Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Курмакаева, Г. З. Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами / Г. З. Курмакаева, Т. М. Кобылянская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11947/ (дата обращения: 15.11.2024).



Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

‒ потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

‒ владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

‒ желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

‒ ориентация на партнера по общению;

‒ умение слушать собеседника.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Ведь уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению, от качества связной речи зависит успеваемость будущего ученика, и, наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, о своих переживаниях, планах, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое, невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Именно поэтому одной из основных задач детских дошкольных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи. А формирование, развитие связной речи у детей с речевыми проблемами — одно из основных направлений в коррекционном обучении. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Наряду с другими образовательными технологиями для реализации образовательной области «Речевое развитие» возможно использование проектно-исследовательского метода, который является подготовительным этапом для дальнейшего использования в начальной школе.

Участие в проектной деятельности делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом их саморазвития, является мощным ресурсом для развития способностей и компетенции детей, необходимых для жизни в современном обществе. В проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Педагог, понимая детей, устанавливает контакт с ними, старается общаться с ними «на равных». Отталкиваясь от детских интересов и возможностей, он расширяет их зону ближайшего развития, поддерживает при этом детскую самостоятельность, инициативу, творчество. Совместный сбор материалов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс. Родители воспитанников убеждаются в том, что развитие ребенка — его интересов, способностей, его самостоятельности, инициативности, творчества в познании и самовыражении — является истинной ценностью. Такое единение детей, педагогов и родителей дает возможность сделать проектно-исследовательскую деятельность более познавательной и яркой.

Когда мы стали участниками городской экспериментальной площадки и стали работать над педагогическими проектами «Развитие субъектности детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе их познавательной и продуктивной деятельности (на основе знакомства с профессиями сотрудников детского сада)», «Развитие познавательных и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР (в процессе открытия ими уникальности своей семьи)» и «Развитие познавательных и речевых способностей и формирование художественно-эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами в процессе изучения русских народных сказок», нами были поставлены задачи, решение которых помогло бы в преодолении логопедических проблем.

Это:

1) создание условий для преодоления у детей речевых барьеров в процессе общения;

2) развитие монологической речи,

3) диалогическое общение в процессе коллективных бесед, совместного рассказывания;

4) формирование умений задавать вопросы и находить ответы к ним и др.

5) расширение словарного запаса детей, их кругозора;

6) развитие умений самостоятельно добывать информацию с помощью доступных для детей источников (иллюстрированные энциклопедии, аудиозаписи, видео- и фотоматериалы, интервьюирование взрослых).

На начальном этапе работы над первым проектом «Развитие субъектности детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе их познавательной и продуктивной деятельности (на основе знакомства с профессиями сотрудников детского сада)» нами были составлены циклы мероприятий с детьми и родителями. Это:

‒ беседы с детьми,

‒ рассматривание иллюстраций,

‒ экскурсии по рабочим местам сотрудников детского сада,

‒ беседы детей с сотрудниками,

‒ проведение тематических занятий,

‒ создание различных педагогических ситуаций,

‒ консультирование родителей и т. д.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Беседа является одним из самых действенных приемов развития диалогической речи дошкольников. В беседе постепенно формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, активизируется словарь, так как педагог побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова, а вопросы самого педагога являются примером, и подталкивают детей к тому, чтобы они сами задавали вопросы.

Для развития умения задавать вопросы использовались разные упражнения:

‒ раздавала детям картинки с изображением людей разных профессий и предлагала задать вопрос тому, кто изображен на картинке;

‒ предлагала ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на картинке;

‒ после прочтения стихов о представителях разных профессий предлагала детям задать вопросы героям этих стихов;

‒ ответить на вопросы, содержащиеся в стихах;

‒ предлагала разнообразные предметы для рассматривания и задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое об этих предметах?»;

‒ давала задание на исправление неправильно сформулированного (логически, стилистически, грамматически, фактически) вопроса.

Приобретенные умения задавать вопросы и отвечать на них дети потом могли реализовать в сюжетно-ролевых играх, в диалогической форме — наиболее простой форме устной речи. Сюжетно-ролевые игры становились интереснее, дети постоянно вводили новых персонажей, добавляли новые выражения, новые атрибуты.

Наиболее сложным видом связной самостоятельной речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание. По сравнению с диалогом, монолог предполагает более полную форму изложения, содержит более сложные лексические и грамматические конструкции, требует заметных волевых и мыслительных усилий. Связная речь как бы вбирает в себя достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения.

Дети рассказывали о профессиях сотрудников, высказывали свои мысли и суждения, говорили, как они сами понимают значение тех или иных слов, т. е. давали толкование этих слов. Мы записывали объяснения детей, их мысли и высказывания. Дети рисовали картинки, предметы, нужные людям разных профессий. Так возник замысел создания «Словаря профессий» сотрудников детского сада. Мы познакомили детей с понятием «словарь», показывали детям разные словари, сфотографировали сотрудников на рабочих местах. И когда собрали весь материал, оформили, получился коллективный конечный продукт — «Словарь профессий» в картинках. Дети нашей группы, авторы проекта, стали лауреатами первого Фестиваля исследовательских работ «Узнайки» и «Умейки» 2010 года в номинации «Очень нужный проект».

Постепенно круг интересов у детей расширялся. Дети стали проявлять интерес к профессиям своих родителей, родственников, их стали интересовать внутрисемейные отношения, многие нравственные проблемы семьи и традиции их семей. Детский пытливый ум хотел новых открытий и познаний. Возникла необходимость удовлетворения интересов детей. Возможность удовлетворения интересов детей требовала привлечения родителей и других членов семьи. Поэтому проект «Развитие познавательных и речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе открытия уникальности своей семьи» как нельзя лучше подходил для этого.

Итогом деятельности детей, родителей и педагогов стало создание «Музея семейных традиций». Словарь детей обогатился такими словами, как экскурсовод, музей, экспонат, выставка… Мы проговаривали новые слова, объясняли значение непонятных слов. Каждый хотел побывать в роли экскурсовода и рассказать не только о своей семье, но и об экспонатах нашего музея. Наиболее интересные проекты и «Музей семейных традиций» были представлены на Втором Фестивале проектов и исследовательских работ «Узнайки и Умейки 2011г»., где стали лауреатами в двух номинациях:

‒ в номинации «За самое интересное исследование» был награжден Дзарданов Георгий, автор проекта «Уникальность моей семьи»,

‒ в номинации «За лучшее представление проекта» — дети группы, создатели проекта «Музей семейных традиций».

Хочется также отметить, что в 2012 году мы участвовали в V Городском конкурсе «Солнечный зайчик», где в номинации «Я и моя семья» заняли I место и были награждены Дипломом за лучший творческий проект «Уникальность моей семьи».

В рамках недели педагогического мастерства «Мир книги» в группе проводился семейный досуг «Книги вокруг нас», на который Тихон Возов с мамой принесли старинные книги из своей домашней библиотеки и рассказали о них детям. Это были необычные, старинные, редкие книги. Не только дети, но и мы, взрослые, с интересом их разглядывали, слушали рассказ Тихона и Виктории Леонидовны. Потом в ходе беседы с ними выяснилось, что помимо книг у них дома есть еще много других старинных вещей, раритетов, доставшихся им по наследству от бабушек и прабабушек.

Семья Тихона В. вдохновилась нашей идеей создания семейного мини-музея старинных вещей, так как у них появился устойчивый интерес к этой проблеме. Семейный музей — эффективное средство познания системы цен Важное и ценное в работе над этим проектом — это интерес, с которым ребенок рассказывает о своем проекте, о поддержке со стороны родителей, ведь он выступает от имени своей семьи! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, экскурсовод. Причем не только он сам, но и вся его семья, то есть этот мини-музей — результат общения, совместной работы всей семьи и воспитателей детского сада.

Оформление и проведение экскурсии по семейному мини-музею старинных вещей способствовало повышению уровня познавательной активности Тихона В., приобретению навыков поисковой деятельности, развитию коммуникативной инициативы.

Создание семейного мини-музея помогло воспитанию художественного вкуса, интереса к музеям и выставкам, а также способствовало тому, что ребенок растет в атмосфере уважения к традициям и истории своей семьи.

В настоящее время мы продолжаем использовать проектно-исследовательский метод в своей работе. Дети с родителями делают свои мини-проекты, рассказывают о них в группе или представляют на заседаниях детско-взрослого клуба «Задоринка». Например, после летних каникул дети с удовольствием рассказывают о своем летнем отдыхе, делятся впечатлениями, показывают фотографии, газеты, сделанные вместе с родителями.

Подводя как бы итог всему сказанному, хочется отметить, что применение проектного и исследовательского обучения оправдано, помогает в совершенствовании связной речи детей путем поиска дополнительной информации, желания поделиться этой информацией, применения новых знаний в повседневной жизни, т. е. в игре, общении друг с другом. Мы лишь подталкиваем детей к поиску, приходим на помощь, если они сталкиваются с проблемами, поддерживаем их идеи, поддерживаем их познавательную и творческую активность. Сейчас хотим представить долгосрочный исследовательский проект «Обнимая небо крепкими руками».

Самым важным и ценным в работе над этим исследовательским проектом является то, что Соня М. занималась близким и интересным ей делом, реализовывала свою творческую инициативу при активной поддержке всех членов семьи. Создание поделок, атрибутов к игре, конструкция аэропорта будущего — это результат совместного творческого общения, плодотворного сотрудничества и сотворчества ребенка, семьи и педагогов.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, моя семья, родитель, связная речь, семейный мини-музей, семья, воспитательный процесс, дошкольный возраст, проектно-исследовательский метод.

Похожие статьи

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Изучение вопросов овладения письменной формой речи детьми младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

Практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников

Развитие словарного запаса как условие подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Похожие статьи

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Изучение вопросов овладения письменной формой речи детьми младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

Практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников

Развитие словарного запаса как условие подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи