Факторы, влияющие на выбор компонентов образовательной среды
Авторы: Аждер Татьяна Борисовна, Рощин Алексей Васильевич, Зеленко Геннадий Вадимович, Журавлев Владимир Аркадьевич, Аждер Владимир Дмитриевич, Гуреева Ольга Алексеевна, Ливинская Людмила Борисовна, Потапова Марина Сергеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.02.2017
Статья просмотрена: 314 раз
Библиографическое описание:
Факторы, влияющие на выбор компонентов образовательной среды / Т. Б. Аждер, А. В. Рощин, Г. В. Зеленко [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11866/ (дата обращения: 19.12.2024).
Качество обучения студентов — многофакторный показатель, на который существенно влияет план обучения, эффективность работы профессорско-преподавательского состава (ППС), контингент студентов и инфраструктура среды обучения [1].
В таблице 1 показаны основные субъекты, занятые оценкой качества образования, а также учитываемые ими факторы. Под субъектами понимаются администрация ВУЗа и государство в лице его институтов, работодатели и сами выпускники.
Таблица 1
Субъекты, проводящие оценку качества образования иучитываемые ими факторы
Субъекты |
Факторы |
Государство и его институты |
Соответствие направления обучения государственным перспективным планам развития науки и технологии Объем фундаментальных знаний, стимулирующий прорыв в высокотехнологичных отраслях промышленности Международная аккредитация учебных программ и дипломов Эффективное использование финансирования образования |
Администрация и ППС ВУЗа |
Соответствие государственным образовательным стандартам Повышение рейтинга ВУЗа Рост числа абитуриентов Финансовые ограничения |
Работодатели |
Опыт эксплуатации оборудования конкретного типа Опыт эксплуатации оборудования определенного класса Адаптационные способности выпускника к инновационным технологиям Объем фундаментальных знаний Знание современных технологий и оборудования Популярность (бренд) ВУЗа |
Выпускники |
Положительная мотивация к обучению Объем знаний в прикладной области, гарантирующий карьерный рост Международная аккредитация дипломов Возможность дальнейшего образования Популярность (бренд) ВУЗа |
Документы, согласно которым оценивается качество выпускников университетов, содержат подтверждение требований выполнения утвержденной учебной программы, и оценки по защите дипломного и курсовых проектов, а также по изучаемым предметам. Для оценки степени удовлетворенности качеством образования потребителем они является лишь исходными формальными данными. Работодатели и выпускники, являющиеся субъектами процесса образования, строят свои оценки качества образования и отдельных его компонентов соответственно изменяющимся требованиям общества.
Очевидно, что большинство учитываемых ими факторов зависят от качества инфраструктуры среды обучения, т. е. от используемого при обучении оборудования, программных и аппаратных средства, ориентированных на конкретные прикладные области. Поддержка состояния инфраструктуры среды обучения оказывается чрезвычайно сложной задачей вследствие динамичного и все ускоряющегося развития науки, техники и промышленности.
В последнее десятилетие основные средства, выделяемые университетам на оборудование, направлялись на приобретение персональных компьютеров и средств для их объединения в локальные и глобальные сети. Долгое время практически не обновлялась лабораторная база, позволяющая знакомить студентов с реальным, физически существующим оборудованием. Упор делался на изучение виртуальных моделей такого оборудования, которое, надо признать, зачастую достаточно адекватно отображалось с помощью компьютерных программ. Однако такой способ обучения все же не позволяет студентам знакомиться со многими нюансами современной техники, проблемами ее проектирования, производства и эксплуатации. Сейчас, когда университеты достаточно насыщены вычислительной техникой, встает вопрос разработки и приобретения специализированных лабораторных и учебно-методических средств, используемые в учебном процессе.
Как правило, такие средства достаточно дороги и могут приобретаться для государственных ВУЗов только на конкурсной основе в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Решение о приобретении оборудования и выборе поставщика определяет конкурсная комиссия, члены которой назначаются приказом руководителя университета, выступающего в качестве государственного заказчика. Формирование конкурсной заявки, критериев оценки (показателей), характеризующих конкурсную заявку, являются существенно значимыми этапами и должны выполняться экспертно силами наиболее квалифицированных преподавателей, специалистов и руководителей подразделений ВУЗа-заказчика с привлечением будущих работодателей.
Однако в настоящее время недостаточно развиты методики оценки влияния рационального выбора компонентов инфраструктуры среды обучения на качество образовательного процесса. Отсутствует типовая внутривузовская документация для проведения конкурсов, из-за чего каждый конкурс сопровождается оригинальной документацией, на разработку которой требуются соответствующие временные ресурсы.
Таким образом, практический интерес представляет методика организации и проведения конкурсов, позволяющая осуществлять рациональный выбор элементов инфраструктуры по гибкому сценарию на основе типовой внутривузовской конкурсной документации. В таблице 2 показаны основные факторы, влияющие на рациональный выбор компонентов образовательной среды.
ППС и администрация ВУЗа, являясь организатором процесса обучения, инициирует приобретение новых лабораторных средств и формирует конкретные требования к ним. При этом требуется оценивать весьма абстрактные субъективные пожелания и оценки потребителей, уровень и тенденции развития науки, технологии и промышленности, образовательные стандарты.
Таблица 2
Факторы, влияющие на рациональный выбор компонентов образовательной среды
Фактор |
Описание |
Востребованность УМС |
Степень ценности и универсальности знаний, навыков работы и технологического использования закупаемого УМС применительно к оборудованию аналогичного класса потенциальных работодателей Востребованность работодателями опыта работы с закупаемым УМС Степень универсальности закупаемого УМС в рамках конкретной прикладной области Конкурентоспособность закупаемого УМС применительно к аналогичному оборудованию на мировом рынке Отсутствие в ВУЗе в достаточном количестве близкого по принципам функционирования УМС Соответствие требованиям ГОС Возможность использования элементов закупаемого УМС при проведении НИР в ВУЗе Влияние присутствия закупаемого УМС на формирование популярности (брэнда) ВУЗа |
Готовность использования УМС в учебном процессе ППС |
Опыт работы с закупаемым оборудованием Наличие и сроки подготовки учебно-методических материалов Сроки поставки УМС Наличие альтернатив закупаемому оборудованию и их эффективность, в том числе в виде виртуальных средств обучения |
Технологичность использования оборудования в учебном процессе |
Возможность одновременной работы с УМС определенного числа студентов Интенсивность использования в часах по одному или нескольким курсам Удельная интенсивность использования на одного студента в течение срока обучения Возможность использования УМС при разработке коллективных проектов Вандалоустойчивость |
Перспективность закупаемых УМС |
Сроки морального устаревания Сроки физического устаревания Возможность модернизации |
Эксплуатационные особенности |
Занимаемая площадь Энергопотребление Требования к условиям эксплуатации Требования к обслуживающему персоналу Вопросы безопасности Ремонтопригодность |
Эффективность вложений |
Сравнительная эффективность финансовых вложений применительно к альтернативным вариантам комплектов УМС |
Серийность УМС |
Наличие на рынке серийно выпускаемых УМС |
По степени удовлетворения этих требований уже на ранних стадиях можно судить о предполагаемых в перспективе результатах учебного процесса и степени удовлетворения запросов потребителей.
Однако состав преподавателей в университетах весьма неоднороден, имеет различную научно-техническую специализацию и, естественно, разный взгляд на необходимость приобретения УМС какого-либо определенного типа. Такая неоднородность вызвана ускоренным разнонаправленным развитием техники и технологий. Так, например, уже в конце девяностых годов прошлого века стало ясно, что информатика, как отрасль науки, разрослась настолько, что изучать ее в едином университетском курсе стало практически невозможно. Было принято решение о разделении ее на четыре основные дисциплины: информатика, программная инженерия, аппаратная инженерия и информационные системы.
Поэтому при наличии определенного объема финансирования возникают разноречивые требования к возможной номенклатуре приобретаемого оборудования. Для решения этой проблемы предлагается создание экспертной комиссии, в состав которой должны входить наиболее квалифицированные сотрудники университета и представители работодателей. Задача экспертной комиссии заключается в информационной поддержке конкурсной комиссии при выборе таких средств, которые при заданных финансовых и других ограничениях с наибольшим эффектом влияли бы на повышение качества образовательного процесса.
Литература:
- Рекомендации по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах — пер. с англ. — М.: ИНТУИТ.РУ «Интернет-Университет Информационных Технологий», 2007.– 462с.