Организация интегрированного подхода в обучении младших школьников
Авторы: Губарева Елена Геннадьевна, Хаустова Валентина Николаевна, Мальцева Наталья Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 07.02.2017
Статья просмотрена: 748 раз
Библиографическое описание:
Губарева, Е. Г. Организация интегрированного подхода в обучении младших школьников / Е. Г. Губарева, В. Н. Хаустова, Н. Н. Мальцева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 81-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11880/ (дата обращения: 15.11.2024).
Изменения, происходящие в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. Соответственно возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Происходит постепенное исчезновение дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного плана. Тревогу вызывает ориентация взрослых только лишь на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса — быстрая потеря интереса к учению. Резко выросла в современном мире информированность детей. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео и все тот же Интернет вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и творческого воображения. Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками и даже с родителями. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов. Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных, нездоровых в физическом смысле детей. Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предполагает отдельное рассмотрение сторон действительности и ориентирует на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. В то же время начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей межпредметную интеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития на следующих этапах средней школы. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УДД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка- систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Для организации интегрированного подхода в обучении особое место занимает формирование интеллектуальных действий. Именно они являются базой для успешного обучения младшего школьника. Учителя нашей школы активно используют интеграцию в своей деятельности. В чем суть понятия «интеграция»? Это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования. Цель интеграции в современном обществе — формирование целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка через гуманизацию процесса обучения. Данный процесс на практике осуществляется на различных уровнях интеграции. Внутрипредметная интеграция — интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных дисциплин. Она направлена на «прессование» материала в крупные блоки. В этом смысле интегрированное содержание становится информационно более емким и направлено на формирование способности мыслить информационно емкими категориями. В начальной школе содержание может иметь разную структуру, где отдельные знания или их элементы «сцепляются» между собой различным образом. Такая форма интеграции построена на основе принципа концентричности. Познание осуществляется или от частного к общему, или от общего к частному. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и закономерностями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг знаний.
Учителю достаточно объяснить принцип сложения и вычитания, умножения и деления чисел с 0. Тем самым высвобождается время на закрепление материала, на его возможное углубление.
Межпредметная интеграция — синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную. Самой распространенной формой межпредметной интеграции является интегрированный урок. В интегрированном уроке предметом анализа выступают многоплановые объекты.
Хочется отметить развивающие возможности интегрированного урока. Во-первых, он позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики — принцип системности обучения. Во-вторых, создает оптимальные условия для развития мышления. В-третьих, способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся. Практика подтверждает хорошую интеграцию литературного чтения и русского языка, литературного чтения и музыки, математики и технологии, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства или технологии. Интегрированный урок должен отличаться следующими особенностями: предельной четкостью, сжатостью учебного материала; логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью; информационной емкостью. Часто учитель проводит не один интегрированный урок, а 2–3 урока подряд, объединяя три и более предмета: обучение грамоте — письмо — математика, литературное чтение — музыка — изобразительное искусство.
Начальные классы — это первая ступень в мир литературы, интеграция помогает автору произведения донести до школьников: аромат художественного произведения К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», прекрасного самого по себе, с помощью включения музыки Э.Грига, что и становится основной целью моего интегрированного урока (III класс, интегрирование — чтение и музыка); выражение главного в композиции басни И. А. Крылова «Квартет» с помощью описания и живого звучания упомянутых в произведении великим баснописцем музыкальных инструментов (III класс, интегрирование — чтение и музыка); оттенки значений изученных форм поэтической речи, их образный смысл, используя методы и приемы «театральной педагогики»: вхождение в роль, умение свободно держаться, «как на сцене», элементы импровизации (III класс, Ф.Тютчев «Чародейкою-зимою…», С.Есенин «Заметает пурга…»); целостный литературно — художественный образ былинного героя Добрыни Никитича с помощью иллюстрации к былинному сказу (портрет богатырей), выполненной на уроке чтения самими учениками (III класс, интегрирование — чтение и изобразительное искусство).
Взаимная согласованность литературы с письмом, изобразительным искусством и музыкой усиливает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей. Чем органичнее их слияние, тем полнее и многостороннее знание моих учеников о предмете.