Региональный компонент в системе дошкольного образования
Авторы: Тарасевич Светлана Ивановна, Ивличева Татьяна Ивановна, Салтыкова Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 24.01.2017
Статья просмотрена: 836 раз
Библиографическое описание:
Тарасевич, С. И. Региональный компонент в системе дошкольного образования / С. И. Тарасевич, Т. И. Ивличева, Е. В. Салтыкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11751/ (дата обращения: 15.11.2024).
Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
«Конвенция о правах ребенка», статья 29. [3]
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и развитие нравственных качеств дошкольников. [4]
Дошкольное детство — важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного нравственно-патриотического развития ребёнка. Не случайно, признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, детского сада и социальных институтов, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверие.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству, духовному возрождению. Эффективность получения знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции только в ходе реализации проектного метода. Поэтому именно проектный метод является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода, в данном случае, к нравственно-патриотическому воспитанию.
Использование проектного метода в работе по воспитанию нравственно-патриотических качеств подрастающего поколения, а также ознакомлению детей с историей родного края позволит развить внутреннюю активность и чуткость ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам; будет способствовать развитию собственной познавательной активности, мышления, воображения, самостоятельности и активности. Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретут способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых — разовьют у ребенка уверенность в своих силах и стремление к новому поиску знаний. Коллективные переживания сблизят детей друг с другом и со взрослыми, способствуя улучшению микроклимата в группе и развитию коммуникативных навыков. [1]
Дети, начиная с раннего детства, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций и праздников; равнодушным отношением к истории родного края.
Только заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия, можно воспитать новое поколение с твердыми нравственными устоями. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине, как источнику патриотического начала.
Формирование патриотического сознания одно из ведущих направлений работы современной дошкольной организации. Среди направлений образовательной программы детского сада важное место занимает региональный компонент, основными задачами которого являются: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей и др. Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
В рамках реализации работы по региональному компоненту в нашем дошкольном учреждении были разработаны несколько проектов, среди которых проект «Город мастеров».
Возрастная группа: старшая
Направление: художественно-эстетическое
Образовательные области: «Художественное-эстетическое развитие»».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Макротема: Из истории Тольятти
Вид: познавательный
Длительность: 5 дней
Результат:
‒ «творческий продукт» -выставка поделок из глины и дерева;
‒ изготовление альбома «Народные ремесла Поволжья»
Цель:приобщение к искусству родного края.
Задачи:
‒ обобщить и закрепить знания детей о народных ремеслах Поволжья, показать разнообразие ставропольских ремесел (гончарный, бондарный и др.), способствовать применению полученных знаний на практике (лепка посуды, саней);
‒ развивать художественно-творческие способности
‒ воспитывать уважение и благодарность к взрослым за их труд
Тема |
Этапы |
Формы |
Взаимодействие сродителями |
Конечный результат-«творческий продукт» |
«Город мастеров» |
Мотивационный |
- Экскурсия в краеведческий музей Задачи: — познакомить с понятием «музей», «экспонат», расширять кругозор детей, дать представление о ремёслах на Руси, — закрепить правила поведения в музее. |
Изготовление изделий из глины и дерева |
-выставка поделок из глины идерева; —изготовление альбома «Народные ремесла Поволжья» |
Познавательный |
-Показ видео о ремесле гончара и кузнеца. Задачи: — дать представление о ремесле кузнеца, закрепить знание о труде гончара, — воспитывать бережное отношение к результату труда взрослых. — расширять словарный запас. НОД «Город мастеров» [2, с.163] Задачи: О.О. «Познавательное развитие»: — обобщить и закрепить знания детей о народных ремёслах, показать разнообразие ставропольских ремёсел. О.О. «Социально — коммуникативное развитие»: — воспитывать уважение к труду. Чтение художественной литературы о народных ремёслах. Задачи: — способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. |
|||
Исследовательский |
Опыт «Что прочнее» Задачи: — закрепить свойства дерева, глины, металла. — расширять словарный запас слов. Опыт «Тонет-не тонет». — закрепить свойства дерева, металла, глины; развивать исследовательскую деятельность. Опыт «Теплопроводность» — закрепить свойства дерева, металла, глины. — развивать описательную речь. |
|||
Практико-ориентированный |
Сюжетно-ролевая игра «Во кузнице» (игровые роли: кузнец, богатырь) Задачи: — обогащать содержание с\р игры на основе знакомства с явлениями социальной действительности; закреплять умение согласовывать свой замысел с замыслом партнёра. — развивать диалогическую речь. Слушание русской народной песни «Во кузнице» Задачи: — приобщать детей к русской народной музыке, обогащать слуховой опыт при знакомстве с жанрами музыки. Драматизация сказки А.Навроцкого «О кузнице и кузнецах» Задачи: — поощрять умение действовать и говорить от имени разных персонажей; отражать в игре содержание литературных произведений. — развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности. |
|||
Творческий |
Творческая мастерская Задачи: — подвести к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, музея; совершенствовать изобразительную деятельность детей. — формировать отчётливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека; Воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности. |
Изготовление альбома «Семейное хобби». Составление рассказа о ремесле бондаря, об экспонатах в краеведческом музее, о ремесле выжигания, о труде вышивальщиц. |
Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что высокие результаты в рамках реализации проекта можно достичь благодаря разработанной нами системе работы, а также благодаря тесному сотрудничеству воспитателя с узкими специалистами и родителями.
Литература:
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 64 с.
- Каспарова О.В, Гандина В. Н., Щеповских О. В. Волжская земля — родина моя / Программа по эколого-краеведческому образованию дошкольников — Тольятти: Технокомплект, 2013. — 299 с.
- Конвенция о правах ребенка, ст. 29, КонсультантПлюс, http://education.simcat.ru/school61/files/1453581184_konvenciya_o_pravah_rebenka.pdf
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования — М.: Центр педагогического образования, 2014.- 32 с.