Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников
Автор: Дубова Инна Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 10.02.2017
Статья просмотрена: 14956 раз
Библиографическое описание:
Дубова, И. А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И. А. Дубова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 19.12.2024).
Согласно положениям ФГОС ДО в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе работа с дошкольниками организуется в соответствии с принципами развивающего образования и акцентируется внимание на личностно ориентированном и интегративном подходах. В рамках деятельностного подхода образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) строится с учетом принципа включения личности каждого ребенка в значимую деятельность. Вместе с ведущей деятельностью дошкольника — игровой — одной из значимых видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность.
Это конструирование из строительного материала и различных конструкторов, бросового материала, собирание мозаики, вышивание, рисование, лепка и аппликация. Как считает Л. Ю. Алексеева, «от игры данные занятия отличаются тем, что связаны с созданием какого-то итогового продукта — рисунка, постройки, поделки и так далее. Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата» [1, с. 176].
Все продуктивные виды детской деятельности направлены на создание того или иного результата. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, умениями и представлениями. Например, в ДОО применяют предметное, сюжетное и декоративное рисование. В этой деятельности важно не допускать закрепления традиционных графических образов и превращения их в шаблоны, а стимулировать собственное творчество ребенка.
Поэтому, как считает коллектив авторов: М. В. Дюжакова, О. И. Лавлинская, А. В. Коломеец — педагог «должен поощрять использование детьми разнообразных инструментов, материалов и техник изображения, в том числе, нетрадиционных: монотипия, тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальцами, ватными палочками, ладошкой, оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой, печать по трафарету, кляксография обычная, с ниточкой, с трубочкой, тиснение, набрызг, отпечатки листьев» [4, с. 581].
При этом важно поддерживать интерес детей к данной деятельности, а применение неклассических вариантов изображения, различных материалов и инструментов должны способствовать творческому развитию детей, но не превращаться в самоцель. Лепка из пластилина или глины очень увлекательное, интересное, полезное занятие. В последние годы, по словам авторов Р. Г. Казаковой, Т. И. Сайгановой, Е. М. Седовой, В. Ю. Слепцовой, Т. В. Смагиной, «очень популярными материалами для лепки стало соленое тесто, бумажная масса. В детском саду применяют три вида лепки: предметная лепка (ребёнок лепит отдельно взятый предмет), сюжетная лепка (изображение действий нескольких персонажей или персонаж и предметы), декоративная лепка (посуда; предметы декоративного искусства, свистульки, матрешки; украшение плоских форм разнообразными объемными деталями)» [5, c. 6].
Другой вид продуктивной деятельности — аппликация — позволяет ребенку ознакомиться с различными способами работы с бумагой. Дети знакомятся с разными приемами вырезания из бумаги (симметричное, силуэтное, ленточное); овладевают различными способами создания выразительного образа (обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают), наклеивают бумагу или отдельные ее части; учатся правильному и безопасному обращению с ножницами. Возможно выполнение аппликации с элементами рисования, дизайна, конструирования; с применением различных материалов (ткань, листья, семена, соломка и т. д.).
Конструирование — целенаправленный процесс решения технических задач, предполагающих создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Выделяют три типа конструктивной деятельности ребенка:
− по образцу;
− по условиям;
− по замыслу.
Все типы конструирования взаимосвязаны, каждый тип развивает специфические способности. Для конструирования в детском саду используют крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей, конструктивные игры-головоломки. Большую популярность в работе с дошкольниками, считает С. Климова и Ю. Чичиланова, «приобретает LEGO конструирование. Дошкольники с удовольствием сооружают постройки из песка и снега, где самостоятельно планируют свою деятельность, обыгрывают постройки, трудятся сообща» [6, с. 95].
Художественный (ручной) труд — это вид продуктивной деятельности, тесно связанный с конструированием и аппликацией. Из бумаги и картона выполняют работы по типу оригами; изготавливают атрибуты к играм, элементы костюмов, декорации; пальчиковый и настольный театр; мастерят кукольную мебель, дома, машины. Природный и бросовый материал (поролон, крупный и мелкий бисер, пенопласт, яичную скорлупу, проволоку, семена цветов и растений, крупы, бобы, листья) служит для изготовления поделок, украшений, подарков. При помощи ниток, ткани дети осваивают основы шитья, вязания и плетения макраме.
В процессе продуктивной детской деятельности активно формируется зрительная память ребенка, развивается речь детей, воображение, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, умение анализировать, обобщать. У детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности, глазомер, общая и мелкая моторика руки, координация движений, формируется аккуратность, упорство, усидчивость, целеустремленность, умение доводить начатую работу до конца. Дошкольники учатся действовать в заданных условиях, планировать и совместно обсуждать замысел, создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, проявлять активность, инициативу, самостоятельность и творчество.
Кроме того, овладение детьми продуктивными видами деятельности является подготовкой детей к обучению в школе. Организуя продуктивные виды детской деятельности, педагог должен обеспечить эмоциональную стабильность ребенка на протяжении всего периода деятельности, сформировать мотивацию к предстоящей работе, подобрать задание в соответствии с возможностями, интересами и предпочтениями детей, предоставить свободный доступ к художественным материалам, предоставить право самостоятельно определить порядок действий для достижения цели, оказать помощь в осознании значимости личного участия в коллективном творчестве, признавать детские достижения.
Как отмечают авторы О. В. Бережнова и Л. Л. Тимофеева, «взрослые предлагают детям задания, которые развивают у детей умение придумать, предвидеть, домыслить, преобразовать; побуждают сооружать индивидуальные, комплексные и коллективные постройки (по замыслу и с опорой на чертежи, схемы). Поскольку восприятие ребенка-дошкольника целостно, его обучение должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением познаваемого объекта на отдельные составляющие, а интегративно» [2, с. 30].
Продуктивные виды деятельности позволяют обогатить и разнообразить работу с детьми при реализации всех образовательных областей по ФГОС ДО. Рассмотрим на примере организации работы по математическому развитию дошкольников. Дети используют знания, приобретенные в процессе конструирования (геометрические плоскостные фигуры и объемные формы; понятия о вершине, стороне, углах, части и целом; преобразование плоских форм в объемные; пространственные отношения). Для закрепления образа цифр можно предложить детям выложить их из палочек, шнура, камешков, ракушек; вылепить из теста, пластилина; перерисовать цифру с контура на картон, заполнить пластилином и по желанию украсить. Можно привлечь детей к составлению коллажей из изученных геометрических фигур и цифр, сочинению сказок математического содержания и их иллюстрированию.
Педагогическое взаимодействие осуществляется в формате совместной деятельности педагога и ребенка. По словам Т. Н. Дороновой, «она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности. Формы организации совместной деятельности взрослых и детей: мастерские детского творчества, выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, творческие проекты, занятия в изостудии» [3, с. 61].
В воспитательно-образовательном процессе ДОО в жизни ребенка должно быть предусмотрено место для свободной продуктивной деятельности, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов, где есть возможность участвовать в коллективных действиях со сверстниками и действовать самостоятельно. Необходимым условием свободной продуктивной деятельности является наличие разнообразных пособий, материалов, которые должны быть в свободном доступе и достаточном количестве. Ребенок может решать сам, какие материалы, когда и как ему использовать. Роль педагога при этом заключается в том, чтобы совместно с ребенком разработать план и способ его деятельности, предоставить набор материалов, соответствующий интересам и стимулирующий личностное развитие ребенка.
Можно сказать, что знакомство с техниками, применение различных форм совместной деятельности, создание условий для самостоятельной детской деятельности, умелое руководство взрослого стимулируют интерес детей к продуктивной деятельности, являющейся эффективным средством целостного развития дошкольников.
Таким образом, основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивная деятельность в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт. Многочисленные исследования показали, что именно продуктивная деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, воображение, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.
Литература:
- Алексеева Л. Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Алексеева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 176–178.
- Бережнова О. В. Этап построения модели педагогического процесса / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы: Методическое пособие. — М., 2013. — С. 30–32.
- Доронова Т. Н. Мастерская / Т. Н. Доронова // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. — М. — 2013. — С. 61–64.
- Дюжакова М. В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника / М. В. Дюжакова, О. И. Лавлинская, А. В. Коломеец // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — № 5. — С. 580–583.
- Казакова Р. Г. Нетрадиционные графические техники / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина // Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р. Г. Казаковой. — М. — 2008. — С. 5–31.
- Климова С. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников / С. Климова, Ю. Чичиланова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 4. — С. 95–99.