Факторы, влияющие на выбор компонентов образовательной среды | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Факторы, влияющие на выбор компонентов образовательной среды / Т. Б. Аждер, А. В. Рощин, Г. В. Зеленко [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11866/ (дата обращения: 19.12.2024).



Качество обучения студентов — многофакторный показатель, на который существенно влияет план обучения, эффективность работы профессорско-преподавательского состава (ППС), контингент студентов и инфраструктура среды обучения [1].

В таблице 1 показаны основные субъекты, занятые оценкой качества образования, а также учитываемые ими факторы. Под субъектами понимаются администрация ВУЗа и государство в лице его институтов, работодатели и сами выпускники.

Таблица 1

Субъекты, проводящие оценку качества образования иучитываемые ими факторы

Субъекты

Факторы

Государство и его институты

 Соответствие направления обучения государственным перспективным планам развития науки и технологии

 Объем фундаментальных знаний, стимулирующий прорыв в высокотехнологичных отраслях промышленности

 Международная аккредитация учебных программ и дипломов

 Эффективное использование финансирования образования

Администрация и ППС ВУЗа

 Соответствие государственным образовательным стандартам

 Повышение рейтинга ВУЗа

 Рост числа абитуриентов

 Финансовые ограничения

Работодатели

 Опыт эксплуатации оборудования конкретного типа

 Опыт эксплуатации оборудования определенного класса

 Адаптационные способности выпускника к инновационным технологиям

 Объем фундаментальных знаний

 Знание современных технологий и оборудования

 Популярность (бренд) ВУЗа

Выпускники

 Положительная мотивация к обучению

 Объем знаний в прикладной области, гарантирующий карьерный рост

 Международная аккредитация дипломов

 Возможность дальнейшего образования

 Популярность (бренд) ВУЗа

Документы, согласно которым оценивается качество выпускников университетов, содержат подтверждение требований выполнения утвержденной учебной программы, и оценки по защите дипломного и курсовых проектов, а также по изучаемым предметам. Для оценки степени удовлетворенности качеством образования потребителем они является лишь исходными формальными данными. Работодатели и выпускники, являющиеся субъектами процесса образования, строят свои оценки качества образования и отдельных его компонентов соответственно изменяющимся требованиям общества.

Очевидно, что большинство учитываемых ими факторов зависят от качества инфраструктуры среды обучения, т. е. от используемого при обучении оборудования, программных и аппаратных средства, ориентированных на конкретные прикладные области. Поддержка состояния инфраструктуры среды обучения оказывается чрезвычайно сложной задачей вследствие динамичного и все ускоряющегося развития науки, техники и промышленности.

В последнее десятилетие основные средства, выделяемые университетам на оборудование, направлялись на приобретение персональных компьютеров и средств для их объединения в локальные и глобальные сети. Долгое время практически не обновлялась лабораторная база, позволяющая знакомить студентов с реальным, физически существующим оборудованием. Упор делался на изучение виртуальных моделей такого оборудования, которое, надо признать, зачастую достаточно адекватно отображалось с помощью компьютерных программ. Однако такой способ обучения все же не позволяет студентам знакомиться со многими нюансами современной техники, проблемами ее проектирования, производства и эксплуатации. Сейчас, когда университеты достаточно насыщены вычислительной техникой, встает вопрос разработки и приобретения специализированных лабораторных и учебно-методических средств, используемые в учебном процессе.

Как правило, такие средства достаточно дороги и могут приобретаться для государственных ВУЗов только на конкурсной основе в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Решение о приобретении оборудования и выборе поставщика определяет конкурсная комиссия, члены которой назначаются приказом руководителя университета, выступающего в качестве государственного заказчика. Формирование конкурсной заявки, критериев оценки (показателей), характеризующих конкурсную заявку, являются существенно значимыми этапами и должны выполняться экспертно силами наиболее квалифицированных преподавателей, специалистов и руководителей подразделений ВУЗа-заказчика с привлечением будущих работодателей.

Однако в настоящее время недостаточно развиты методики оценки влияния рационального выбора компонентов инфраструктуры среды обучения на качество образовательного процесса. Отсутствует типовая внутривузовская документация для проведения конкурсов, из-за чего каждый конкурс сопровождается оригинальной документацией, на разработку которой требуются соответствующие временные ресурсы.

Таким образом, практический интерес представляет методика организации и проведения конкурсов, позволяющая осуществлять рациональный выбор элементов инфраструктуры по гибкому сценарию на основе типовой внутривузовской конкурсной документации. В таблице 2 показаны основные факторы, влияющие на рациональный выбор компонентов образовательной среды.

ППС и администрация ВУЗа, являясь организатором процесса обучения, инициирует приобретение новых лабораторных средств и формирует конкретные требования к ним. При этом требуется оценивать весьма абстрактные субъективные пожелания и оценки потребителей, уровень и тенденции развития науки, технологии и промышленности, образовательные стандарты.

Таблица 2

Факторы, влияющие на рациональный выбор компонентов образовательной среды

Фактор

Описание

Востребованность УМС

 Степень ценности и универсальности знаний, навыков работы и технологического использования закупаемого УМС применительно к оборудованию аналогичного класса потенциальных работодателей

 Востребованность работодателями опыта работы с закупаемым УМС

 Степень универсальности закупаемого УМС в рамках конкретной прикладной области

 Конкурентоспособность закупаемого УМС применительно к аналогичному оборудованию на мировом рынке

 Отсутствие в ВУЗе в достаточном количестве близкого по принципам функционирования УМС

 Соответствие требованиям ГОС

 Возможность использования элементов закупаемого УМС при проведении НИР в ВУЗе

 Влияние присутствия закупаемого УМС на формирование популярности (брэнда) ВУЗа

Готовность использования УМС в учебном процессе ППС

 Опыт работы с закупаемым оборудованием

 Наличие и сроки подготовки учебно-методических материалов

 Сроки поставки УМС

 Наличие альтернатив закупаемому оборудованию и их эффективность, в том числе в виде виртуальных средств обучения

Технологичность использования оборудования

в учебном процессе

 Возможность одновременной работы с УМС

 определенного числа студентов

 Интенсивность использования в часах по одному или нескольким курсам

 Удельная интенсивность использования на одного студента в течение срока обучения

 Возможность использования УМС при разработке коллективных проектов

 Вандалоустойчивость

Перспективность закупаемых УМС

 Сроки морального устаревания

 Сроки физического устаревания

 Возможность модернизации

Эксплуатационные особенности

 Занимаемая площадь

 Энергопотребление

 Требования к условиям эксплуатации

 Требования к обслуживающему персоналу

 Вопросы безопасности

 Ремонтопригодность

Эффективность вложений

 Сравнительная эффективность финансовых вложений применительно к альтернативным вариантам комплектов УМС

Серийность УМС

 Наличие на рынке серийно выпускаемых УМС

По степени удовлетворения этих требований уже на ранних стадиях можно судить о предполагаемых в перспективе результатах учебного процесса и степени удовлетворения запросов потребителей.

Однако состав преподавателей в университетах весьма неоднороден, имеет различную научно-техническую специализацию и, естественно, разный взгляд на необходимость приобретения УМС какого-либо определенного типа. Такая неоднородность вызвана ускоренным разнонаправленным развитием техники и технологий. Так, например, уже в конце девяностых годов прошлого века стало ясно, что информатика, как отрасль науки, разрослась настолько, что изучать ее в едином университетском курсе стало практически невозможно. Было принято решение о разделении ее на четыре основные дисциплины: информатика, программная инженерия, аппаратная инженерия и информационные системы.

Поэтому при наличии определенного объема финансирования возникают разноречивые требования к возможной номенклатуре приобретаемого оборудования. Для решения этой проблемы предлагается создание экспертной комиссии, в состав которой должны входить наиболее квалифицированные сотрудники университета и представители работодателей. Задача экспертной комиссии заключается в информационной поддержке конкурсной комиссии при выборе таких средств, которые при заданных финансовых и других ограничениях с наибольшим эффектом влияли бы на повышение качества образовательного процесса.

Литература:

  1. Рекомендации по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах — пер. с англ. — М.: ИНТУИТ.РУ «Интернет-Университет Информационных Технологий», 2007.– 462с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, оценка качества образования, администрация ВУЗа, конкурсная заявка, конкурсная комиссия, образовательная среда, образовательный процесс, прикладная область, рациональный выбор компонентов, экспертная комиссия.