Современная концепция нравственно-правового воспитания студентов
Авторы: Фортова Любовь Константиновна, Фабриков Максим Сергеевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 01.02.2017
Статья просмотрена: 516 раз
Библиографическое описание:
Фортова, Л. К. Современная концепция нравственно-правового воспитания студентов / Л. К. Фортова, М. С. Фабриков. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11873/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье представлены актуальные вопросы современного нравственно-правового воспитания студентов вуза; проведён методологический анализ деструктивных тенденций в молодежной среде, выявлена взаимозависимость нравственного и правового воспитания.
Ключевые слова: нравственно-правовое воспитание, нравственно-правовая культура, нравственное и правовое сознание, принципы нравственно-правового воспитания
Конструктивные изменения современного российского общества сопровождаются рядом деструктивных тенденций, к числу которых можно отнести правовой нигилизм, правовой инфантилизм, делинквентное поведение молодёжи, вандализм, нравственную деградацию личности. Уровень состояния преступности в молодёжной среде — индикатор нравственно-правового состояния социума. Криминализация молодежной среды — одна из актуальных проблем современного российского государства.
Сегодня особенно остро стоит вопрос нравственно-правового воспитания молодежи. На наш взгляд, это обусловлено тем, что у молодёжи: а) отсутствует правовая нравственная готовность социализироваться в новых условиях; б) не хватает достаточного количества витальных компетенций, позволяющих достойно выйти из конфликтных ситуаций; в.) не хватает моральных принципов и социальной зрелости, которые бы инициировали личность на просоциальную жизненную стратегию.
Отечественные и зарубежные исследователи немало внимания уделяли проблеме воспитания. Работы В. Ю. Верещагина, И. Д. Калайкова, Т. Ф. Каптерева, Т. И. Царегородцева и др. посвящены философско-методологическому аспекту воспитания, как социальной адаптации групп населения. А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн и др. исследовали социально-педагогический аспекты воспитания. Работы Н. Н. Березовина, И. В. Сочинского, В. И. Брудного, Н. Н. Вербицкого, В. В. Давыдова, Н. Р. Талызиной и др. акцентировали внимание на социально-педагогическом аспекте работы с учащимися.
Несомненно, труды исследователей имеют важное теоретическое и практическое значение, но в тоже время в них не раскрыты педагогические аспекты нравственно-правового воспитания личности. Нравственно-правовое воспитание личности учёные рассматривают как управляемый целенаправленный процесс развития нравственно-правовых убеждений, аттитюдов, нравственного правообеспеченного поведения индивидов конкретного социума.
Одной из основополагающих задач ведущих задач нравственно-правового воспитания студентов является формирование волевых качеств, способных удержать их на конструктивных позициях, а именно: целеустремленности, то есть умения выбирать социально полезные цели и достигать их; автономности — способности мотивировать свои поступки и принимать решения, амбивалентному деструктивному влиянию и воздействию ситуаций исходя из эндогенных убеждений, поступать в соответствии с общегосударственными интересами, фиксированными в системе социальных норм.
Взаимодействие нравственного и правового воспитания можно раскрыть в несколько подходах, взаимно дополняющих друг друга. Первый подход констатирует первичность нравственного воспитания по отношению к правовому. Такая последовательность констатирует принципиальную закономерность: чем выше уровень нравственного осознания формирующейся личностью различных общественных отношений, тем выше и уровень мотивации необходимости реализации как нравственной ответственности, так и юридических прав и обязанностей. Второй подход рассматривает и нравственно-правовое воспитание, ориентированное на поддержание адекватных интересов общества взаимоотношений субъектов, а также допустимых возможностей самодетерминации обучающихся в социально значимых видах деятельности (В. Н. Обухов, Э. А. Саркисова, А. Ф. Чередниченко и др.).
Третий подход детерминирован этической составляющей к исходному понятию права. Он предполагает как исследование мотивов правомерного поведения личности, так и актуализации основополагающих путей и наиболее успешной системы практико-ориентированных действий в нравственно-правовых отношениях. Дифференциация, присущая им, привлекает внимание к необходимости осознания личностью как нравственных, так и правовых требований, соответствующих способов поведения и поступков в нравственно-правовой сфере.
Как общее, так и различное нравственного и правового воспитания констатируют целостный нравственно-правовой подход к воспитанию личности. Так, например, Г. А. Кузнецов постулирует, что данный процесс — это «целенаправленное усвоение обучающимися этических правовых знаний, интериоризация их в личные убеждения и формирование на их основе ответственного отношения к субъективным поступкам и поведению, развитию объективной потребности следовать принципу нравственности и права». Следовательно, задачей нравственно-правового воспитания является достижение такого уровня правосознания, когда каждый соблюдал бы правовые нормы исключительно в силу эндогенной потребности, аутентичных нравственных убеждений, а не под страхом принуждения.
Квинтэссенцией взаимообусловленности и взаимозависимости нравственного и правового воспитания является необходимость осознания личностью ценностно-правовой направленности социума, дифференциация на этой базе нравственного содержания и основополагающей природы правовых норм и правоприменительной деятельности, симбиоза нравственного и правового сознания, рассматриваемого изолированного.
Воспитательная работа — значимый компонент процесса воспитания, его основополагающая составляющая. Успех педагогической деятельности вуза детерминирован компетентностью педагогов и адекватностью актуальной педагогической ситуации.
Организаторской деятельности принадлежит ключевое место в воспитательной работе педагога. Педагог реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координацию, анализ эффективности и др.
При определении цели, задач, необходимо не забывать о принципах нравственно-правового воспитания студентов. Система принципов отражает основы теории нравственно-правового воспитания и, следовательно, систематизированный конгломерат взглядов, дающих возможность применять эффективные практические меры по формированию социальных форм поведения в любых ситуациях жизни студентов.
Принцип гуманистической ориентации воспитания предполагает относиться к студенту как к высшей ценности в системе человеческих отношений, основополагающей нормой которых выступает гуманность. Согласно данному принципу, каждый человек достоин уважительного отношения обеспечения свободы совести и мировоззрения, выделения в качестве доминантной задачи заботы о физическом, социальном и психическом здоровье будущего профессионала.
Принцип социальной адекватности воспитания предполагает соответствие содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой реализуется воспитательный процесс. Задачи воспитания учитывают реальные социально-экономические условия и предполагают развитие у обучающихся прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.
Принцип индивидуализации воспитания направлен на поиск индивидуальной траектории социального развития каждого обучающегося, акцентирование специальных задач, соответствующих его личностным особенностям, погружение студента в различные виды социально-правовой деятельности, учитывая его особенности, раскрытие внутреннего потенциала как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможностей для самодетерминации и самоактуализации.
Принцип воспитывающей среды направлен на создание в вузе отношений, формирующих социальность будущего специалиста. Наиболее значимо единство коллектива вуза — кураторов, педагогов и студентов, — его сплочение. В каждой группе, на каждом факультете необходимо достигать организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Конструирование воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, эмпатию, фасилитацию, способность вместе преодолевать трудности.
Мы выделили рад факторов, оказывающих влияние на нравственно-правовое воспитание личности: индивидуально-психические факторы: личностные качества, мотивационная сфера, уровень сформированности социально адекватного активного общения, социальная зрелость; индивидуально-соматические факторы: соматические заболевания, уровень физического развития и зрелости; социальные учебные факторы: социально-психологический климат в коллективе, социальный статус и реноме в группе; влияние микро- и макросреды.
Наше исследование показало, что эффективность нравственно-правового воспитания студентов детерминировано тремя основными критериями: 1) интериоризацией нравственного и правового опыта (познавательный); 2) стремлением к активному осознанному участию в социальных отношениях и противодействию деструктивным проявлениям окружающей среды (мотивационный); 3) поиском путей реализации своих возможностей (практический).
Эффективность нравственно-правового воспитания студентов детерминирована реализацией комплекса социально-педагогических условий как фактора, стимулирующего решение проблемы: формированием правовых норм как регулятора нравственно-правового поведения; стимулированием самокоррекции воспитания нравственности и поведения; педагогической подготовкой кураторов студенческих групп к работе по нравственно-правовому воспитанию.
Процесс нравственно-правового воспитания не может быть лимитирован только усвоением определенной суммы знаний о праве и нравственности, но непременно должен обеспечивать постижение индивидом многообразных способов и приемов решения практических задач с нравственно-правовым содержанием. Его квинтэссенция состоит в том, что знания и практические умения — это взаимопроникающие стороны одного и того же процесса, способствующего активизации гражданской позиции студента. Такое заключение инициирует нравственно-правовая по своему характеру и общественно значимая по результатам деятельность. Специфика ее состоит в активном и адекватном взаимодействии студента и доступной социально-педагогической среды, когда обучающийся экстраполируется как субъект, воздействующий на совершенствование нравственно-правовых отношений. Глубоко рассматривая нравственно-правовое воспитание, можно выделить три уровня воспитательного воздействия на личность.
Первый направлен на воспитательное, превентивное, педагогическое воздействие системы нравственно-правового воспитания во всем многообразии ее форм; сюда относятся содействие в социальной адаптации, помощь в овладении трудовыми навыками, повышении профессионального мастерства и нивелирования обстоятельств, оказывающих негативное влияние. На втором уровне проводится целенаправленная работа по воспитанию, проводимая в ходе образовательного процесса в вузе. Она состоит в назначении кураторов по воспитательной работе. На третьем уровне эффект достигается от повседневной деятельности и общения. Они спонтанны, однако поддаются косвенной регуляции (межличностные, межгрупповые контакты в коллективе, на отдыхе, в микросреде). Это даёт возможность минимизировать элемент стихийности. Итогом нравственно-правового воспитания является уровень сформированности нравственно-правовой культуры студента.
Таким образом, нравственно-правовое воспитание студентов в его многоаспектной теоретико-методологической палитре, это актуальная педагогическая проблема, требующая активизации творческого потенциала педагогической общественности для её эффективного решения. Нравственно-правовое воспитание — значимый фактор и необходимое условие формирования нравственно-правовой культуры будущего педагога.
Литература:
- Болдырев Н. И. Нравственное воспитание: вопросы теории. М., 1978. 271 с.
- Бондаревская Е. В. Формирование нравственного сознания старших школьников: дис..д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 1979. 423 с.
- Кузнецов Г. А. Взаимодействие правового и нравственного воспитания в формировании личности старшего подростка: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1979. 19 с.
Ключевые слова
нравственно-правовое воспитание, нравственно-правовая культура, нравственное и правовое сознание, принципы нравственно-правового воспитанияПохожие статьи
Проблемы правового воспитания на современном этапе
В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях ...
Специфика правового воспитания обучающихся современного вуза
В данной статье подвергается анализу современное состояние правовой культуры современной молодежи. Обосновывается необходимость постоянного правового воспитания обучающихся в условиях образовательной среды вуза через призму правового обучения, которо...
Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования
В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.
Физическое воспитание как инструмент развития духовной культуры личности и личностных качеств студентов
В данной статье рассматривается физическое воспитание как способ формирования личности студентов. Определяется понятие духовности в контексте физической культуры личности. Рассматривается влияние правильно организованного, эффективного занятия физиче...
Особенности формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи в современных условиях
В данной статье проводится анализ теоретических основ формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи, а также рассматриваются структурные составляющие процесса формирования нравственной воспитанности с точки зрения аксиологического по...
Содержательный аспект понятия «физическая культура» в педагогической науке
Статья посвящена рассмотрению взглядов различных исследователей на понимание понятия «физическая культура» в педагогической науке. Осуществляется последовательный анализ предлагаемых подходов, демонстрируется авторская позиция.
Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников
В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...
Нравственный аспект экономического воспитания дошкольников
В статье рассматриваются нравственные основы экономического воспитания детей дошкольного возраста. Проводится анализ парциальных программ, описываются способы и методы, используемые при нравственно-экономическом воспитании.
Нравственные ценности в воспитательном процессе
В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах
В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...
Похожие статьи
Проблемы правового воспитания на современном этапе
В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях ...
Специфика правового воспитания обучающихся современного вуза
В данной статье подвергается анализу современное состояние правовой культуры современной молодежи. Обосновывается необходимость постоянного правового воспитания обучающихся в условиях образовательной среды вуза через призму правового обучения, которо...
Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования
В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.
Физическое воспитание как инструмент развития духовной культуры личности и личностных качеств студентов
В данной статье рассматривается физическое воспитание как способ формирования личности студентов. Определяется понятие духовности в контексте физической культуры личности. Рассматривается влияние правильно организованного, эффективного занятия физиче...
Особенности формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи в современных условиях
В данной статье проводится анализ теоретических основ формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи, а также рассматриваются структурные составляющие процесса формирования нравственной воспитанности с точки зрения аксиологического по...
Содержательный аспект понятия «физическая культура» в педагогической науке
Статья посвящена рассмотрению взглядов различных исследователей на понимание понятия «физическая культура» в педагогической науке. Осуществляется последовательный анализ предлагаемых подходов, демонстрируется авторская позиция.
Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников
В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...
Нравственный аспект экономического воспитания дошкольников
В статье рассматриваются нравственные основы экономического воспитания детей дошкольного возраста. Проводится анализ парциальных программ, описываются способы и методы, используемые при нравственно-экономическом воспитании.
Нравственные ценности в воспитательном процессе
В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах
В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...