Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему «Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 07.02.2017

Статья просмотрена: 447 раз

Библиографическое описание:

Швец, И. Н. Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему «Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ» / И. Н. Швец. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11838/ (дата обращения: 17.10.2024).



Цель: создать условия для ознакомления учащихся с мягким глухим согласным звуком [щ’],буквами Щ, щ, развития речи, памяти, логического мышления

Задачи:

‒ развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

‒ учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;

‒ формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;

‒ создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

‒ обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения.

Планируемые результаты: выделяют звук [щ’] из слов, характеризуют его ([щ’] согласный, всегда мягкий, глухой), обозначают звук [щ’] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения

Личностные результаты: ставят перед собой вопрос: какое значение и какой смысл имеет для них учение?

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные — ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач; логические — характеризуют звук [щ’], выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Образовательные ресурсы: предметные картинки, карточки со слогами ча, ща, чу, щу, счётные палочки.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Проверим готовность к уроку.

II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка.

Как паровоз выпускает пар? (– Щ-щ-щ..!)

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Пузырь».

Исходное положение «стоя». Руки опущены вниз. По сигналу дети делают вдох носом в несколько приемов, одновременно поднимая руки так же в несколько приемов, до положения «Руки в стороны». После слов «пузырь лопнул» дети выдыхают воздух в один прием со звуком (щ).

III. Постановка проблемы.

Какой звук вы сейчас произнесли? ([щ’])

— Давайте сформулируем проблему сегодняшнего урока (знакомство со звуком [щ’] и буквой, его обозначающей, чтение слов с новой буквой)

IV. Открытие новых знаний.

1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 63)

— Выполните слого-звуковой анализ слов щука, лещ.

— Выделите первый звук, охарактеризуйте его. (Звук [щ’]: согласный, глухой, мягкий)

2. Игра «Кто внимательный?»

— Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.([щ’])

С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок? (Со звука [щ’])

Физкультурная минутка

Я буду произносить предложения. Если в предложении есть слово со звуком [щ’], вы выполняете движение, о котором говориться в предложении.

— Если в предложении нет слов со звуком [щ’], вы качаете головой.

  1. Щука плавает (3–4 раза)
  2. Соловей поёт (головой 3 раза)
  3. Радостно прыгал щенок (прыжки 3 р.)
  4. Пчела жужжит (головой 3р.)
  5. Мойте руки чище! (моем руки 3 р.)
  6. Ежик спит
  7. Стрижи кружились над рощей. (кружимся 3р.)

3. Знакомство с буквой Щ

На что похожа буква (ща) Щ?

На расческу щ похожа. Три зубца всего?- Ну что же!

— А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

— Да, эта буква такая же широкая, как буква Ш и такая же хвостатая как буква Ц.

Буква щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

В. Степанов

Выложите букву Щ из счетных палочек.

4. Чтение слогов и слов(учебник, с. 63)

— Прочитайте слоги и слова.

— Какой звук обозначен буквой щ? Охарактеризуйте его.([щ’] — согласный, всегда мягкий, глухой)

5. Работа со стихотворением Г. Виеру (учебник, с. 63)

— Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку.

— Назовите слова с буквой щ.(щука,щётку,щётка,щекочет)

6. Правописание ча, ща, чу, щу (учебник, с. 63)

— Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу.

В слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.

— Найдите слова с сочетанием данных букв.

7.Давайте отметим эти сочетания в словах, поработаем в парах (у детей на партах — карточки со словами. Задача — найти слоги ЩА и ЩУ, подчеркнуть их, поменяться карточками с соседом по парте, проверить работу товарища).

ПЛОЩАДКА ЩУКА

ПИЩА ЩУПАЕТ

ПРОЩАНИЕ ТАЩУ

ПИЩАЛИ ИЩУ

Физкультурная минутка

Мы работали, устали.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны,

Вперёд, назад.

Повернулись влево, вправо,

Поднимите дружно плечи,

Чтоб работать было легче

А сейчас вперед прогнитесь

И носка рукой коснитесь.

Сели мы за парты смело,

Надо нам продолжить дело.

V. Первичное закрепление знаний.

1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке «По щучьему велению» (учебник, с. 62)

— К какой сказке эта иллюстрация?

— Кто на ней изображен?

— Кто выполнял желания Емели?

— Какие были желания?

— Расскажите сказку. (дети рассказывают сказку)

2. Работа со скороговорками (учебник, с. 62)

— Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро. (читают скороговорки)

— Какой звук мешает произносить скороговорку?

3. Загадки про овощи (учебник, с. 64)

— Прочитайте загадки, отгадайте их. Выполните задания в учебнике.

4. Чтение стихотворения С. Михалкова (учебник, с. 65)

— Что делают щенки?

— Как они это делают?

— Что есть у щетки?

— Чем недовольны щенки?

— В каком настроении они ушли?

5. Дидактические упражнения (учебник, с. 65)

— Придумайте слова с ча, ща. Что интересного вы заметили?

— Рассмотрите рисунки. Назовите вещи и объясните, для чего они нужны (ящик, щетка, клещи, плащ)

— Прочитайте стихотворение И. Токмаковой. В каких словах есть слог щу?

— Игра «Один-много»

Ящик- … Щёки — …

Щётка- … Овощи — …

Щенок- … Ящерицы — …

Клещи — … Щуки — …

Плащ- … Щиты — …

Игра «Договори и повтори»

Ащ-ащ-ащ- у Тани новый …(плащ)

Ещ-ещ-ещ- в реке плывет…(лещ)

Ощ-ощ-ощ- у нас вкусный …(борщ)

Щик-щик-щик- все вещи сложим в …(ящик)

Щи- щи-щи — кусаются…(клещи).

— Игра «Кто это — назови профессию» (Показ картинок)

Кто дрессирует животных?...

Работает на экскаваторе…

Чистит обувь…

Точит ножи…

Играет на барабане…

Регулирует уличное движение…

Делает кладку из камня…

Чинит часы…

Занимается фехтованием….

— Какой согласный звук общий для всех этих слов?

VI. Рефлексия. Итог урока.

Наш урок литературного чтения подходит к концу. На сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю по вашим ответам. Продолжите мои высказывания:

— Сегодня мы учились произносить звук…

— Этот звук…

— Я могу назвать слова, содержащие этот звук…

— Звук [щ] на письме обозначается буквой …

— Слог ща мы пишем с гласной …

— Сегодня у меня хорошо получилось…

— К следующему уроку я постараюсь …

— Спасибо за урок

Литература:

  1. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1./ [В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина]. — 7-е изд. —М.: Просвещение, 2015.
  2. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2./ [В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина]. — 7-е изд. —М.: Просвещение, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): буква Щ, Звук, слово, буква, Какой звук, Слог ща, учебник, слого-звуковой анализ слов, физкультурная минутка, художественное произведение.

Похожие статьи

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л». «Наш гость Лунтик»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [Б]-[Б’]. Знакомство с буквой Б»

Разработка технологической карты урока по теме «Обозначение согласных звуков [в] и [в’] на письме буквой В»

Сценарий урока русского языка в 3 классе на тему «Изменение глаголов по числам»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [Б] и [Б’]. Буква Б»

Урок русского языка в шестом классе на тему «Сочетаемость собирательных числительных двое — десятеро с другими частями речи»

Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р»

Похожие статьи

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л». «Наш гость Лунтик»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Дифференциация звуков [Б]-[Б’]. Знакомство с буквой Б»

Разработка технологической карты урока по теме «Обозначение согласных звуков [в] и [в’] на письме буквой В»

Сценарий урока русского языка в 3 классе на тему «Изменение глаголов по числам»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звуки [Б] и [Б’]. Буква Б»

Урок русского языка в шестом классе на тему «Сочетаемость собирательных числительных двое — десятеро с другими частями речи»

Конспект занятия по дифференциации звуков [Р] и [Рь] с детьми старшего дошкольного возраста (малой подгруппой) на тему «В поисках буквы Р»