Народная игровая культура как фактор формирования социально-нравственных отношений во взаимодействии: педагоги-родители-дети
Авторы: Кузнецова Алёна Юрьевна, Денисенко Елена Петровна, Ткаченко Галина Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 20.02.2017
Статья просмотрена: 269 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, А. Ю. Народная игровая культура как фактор формирования социально-нравственных отношений во взаимодействии: педагоги-родители-дети / А. Ю. Кузнецова, Е. П. Денисенко, Г. С. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11908/ (дата обращения: 19.12.2024).
Статья посвящена проблеме приобщения детей к народной игровой культуре как средству формирования социально-нравственных отношений во взаимодействии: педагоги-родители-дети. Особая роль в формировании социально-нравственных отношений у детей заключается во взаимодействии педагогов с родителями и детьми.
Ключевые слова: народная игровая культура, нравственность, социализация, взаимодействие, сотрудничество, педагог, родитель, ребенок
Актуальность проблемы сотрудничества воспитателей ДОУ и родителей в процессе социально-нравственного воспитания заключается в том, что необходимо создать механизм тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями при организации социально-нравственного воспитания предусматривающего включение дошкольников в позитивные нравственные отношения; формирование нравственных знаний и представлений; обогащение опыта социально одобряемого поведения; развитие нравственного развития личности.
На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием это и Я. А. Коменский, и: К. Д. Ушинский, и Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. И. Болдырев, И. Ф. Харламов, И. С. Марьенко, а также ряд российских ученных: Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, Л. Г. Григорович, И. П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.
Нравственное воспитание — одна из важнейших задач нашего общества. Воспитывать нравственные качества личности ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. В детстве закладываются нравственные качества личности ребенка, усваиваются моральные нормы и правила.
П. Ф. Лесгафт одним из первых предложил использовать народные подвижные игры в воспитании детей. Он обращает внимание на то, что в народных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей; считал народные подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств — честности, выдержки, дисциплины, товарищества. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижные игры являются упражнением, готовящим ребенка к жизни.
А. П. Усова, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович и Ф. Лесгафт много внесли в дальнейшую разработку проблемы использования народных игр в работе с детьми. Они подчеркивали их главное достоинство — самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, быстротой выносливостью.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Собственный опыт работы показал, что формирование социально-нравственных качеств у дошкольников вызывает затруднения. Проанализировав опыт работы по приобщению детей к русской народной культуре таких педагогов как А. П. Усова, К. Д. Ушинский был сделан вывод, что игра является неотъемлемой частью интернационального воспитания детей. Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
Проанализировав уровень воспитанности детей, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются духовно-нравственные чувства, любовь к Родине, что является проблемой.
Мы создали обстановку и условия благоприятные для вовлечения детей в игровую деятельность. При этом старались, чтобы инициатива в развёртывании игры принадлежала ребёнку. Воспитатель анализировал ситуацию, направлял процесс её начинания и развития, способствовал получению результата.
Результатами проведенной работы являются:
− Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
− Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
− Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
− Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
− Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
− Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
− Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, предложенная система работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр является эффективной.
Возможность внедрения данного опыта значительно повышает эффективность работы дошкольного учреждения по направлению духовно-нравственного развития с учетом ФГОС и представляет интересную область поиска и раскрытия своего мастерства и владения навыками народной культуры для любого творчески мыслящего педагога.
Литература:
- Аникин В. П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. — М., 1957. — 165 с.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 144 с.
- Виноградов Г. С. Детский фольклор и быт / Г. С. Виноградов. — Иркутск, 1925. — С. 54.
- Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — № 1. — С. 67–73.
- Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду / О. И. Давыдова. — Барнаул: БГПУ, 2003. — 160 с.
- Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т. И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. — СПб. «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2000. — 244 с.
Ключевые слова
сотрудничество, взаимодействие, социализация, нравственность, педагог, ребёнок, народная игровая культура, родительПохожие статьи
Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста
Формирование детского коллектива — это сложный процесс, который может потребовать значительных усилий со стороны педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для успешного социального взаимодействия детей, такие как организация коллективных ме...
Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников
Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...
Инновационный подход – важный фактор формирования культуры свободного мышления учащихся профессиональных колледжей
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся научно-теоретических основ, сути и значения формирования у учащейся молодежи Узбекистана культуры свободного мышления с использованием инновационных технологий как фактор свободного мышления на основе преп...
Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры через региональный компонент. Значение педагогического содействия в регионализации образования и воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается разность понятий «экологич...
Воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе
Статья посвящена описанию педагогического опыта по формированию у дошкольников любви к природе. Любовь к природе определяется через осознание ребенком значения природы в удовлетворении личных интересов и потребностей, через ориентирование личности до...
Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников
В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...
Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков
Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Роль детского спорта в процессе социализации личности
В статье представлены подходы к изучению социальной роли детско-юношеского спорта как фактора социализации личности. Детский спорт рассматривается как социальное явление интеграции человека в социальную систему общества. Особое положение в материале ...
Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО
Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...
Похожие статьи
Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста
Формирование детского коллектива — это сложный процесс, который может потребовать значительных усилий со стороны педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для успешного социального взаимодействия детей, такие как организация коллективных ме...
Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников
Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...
Инновационный подход – важный фактор формирования культуры свободного мышления учащихся профессиональных колледжей
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся научно-теоретических основ, сути и значения формирования у учащейся молодежи Узбекистана культуры свободного мышления с использованием инновационных технологий как фактор свободного мышления на основе преп...
Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры через региональный компонент. Значение педагогического содействия в регионализации образования и воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается разность понятий «экологич...
Воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе
Статья посвящена описанию педагогического опыта по формированию у дошкольников любви к природе. Любовь к природе определяется через осознание ребенком значения природы в удовлетворении личных интересов и потребностей, через ориентирование личности до...
Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников
В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...
Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков
Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Роль детского спорта в процессе социализации личности
В статье представлены подходы к изучению социальной роли детско-юношеского спорта как фактора социализации личности. Детский спорт рассматривается как социальное явление интеграции человека в социальную систему общества. Особое положение в материале ...
Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО
Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...