.

Говоря о воспитании сегодня, хочется отметить, что воспитание — всегда выбор, всегда альтернатива. А у истинного педагога выбор должен делаться не пользу метода и не в пользу общества, коллектива или государственности, а в пользу личности ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, воспитание, крик, привычка.

Похожие статьи

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современном образовательном процессе

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Роль классного руководителя в патриотическом воспитании младших школьников

Задачи образовательных учреждений в формировании правового сознания молодежи

Роль правового воспитания в формировании электоральной активности школьников

Похожие статьи

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современном образовательном процессе

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников

Роль классного руководителя в патриотическом воспитании младших школьников

Задачи образовательных учреждений в формировании правового сознания молодежи

Роль правового воспитания в формировании электоральной активности школьников