Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей в ДОУ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 1234 раза

Библиографическое описание:

Соколова, А. О. Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей в ДОУ / А. О. Соколова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11764/ (дата обращения: 15.11.2024).



Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

Дети могут возиться в песке часами, пересыпать его, строить домики и фигурки или просто ходить по нему, нет ни одного ребенка, который бы не играл в песочнице, да и не только дети, многие взрослые с радостью помогают своим малышам строить замки, туннели, сами не осознавая, погружаясь в удивительный мир песка.

Почему же песок так нас притягивает?

Песок удивительный, таинственный материал, приятный на ощупь, бывает легким, сухим, влажным, тяжелым, но самое главное его свойство — он очень податливый, поэтому способен с легкостью принимать любую форму, это позволяет человеку создавать целые фрагменты мира. В то же время песок бывает непослушным, непостоянным, фигурки из песка способны мгновенно рассыпаться. Из выше сказанного можно сделать небольшой вывод: песок — это неведомая и неизвестная вселенная, из которой можно многократно создавать свой неповторимый мир.

Как играя с песком можно получить терапевтический эффект? Все просто пересыпание песка, создание отпечатков, картин с использованием предметов, — всё это формы песочной терапии. Удивлены? Что же такое пескотерапия? Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Что может быть проще построить что-то из песка и разрушить созданные самим творения? Но именно в этом простом действие основной смысл терапии — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту истину, человек достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Создание песочных композиций стимулирует фантазию человека, позволяя ему понять свое внутренние я, с помощью ландшафта, выбираемых человеком миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, и еще много другого.

«Игра в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике», считал Карл Густав Юнг. Иными словами, песочная терапия это невербальная форма психотерапии.

Важность пескотерапии для дошкольного образовательного учреждения можно увидетьврезультатах диагностических сведений, а именно в том, что в последнее время в ДОУ, увеличилось количество детей с ОВЗ, аутизмом, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Песочная терапия в этом случае окажет огромную помощь не только воспитанникам, но и воспитателям, т. к. эта методика объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, на повышение концентрации внимания и усидчивости. Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В случае с пескотерапией, ребенок самовыражается, и это помогает ему научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. При создании песочной композиций не нужны специальные навыки. Поэтому ребенок не будет бояться совершить ошибку или неточность, и будет более раскованно и смело действовать. В процессе песочной терапии, создаваемые композиции позволяют выразить, то, что иногда не передать словами это особенно важно для детей с ОВЗ и аутизмом.

Цели и задачи пескотерапии:

Общепедагогическая цель — дать возможность ребёнку быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, а не менять и не переделывать его, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а обеспечить социальную успешность.

Коррекционно-образовательная цель — развитие связной речи, лексико-грамматических представлений; помощь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма; развитие графомоторных навыков.

Задачи:

‒ профилактика оптико-пространственной дисграфии;

‒ развитие всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), мелкой моторики;

‒ развитие зрительно-пространственной ориентации;

‒ совершенствование предметно-игровой деятельности, способствующей развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;

‒ разрешение психологических затруднений ребёнка, стабилизация эмоционального состояния;

‒ создание чувства защищённости в комфортной для ребёнка среде;

‒ развитие тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;

‒ развитие познавательного интереса;

‒ преодоление комплекса «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

‒ развитие и совершенствование пространственных представлений;

‒ развитие творческих (креативных) способностей;

‒ развитие способности осознавать свои желания и возможности их реализации;

‒ релаксация, снятие мышечной напряжённости.

Принципы пескотерапии

Принцип творчества, создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищённо, проявляя творческую активность. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учёта возрастных особенностей ребёнка.

Принцип гуманизации предполагает строить образовательный процесс и воспитательные отношения, ориентируясь на личность ребёнка.

Принцип рефлексивности означает готовность и способность ребёнка творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.

Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности.

Все игры с использованием песка можно разделить на группы:

‒ Адаптационные игры: игры, помогающие адаптироваться к новым условиям пребывания детей в саду, усвоить нормы и правила поведения и общения в группе. Игры: «Прятки», «Отпечатки», «Тучки», «Угостим друга», «Дом для друга», «Дорожки к домикам друзей», «Найди игрушку».

‒ Обучающие игры, обеспечивающие процесс обучения чтению, письму, счёту, грамоте. Игры: «Угадай, какая цифра, буква», «Найди нужное количество», «Пекарня», «Угадай по описанию», «Ищи по инструкции».

Опыт работы с песком у меня уже не первый год, мы стремимся шагать в ногу со временем и используем в своей работе не только речной, но и кинетический песок. Кинетический живой песок (песок, который движется) представляет смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Это инновационный материал для творчества и игр, учебного и образовательного процесса. Он обладает удивительными свойствами — отлично держит любую форму, гораздо пластичнее обычного песка. Играть им можно прямо в группе и дети от него в восторге. Очень увлекательное и необычное занятие — насыпушки из цветного песка или по-другому песочная фреска. Детям очень нравится делать такие сувениры. Каждая из насыпушек оригинальна и неповторима. Эти поделки просты в изготовлении и незатратны. И конечно же песочный планшет, где ребята проводят свободное время.

Опыт подтверждает правоту слов К. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».

Литература:

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Изд-во «Речь», 2002.
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
  3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  4. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб. 2007.
  5. http://sov-a.ru/public — Никишина И. В. Арт-педагогика как развивающая технология
  6. http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_24_19_15380.pdf С. М. Старцева Пескотерапия в работе с дошкольниками.
Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Похожие статьи

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности у младших школьников во внеурочной деятельности

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Речевое развитие детей в процессе формирования патриотических взглядов в ДОО

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Роль элективного курса в патриотическом воспитании школьников

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Похожие статьи

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания жизнеспособности у старшеклассников в этнокультурной среде

Педагогические условия формирования конфликтологической компетентности у младших школьников во внеурочной деятельности

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Речевое развитие детей в процессе формирования патриотических взглядов в ДОО

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР в условиях МДОУ

Роль элективного курса в патриотическом воспитании школьников

Социально-психологические ресурсы сказкотерапии в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников