Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 07.03.2017

Статья просмотрена: 5392 раза

Библиографическое описание:

Чирова, Т. А. Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната / Т. А. Чирова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11889/ (дата обращения: 19.12.2024).



В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В. А. Сухомлинского: «Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать».

Социально-бытовая ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом — нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей с нормой интеллекта, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность ребенка с ОВЗ формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.

Труд — важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания школьников с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Формирование социально-бытовых навыков — процесс приобщения воспитанников к различным педагогически организованным видам общественно полезной работы с целью передачи им определенного опыта, развития у них трудолюбия и сознания человека труда. Дети, занятые различными видами труда, сообразительны, изобретательны, они сталкиваются с различными орудиями труда, материалами, узнают об их назначении, обогащают свой словарный запас. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире. Необходимо так организовать труд воспитанников, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, обеспечил всестороннее развитие воспитанников, помог им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки. Чтобы добиться значимых результатов должна проводиться систематическая работа с воспитанниками. Воспитание любви к труду, формирования трудовых умений и навыков требует постоянной работы с воспитанниками, а неучастия в ней от случая к случаю. Работа должна быть систематической, доступной. Непосильный труд порождает неуверенность воспитанника в собственных силах, нежелание выполнять её.

Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания:

Формирование навыков одевания.

Формирование навыков одевания — это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в устойчивой позе. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на сохранение равновесия.

Чаще всего дети не знают или нарушают последовательность при одевании. В этом случае воспитатель должен их направлять и помогать выполнять действия в правильной последовательности. Необходимо многократно показывать воспитаннику одни и те же действия, систематически проводить эту работу и не менять порядок ее выполнения. Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать. Формируя тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком совместно с ним всю процедуру, проговаривая каждый этап. Необходимо воспитанников научить, не только надевать и снимать одежду, но и складывать, и убирать ее в определенное место. Тем самым мы воспитаем у него привычку к аккуратности и сформируем положительные навыки поведения. Параллельно с этим необходимо включать в работу дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку.

Формирование навыков культуры еды.

Во время посещения столовой формируем элементарные навыки сервировки стола. Учить воспитанников по мере возможности складывать посуду на поднос, составлять правильно стулья. Необходимо формировать навыки аккуратности еды у воспитанников. Приучать детей садиться за стол и принимать правильное положение. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами, пищу брать понемножку, бесшумно, не набивать едой полный рот, по мере необходимости пользоваться салфеткой. Не разговаривать за столом во время приёма пищи.

Формирование навыков аккуратного ибережного обращения с вещами личного пользования.

Учим воспитанников замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок, вылезла рубашка из брюк и т. п.) и самостоятельно их устранять или обращаться за помощью к воспитателям.

В работе с детьми я использую такой способ коллективной деятельности, как совместно-индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своих тумбочках, полках для одежды и т. п., что дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе — это особенно важно на этапе овладения навыком. В свою очередь я имею возможность учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка: один нуждается в дополнительном показе, другой — в физической помощи (рука в руке), третий — в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвертый — в поддержке, чтобы действовал увереннее.

Формирование культурно гигиенических навыков.

Гигиенические процедуры следует многократно повторять в строго определённое время: утром, до еды, после еды, после занятий, вечером и т. д., чтобы действия вошли в привычку. Для совершенствования навыков самообслуживания организовываются коррекционные практикумы: «Чистим правильно зубы», «Ногти — предмет особого ухода», «О гигиене тела», «Чистые носки», «Уход за обувью», «Уход за волосами». Объясняем воспитанникам, что ходить в туалет необходимо в определённое время, а не в самую последнюю минуту своего желания. Учим пользоваться туалетной бумагой, спускать в унитазе воду, мыть после туалета руки. Все это представляет собой сложную цепочку действий. В своей работе в режимные моменты включаю игры и упражнения, просмотр мультфильмов на заданную тему, направленные на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Формирование навыков поддержания порядка вокружающей обстановке.

В условиях школы большое значение имеет создание уюта в спальном корпусе, в своём «жилом помещении». Воспитанники осваивают приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме. Поэтому учим раскладывать аккуратно в шкафу одежду, убирать в гостиной на места игрушки, в классе учебные принадлежности. Учим по мере возможности застилать за собой постель, ставить на место обувь. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание и мытье пола, вытирание пыли, поливка комнатных растений). При проведении экскурсий в СБО воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде. Мы знакомим воспитанников с различными бытовыми и кулинарными приспособлениями: мясорубка, чеснодавка, яйцерезка, различные виды тёрок, приспособление для красивой обрезки изделий из теста и т. д. Дети учатся пользоваться всем этим, знакомятся с техникой безопасности. Нашим воспитанникам очень интересно всё это видеть и они учатся всем этим пользоваться.

Формирование навыков культурного поведения и вежливых взаимоотношений.

Учим воспитанников здороваться и прощаться с взрослыми и сверстниками; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение к людям, товарищеские взаимоотношения с взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на вопросы. В своей работе использую сюжетно-ролевые игры для изучения многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Мы в театре», «Подарок», «Приём гостей», «В магазине» и т. д.

Обязательным условием работы является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность. Учитывая данную категорию детей невозможно получить быстрый результат, но воспитанников необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитанник, навык, всестороннее развитие воспитанников, мера возможности, одежда, работа, трудовая деятельность, формирование навыков, формирование навыков одевания.

Похожие статьи

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы)

Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Социально-педагогические аспекты организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями

Похожие статьи

Развитие коммуникативных навыков общения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности (из опыта работы)

Организация работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями в условиях сельской школы

Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Формирование профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Социально-педагогические аспекты организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями