Народная игровая культура как фактор формирования социально-нравственных отношений во взаимодействии: педагоги-родители-дети
Авторы: Кузнецова Алёна Юрьевна, Денисенко Елена Петровна, Ткаченко Галина Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 20.02.2017
Статья просмотрена: 278 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, А. Ю. Народная игровая культура как фактор формирования социально-нравственных отношений во взаимодействии: педагоги-родители-дети / А. Ю. Кузнецова, Е. П. Денисенко, Г. С. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11908/ (дата обращения: 12.04.2025).
Статья посвящена проблеме приобщения детей к народной игровой культуре как средству формирования социально-нравственных отношений во взаимодействии: педагоги-родители-дети. Особая роль в формировании социально-нравственных отношений у детей заключается во взаимодействии педагогов с родителями и детьми.
Ключевые слова: народная игровая культура, нравственность, социализация, взаимодействие, сотрудничество, педагог, родитель, ребенок
Актуальность проблемы сотрудничества воспитателей ДОУ и родителей в процессе социально-нравственного воспитания заключается в том, что необходимо создать механизм тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями при организации социально-нравственного воспитания предусматривающего включение дошкольников в позитивные нравственные отношения; формирование нравственных знаний и представлений; обогащение опыта социально одобряемого поведения; развитие нравственного развития личности.
На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием это и Я. А. Коменский, и: К. Д. Ушинский, и Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. И. Болдырев, И. Ф. Харламов, И. С. Марьенко, а также ряд российских ученных: Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, Л. Г. Григорович, И. П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.
Нравственное воспитание — одна из важнейших задач нашего общества. Воспитывать нравственные качества личности ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. В детстве закладываются нравственные качества личности ребенка, усваиваются моральные нормы и правила.
П. Ф. Лесгафт одним из первых предложил использовать народные подвижные игры в воспитании детей. Он обращает внимание на то, что в народных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей; считал народные подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств — честности, выдержки, дисциплины, товарищества. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижные игры являются упражнением, готовящим ребенка к жизни.
А. П. Усова, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.
Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович и Ф. Лесгафт много внесли в дальнейшую разработку проблемы использования народных игр в работе с детьми. Они подчеркивали их главное достоинство — самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, быстротой выносливостью.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Собственный опыт работы показал, что формирование социально-нравственных качеств у дошкольников вызывает затруднения. Проанализировав опыт работы по приобщению детей к русской народной культуре таких педагогов как А. П. Усова, К. Д. Ушинский был сделан вывод, что игра является неотъемлемой частью интернационального воспитания детей. Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
Проанализировав уровень воспитанности детей, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются духовно-нравственные чувства, любовь к Родине, что является проблемой.
Мы создали обстановку и условия благоприятные для вовлечения детей в игровую деятельность. При этом старались, чтобы инициатива в развёртывании игры принадлежала ребёнку. Воспитатель анализировал ситуацию, направлял процесс её начинания и развития, способствовал получению результата.
Результатами проведенной работы являются:
− Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
− Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
− Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
− Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
− Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
− Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
− Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, предложенная система работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр является эффективной.
Возможность внедрения данного опыта значительно повышает эффективность работы дошкольного учреждения по направлению духовно-нравственного развития с учетом ФГОС и представляет интересную область поиска и раскрытия своего мастерства и владения навыками народной культуры для любого творчески мыслящего педагога.
Литература:
- Аникин В. П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. — М., 1957. — 165 с.
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 144 с.
- Виноградов Г. С. Детский фольклор и быт / Г. С. Виноградов. — Иркутск, 1925. — С. 54.
- Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — № 1. — С. 67–73.
- Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду / О. И. Давыдова. — Барнаул: БГПУ, 2003. — 160 с.
- Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т. И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. — СПб. «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2000. — 244 с.
Ключевые слова
сотрудничество, взаимодействие, социализация, нравственность, педагог, ребёнок, народная игровая культура, родительПохожие статьи
Роль учителя в формировании личности младшего школьника
В статье рассматривается влияние учителя на развитие личности младших школьников. Автор анализирует ключевые педагогические стратегии, направленные на формирование у детей ценностных ориентиров, социально-коммуникативных навыков и учебной мотивации. ...
Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры
В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...
Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста
Формирование детского коллектива — это сложный процесс, который может потребовать значительных усилий со стороны педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для успешного социального взаимодействия детей, такие как организация коллективных ме...
Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников
Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...
Инновационный подход – важный фактор формирования культуры свободного мышления учащихся профессиональных колледжей
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся научно-теоретических основ, сути и значения формирования у учащейся молодежи Узбекистана культуры свободного мышления с использованием инновационных технологий как фактор свободного мышления на основе преп...
Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры через региональный компонент. Значение педагогического содействия в регионализации образования и воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается разность понятий «экологич...
Воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе
Статья посвящена описанию педагогического опыта по формированию у дошкольников любви к природе. Любовь к природе определяется через осознание ребенком значения природы в удовлетворении личных интересов и потребностей, через ориентирование личности до...
Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников
В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...
Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков
Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Похожие статьи
Роль учителя в формировании личности младшего школьника
В статье рассматривается влияние учителя на развитие личности младших школьников. Автор анализирует ключевые педагогические стратегии, направленные на формирование у детей ценностных ориентиров, социально-коммуникативных навыков и учебной мотивации. ...
Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры
В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...
Формирование детского коллектива как фактор развития личности детей младшего школьного возраста
Формирование детского коллектива — это сложный процесс, который может потребовать значительных усилий со стороны педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для успешного социального взаимодействия детей, такие как организация коллективных ме...
Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников
Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...
Инновационный подход – важный фактор формирования культуры свободного мышления учащихся профессиональных колледжей
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся научно-теоретических основ, сути и значения формирования у учащейся молодежи Узбекистана культуры свободного мышления с использованием инновационных технологий как фактор свободного мышления на основе преп...
Место регионального компонента в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по формированию экологической культуры через региональный компонент. Значение педагогического содействия в регионализации образования и воспитания детей дошкольного возраста. Рассматривается разность понятий «экологич...
Воспитательно-образовательная деятельность по формированию у дошкольников любви к природе
Статья посвящена описанию педагогического опыта по формированию у дошкольников любви к природе. Любовь к природе определяется через осознание ребенком значения природы в удовлетворении личных интересов и потребностей, через ориентирование личности до...
Читательская культура как значимый компонент в системе духовно-нравственного воспитания школьников
В данной статье раскрываются механизмы взаимосвязи культуры и духовно-нравственного воспитания школьников. Актуализируется концепция развития и воспитания личности с позиции культуры — «идея диалога культур», где одной из важнейших составляющих являе...
Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков
Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...