Сущность дифференциации обучения
Авторы: Полякова Марина Алексеевна, Хаустова Валентина Николаевна, Гладкова Наталья Анатольевна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 19.01.2017
Статья просмотрена: 2181 раз
Библиографическое описание:
Полякова, М. А. Сущность дифференциации обучения / М. А. Полякова, В. Н. Хаустова, Н. А. Гладкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11745/ (дата обращения: 15.11.2024).
В наше время происходит смена образовательной парадигмы. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению ее нравственного облика. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
‒ от учения как функции запоминания к учению как к процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
‒ от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам усвоенных действий;
‒ от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции;
‒ от ориентации на усредненного ребенка к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения.
В связи с этим совершенствование системы образования требует внедрения в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в общеобразовательный процесс форм активного дифференцированного обучения.
Основной целью дифференцированного обучения является создание наиболее комфортных условий для эффективного обучения личности, обеспечивающих ей достижение такого уровня освоения материала, который соответствует ее познавательным возможностям, способностям (но не ниже минимальных), а также развитие данных возможностей и способностей.
Целевые ориентациинаправлены на:
‒ обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
‒ приспособление (адаптацию) обучения к особенностям различных групп детей.
Психологические основыдифференцированного обучения предполагают учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Помимо интересов, склонностей и способностей, важны особенности мотивации, внимания, избирательности восприятия, особенности учебной деятельности и др.
Следует выделить принципы дифференцированного обучения. К ним относятся:
‒ принцип деятельностного подхода, который, прежде всего, требует понимания того, что обучение — это совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества;
‒ принцип учета индивидуальности ребенка, т. е. принятие его таким, какой он есть, в противоположность заведомо ложному и безуспешному стремлению перевоспитать, переделать, переломить, чтобы он был как все другие, составляет психологическую основу дифференцированного обучения;
‒ принцип системного подхода к решению теоретических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного обучения, который предполагает необходимость одновременного, взаимосвязанного решения вопросов материального, социально-правового, педагогического и медицинского обеспечения дифференцированного обучения.
В теории и практике образования к дифференцированному обучению существует несколько подходов. Наиболее традиционным является деление детей на подгруппы, гомогенные (однородные) по своему составу, то есть объединяющие детей, имеющих приблизительно равный уровень развития, и проведение с каждой подгруппой различных занятий, игр, упражнений. В этом случае дифференциацияобеспечивается самим содержанием материала: детям высокого уровня дается материал с усложнением, опережением, детям более низкого уровня развития, напротив, — упрощенный материал, обеспечивается большая повторяемость, больше внимания уделяется закреплению пройденного. Это экстенсивный подход, который основан лишь на увеличении или уменьшении объема содержания, но не на развитии мышления, качеств ума и личности ребенка.
При технологическом подходе вопрос дифференциации заключается не в изменении объема и содержания знаний, умений и навыков детям разного уровня развития, а в изменении форм, методов и приемов работы с детьми, что обеспечивает решение задачи творческого развития детей и формирование личностных качеств.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных (однородных) групп, следует различать дифференциацию:
‒ по возрастному составу (группы детского сада, школьные классы, разновозрастные параллели);
‒ по половому признаку (группы, команды, классы);
‒ по области интересов (организация кружковой работы, гуманитарные группы, направления, отделения школы);
‒ по уровню достижений (уровню умственного развития, знаниям, умениям, навыкам);
‒ по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, по темпераменту и др.);
‒ по уровню здоровья (группы здоровья, ослабления зрения и др.).
По организационной форме обучения можно выделить:
‒ фронтальную форму организации детей (одновременная работа педагога со всеми детьми группы);
‒ организацию малых групп (работа педагога с подгруппами детей, сформированными в зависимости от целей занятия или индивидуальных особенностей освоения учебного материала детьми);
‒ объединение детей в пары сменного состава (организация взаимного обучения, при которой ребенок независимо от личностных особенностей выступает поочередно то учеником, то учителем);
‒ индивидуальную работу с ребенком.
По содержанию работы с детьми: подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности; подбор разных по мотивировке, содержанию заданий; использование гибких вариативных программ.
По форме оказания педагогической поддержки детям: совместное выполнение задания; частичный образец выполнения задания; вспомогательные вопросы; алгоритмическое предписание; сопутствующие указания, инструкции; вспомогательные упражнения и т. д.
Дифференцированный подход к обучению детей младшего школьного возраста является наиболее приемлемым в реализации целей и задач, стоящих перед современным образовательным учреждением. В то же время он нуждается в дальнейшей разработке и изучении его эффективности и оптимальности. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход, но остается неизменным одна из задач дифференциации: создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся, развитие познавательных интересов и личностных качеств.