Проектная деятельность на уроках истории
Автор: Хоруженко Елена Григорьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 23.02.2017
Статья просмотрена: 5157 раз
Библиографическое описание:
Хоруженко, Е. Г. Проектная деятельность на уроках истории / Е. Г. Хоруженко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 105-108. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11918/ (дата обращения: 15.11.2024).
Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов. Организация проектной деятельности учащихся способствует развитию творческого потенциала, проведению самостоятельных исследований, развитию работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда, формирует привычку к анализу потребительских и технологических ситуаций. Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:
‒ исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);
‒ творческие(нацелены на результат в жанрах художественного творчества),
‒ приключенческие(игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),
‒ информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),
‒ практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т. д.).
Изучение теоретических обобщений и практического опыта организации проектной деятельности на уроках истории, а также собственный практический опыт позволяют сделать вывод о его значимости, востребованности и результативности. Поэтому задачей школьного образования становится не только передача определенных знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими. Важным является освоение школьниками умения извлекать новую информацию из разнообразных источников, оперировать ею, выводить общие закономерности. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. Его осуществление происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий. Учитель, планируя проведение подобной работы, должен четко осознавать, для чего она необходима, каких целей он хотел бы достичь, определить для себя все этапы предстоящей деятельности. Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий: подготовка (формулирование темы и целей проекта); планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т. п.); исследование (сбор информации, решение промежуточных задач); оформление результатов и выводов; представление или отчет; оценка результатов и процесса.
Использование этого метода в основной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому первые этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, а отчет о проделанной работе представляется на уроке. Использование метода проекта возможно как при закреплении ранее изученного материала, так и в ходе его освоения. В последнем случае защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1–2 недели до запланированного урока).
Например, при изучении темы «Великие географические открытия» (7 класс) совместно с учащимися были разработаны следующая цель и задания:
Цель:
‒ определить те причины, которые побудили людей отправиться в далекие путешествия,
‒ как изменились представления средневекового человека об окружающем мире,
‒ попытаться оценить географические открытия и завоевания с разных точек зрения: европейцев и индейцев, современников событий и с позиций современного нам человека.
Направления работы над проектом:
‒ отразить причины путешествия в виде письма к купцу, банкиру или правительству с просьбой о финансировании экспедиции с обоснованием её необходимости.
Работа может быть выполнена и в форме записи в личном дневнике. Важное условие: все должно быть написано от первого лица:
составление бортового вахтенного журнала; создание карты — маршрута путешествия; описание от первого лица впечатлений о путешествии и его результатах (от имени путешественника, завоевателя или коренного жителя, открытых европейцами земель, от лица современного ученого, нашедшего личный дневник путешественника или бортовой журнал).
Постановка задачи выполнения работы от первого лица преследовало цель стимулирования творческих способностей учащихся, получения детьми возможности пропустить получаемые знания через свой внутренний мир, определение личностных смыслов в овладении новыми знаниями. К тому же каждое направление проекта имело разную степень сложности, что давало возможность дифференцировать их. Разработанные задания распределялись среди членов группы самостоятельно. В зависимости от поставленных целей состав групп может определяться либо учителем, либо они формируются по желанию ребят. Каждая группа должна была создать проектную работу об одном из мореплавателей (Ф. Магеллан, Васко да Гама, Х. Колумб, Бартоломеу Диаш), или конкистадорах (Ф. Писарро, Э. Кортес).
Важным является и тот момент, как включить защиту проектов в структуру урока. В данном случае урок был построен следующим образом:
- Объявление темы и определение совместно с детьми целей предстоящей работы на уроке;
- Определение порядка представления проектов (причины — ход события — результаты);
- Представление первой части проектов — причин каждого из путешествий.
Задание учащимся: определить и сформулировать причины Великих географических открытий, записать их в тетрадь. Проверка выполнения задания, обобщение и уточнение.
Вопрос учащимся: какие, по-вашему мнению, технические изобретения сделали возможными подобные путешествия? Сообщение, подготовленное одним из учащихся по этой теме (об особенностях каравелл и об астролябии). Представление бортовых вахтенных журналов (рассказ сопровождается работой с картой) и впечатлений от путешествия и его результатах. Каковы, по-вашему мнению, результаты Великих географических открытий? Обобщение и уточнение ответов (запись в тетрадь). Подведение итогов урока.
Постановка дополнительных вопросов для учащихся, не задействованных в представлении проектных работ, позволяет включить их в активную работу на уроке, стимулирует их познавательную деятельность, учит внимательно слушать выступающих, делать выводы. Таким образом, подобная организация работы детей позволяет избежать поверхностности при использовании метода проектирования. Этот метод можно применять и без предварительной подготовки, организовав групповую работу учащихся на уроке.
Так, при изучении темы «Реформация вЕвропе» (7 класс) группам можно дать следующие задания:
‒ подготовить выступления от имени католического священника, представителя лютеранской церкви или народной реформации с защитой своих идей.
Здесь уже дети либо самостоятельно, либо совместно с учителем должны сформулировать цель, гипотезу, методы реализации проекта. Затем можно организовать дискуссию между представителями различных религиозных учений. Это позволяет ребятам глубже осмыслить причины кризиса католической церкви, вникнуть в суть идей реформационных течений.
В ходе работы на уроке учитель может оказать детям помощь в случае затруднений. Такая организация урока позволит учителю создать условия для развития у школьников навыка работы с учебником, для осмысленного, а не механического запоминания изучаемого материала.
Широкие возможности для проектной деятельности у учащихся старших классов. Так учебник «История России ХХ- начало ХХI века» (отв. ред. Н. В. Загладин) освещает альтернативные точки, истории нашего государства. Например, что было бы, если П.Столыпин успешно провел свою реформу. Генеральным секретарем ЦК на ХVII съезде ВКП(б) избрали С. М. Кирова. Лидером государства после смерти И. В. Сталина стал Л. П. Берия и т. д. Такие ученические проекты, относятся к прогностике или ретроальтернативистике. Ретроальтернативистика- это «построение альтернативных сценариев развития реальных событий в прошлом». Этот метод вполне понятен современным учащимся, он органично вписывается в их образ жизни (во много уже зависящий от компьютерных технологий) поскольку представляют собой фактически виртуальную модель развития, один из возможных уровней. Но при этом необходимо руководствоваться определенными критериями. Можно выделить четыре критерия: критерий реальности, критерий логичности, критерий сопоставимости и критерий оптимальности. Приведенные примеры показывают, что многие вопросы, изучаемые в курсе истории, можно превратить в проектные задания. Однако проекты, которые требуют больших затрат времени на подготовку, целесообразно использовать 2–3 раза в год.
В результате они становятся одним из методов повышения учебной мотивации учащихся в процессе изучения истории. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового образовательных маршрутов проекта. Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, контекстность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.
Организация обучения на уроках истории по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в «субъектов» деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.
Подводя итог о применение метода проекта на уроках истории, можно отметить, что он позволяет формировать и развивать умения и навыки, которые принято называть общенаучными, универсальными и те, которые необходимы для формирования базовых компетенций учащихся.
Литература:
- Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст] / Г. Ю. Ксензова. — М.:. Педагогическое общество России, 2000. — 112 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 423 с.
- Ступницкая, М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст] Рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М. А. Ступницкая. — Ярославль: Академия развития, 2008. — 256 с.
- Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения [Текст] // Профильная школа. — 2006. — № 5. — С. 21–29.