Обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями
Автор: Чердонова Вероника Александровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 29.01.2017
Статья просмотрена: 319 раз
Библиографическое описание:
Чердонова, В. А. Обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями / В. А. Чердонова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11792/ (дата обращения: 15.11.2024).
В связи с вступившими в силу ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), остро встал вопрос нехватки подготовленных компетентных педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ в Республике Бурятия. В статье описываются мероприятия по подготовке педагогических работников к реализации ФГОС Бурятским республиканским институтом образовательной политики.
Ключевые слова: ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), инклюзивное образование, профессиональная подготовка педагогов
Важным направлением государственной политики в отношении детей с ОВЗ является обеспечение их прав на социализацию в открытое общество и реабилитацию средствами образования. На протяжении многих лет общество акцентировало внимание не на возможностях, заложенных природой ребенка с ОВЗ, а на его дефекте, что в итоге, приводило к его изоляции и дискриминации (медицинская модель обучения ребенка с ОВЗ). В настоящее время, главным аспектом и наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование, которое представляет собой перспективную форму обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Главный фактор успешного обучения детей с ОВЗ совместно с обычно развивающимися детьми в классе — наличие профессионального, специально подготовленного педагога.
С 1 сентября 2016 года в Республике Бурятия реализуются: ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарты содержат три основные составляющие: требования к условиям обучения, к программам и к результатам образовательного процесса. На первом этапе нам необходимо создать условия для обучения таких детей. Необходимо обеспечить в ОО такие условия обучения, воспитания и развития которые, включают в себя использование специальных адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
С принятием стандартов, в стране появилась новая философия инклюзии, которая заключается в том, что необучаемых детей не существует. Проводниками новой философии становятся, прежде всего, педагоги, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями. Без специально подготовленных педагогов (дефектологов, психологов, социальных педагогов) реализация ФГОС просто невозможна. Овладение профессиональными компетенциями, позволяющими работать с такими категориями детей становятся одним из ключевых условий реализации ФГОС как в общеобразовательных так и в специальных коррекционных образовательных организациях.
Понимая актуальность подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ОО Республики Бурятия, ГАУ ДПО РБ «БРИОП» разработал и принял Сетевой план научно-методической деятельности по сопровождению введения и реализации ФГОС общего образования, ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями (на 2016–2020 гг.).
На основании данного плана, а также плана-проспекта образовательных услуг института, реализуются организационно-методические мероприятия по организации и научно-методической подготовке слушателей к введению ФГОС НОО детей с ОВЗ и умственной отсталостью.
Проведен мониторинг запроса педагогических работников на профессиональную поддержку по введению ФГОС для детей с ОВЗ.
– Определены профессиональные дефициты педагогов:
– — недостаточное владение психолого-педагогическими основами организации работы с детьми с ОВЗ;
– — недостаточные навыки проектирования образовательного процесса и АОП;
– — незнание особых образовательных потребностей разных нозологических групп детей;
– — не умение создать особые образовательные условия.
С учетом мониторинга, разработаны 4-х часовые модули по реализации инклюзивного образования в РБ для программ к. п. к., а также разработаны программы повышения квалификации, которые реализуются Институтом в настоящее время.
Разработаны и реализуются программы повышения квалификации:
– Формирование модели инклюзивного образования для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС.
– Инклюзивное образование: модели эффективной социализации детей с ОВЗ в ОО.
– Подготовка к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями.
– Психолого-педагогические основы организации работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
– Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями в условиях ОО- 24 часа.
– Особенности реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями- 32 часа.
– Социализация и реабилитация детей с ОВЗ и девиантным поведением посредством коллективной анимациолнной деятельности (метод Мульттерапии)- 24 часа.
– Организация инклюзивного образования в ОО: АООП обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС- 24 часа и другие.
Всего в 2017 году реализуется 12 программ к. п.к. на бюджетной основе, объемом от 24 до 72 часов, заочной (электронной) и очной формы обучения.
Проведены курсы повышения квалификации для 15 районов РБ (Джидинский, Еравнинский, Хоринский, Селенгинский, Мухоршибирский, Кяхтинский, Кижингинский, Курумканский, Баргузинский, Иволгинский, Северобайкальский, Тункинский, Кабанский, Закаменский, Заиграевский) по теме: «Подготовка к реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями», всего обучено 29 групп общей численностью- 1037 чел.
На курсах повышения квалификации используются как традиционные формы и методы обучения, так и инновационные: лекции, практические задания, тесты, проектирование АОП, программ социализации и коррекционной работы, мастер-классы (в том числе- по современным моделям эффективной социализации детей посредством мульттерапии), проблемный кейс, круглый стол, профессиональные тренинги, проблемное изложение- с участием приглашенных специалистов в области дефектологии и членов общественных организаций, курирующих инклюзивное образование в РБ.
Информационно-аналитическая поддержка педагогов включает в себя: консультирование по вопросам организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ. Основные вопросы консультаций: алгоритм включения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательную деятельность учреждения, локальная нормативно-правовая база, создание ПМПк в ОО, а также вопросы по реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ.
С целью научно-методической подготовки педагогических работников РБ к реализации ФГОС для детей с ОВЗ, обмена опытом по созданию адаптивной образовательной среды и актуальными вопросами инклюзивного образования, лаборатория коррекционного и инклюзивного образования проводит конференции, семинары, круглые столы. Так, в марте 2016 года в Республике Бурятия была организована и проведена Республиканская научно-практическая конференция «Создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья». В мероприятии приняло участие более 297 педагогов из 13 районов Бурятии и г. Улан-Удэ.
Был представлен лучший опыт инклюзивного образования в РБ- доклады педагогов, которые работают в массовых ОО РБ с детьми с ОВЗ, а также лучшие практики коррекционного образования, которыми поделились педагоги СКОУ- все виды коррекционных школ.
На конференции обсуждались актуальные вопросы по:
– Обеспечению УМК и проектированию современного урока в условиях реализации инклюзивного образования;
– Мониторингу результатов инклюзивного образования: проблемах и путях их решения;
– Психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ;
– Моделям эффективной социализации детей с ОВЗ в ОО;
– Информационным технологиям в инклюзивном образовании детей.
Заинтересованность педагогов в совершенствовании профессиональных компетенций по работе с детьми с ОВЗ остается достаточно высокой. В связи с чем, Институт по заявкам от ОО, органов управления образованием организует проведение различный мероприятий. В соответствии с планом-проспектом и сетевым планом научно-методической деятельности, запланированы следующие мероприятия:
– Республиканские семинары для педагогических работников «Организация инклюзивного образования в ОО», «Формирование модели инклюзивного образования для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС».
– Методологические семинары для сотрудников института по вопросам введения ФГОС.
– Разработка методических рекомендаций по комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению детей дошкольного и младшего школьного возраста.
– Разработка методических рекомендаций по организации обучения детей с интеллектуальными нарушениями и ТМНР.
– Создание сети ресурсных центров на базе специальных (коррекционных) школ- для успешной реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и развития инклюзивного образования в РБ.
– Создание профессионального сообщества учителей-дефектологов.
В марте 2017 года состоится Республиканская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями».
Вместе с тем, остается достаточно много проблем, связанных с кадровым потенциалом ОО. Для решения проблем необходимо, на наш взгляд, создать модель комплексного взаимодействия органов власти, общеобразовательных, специальных (коррекционных), учреждений профессионального и дополнительного профессионального образования, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации адаптированных образовательных программ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.
Ключевые слова
инклюзивное образование, профессиональная подготовка педагогов, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Похожие статьи
Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики
Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...
Задачи региональной системы образования в условиях апробации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В работе представлен анализ актуального состояния и определены задачи апробации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Забайкальского кра...
Изучение отношения студентов педагогического вуза к детям с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассмотрена проблема инклюзивного образования детей с ОВЗ. Выявлено отношение студентов, будущих педагогов начальных классов к лицам с ОВЗ.
Подвижные игры как средство развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В настоящее время в Российской Федерации все чаще встречаются дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Так, по данным Министерства образования и науки РФ доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразо...
Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья
Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями началь...
Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дош...
О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В работе представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваемых в контексте действующих нормативных актов и проекта Концепции федера...
Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...
Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования
В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.
Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...
Похожие статьи
Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики
Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...
Задачи региональной системы образования в условиях апробации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В работе представлен анализ актуального состояния и определены задачи апробации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Забайкальского кра...
Изучение отношения студентов педагогического вуза к детям с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассмотрена проблема инклюзивного образования детей с ОВЗ. Выявлено отношение студентов, будущих педагогов начальных классов к лицам с ОВЗ.
Подвижные игры как средство развития двигательных качеств детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В настоящее время в Российской Федерации все чаще встречаются дети младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Так, по данным Министерства образования и науки РФ доля детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразо...
Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья
Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями началь...
Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дош...
О проектировании адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В работе представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваемых в контексте действующих нормативных актов и проекта Концепции федера...
Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...
Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования
В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.
Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО
В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...